«Уровень преподавания в вузе, а значит, и уровень подготовки выпускников, во многом определяет вовлечённость его педагогов в науку. Именно такие преподаватели способны зажечь сердца студентов огнём исследователя, пробудить интерес к выбранной специальности, открыть карьерные перспективы на будущее», – уверен временно исполняющий обязанности ректора Тверского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент Сергей Смирнов.
В этом году флагман классического образования Тверской области представит абитуриентам 15 новых программ, разработка которых обусловлена запросами и потребностями Верхневолжья. Обновления такого уровня в вузе не было порядка полувека.
Современный формат
Елена Семко, tver.aif.ru: Сергей Николаевич, Тверской государственный университет славится широким спектром программ: в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре их уже в целом более 170. Почему потребовалось добавлять новые?
Сергей Смирнов: Наш университет постоянно развивается и совершенствуется, откликаясь на запросы общероссийского и регионального характера. С 2024 года у нас введены новые профили, посвящённые искусственному интеллекту («Искусственный интеллект и анализ данных», «Программная инженерия в искусственном интеллекте», «Интеллектуальное управление в мехатронных и робототехнических системах»), обслуживанию сложного медицинского оборудования («Медицинская физика»), преподаванию биологии в школах и некоторые другие. Для будущих учителей мы также вскоре собираемся открыть несколько двупрофильных программ, по окончании которых можно будет вести не менее двух предметов, например физику и информатику. Всё это расширяет образовательные возможности для наших студентов, помогает им успешно реализовать себя в современных реалиях.
Некоторые профили мы существенно модернизировали. Например, в профиль «Мехатроника и робототехника» ввели блок по управлению беспилотными системами; на место «Инноватики» приходит «Управление в технологических системах». Профили факультета географии и геоэкологии дополнил блок о геоинформационных технологиях. Есть программы, которые прослужили верой и правдой тверскому образованию несколько десятилетий, но теперь, ввиду изменения условий и требований, уступают место другим. Например, это «Физика конденсированного состояния вещества».
– Насколько активно внедряются индивидуальные траектории образования?
– Переход на них идёт, хотя медленнее, чем хотелось бы. Мы добавляем те или иные компетенции в качестве дополнительных и вследствие расширения взаимодействия вуза с реальным сектором экономики. Серьёзно увеличили использование дистанционных технологий. Формат аудиторных занятий, естественно, остаётся и останется преобладающим, однако наряду с ним мы вводим синхронное дистанционное обучение, когда студент и преподаватель работают над освоением материала на расстоянии и в режиме реального времени.
Дистант открывает доступ к использованию дорогостоящего специализированного оборудования высочайшего класса, находящегося в российских научных центрах. Кроме того, студент может виртуально присутствовать на занятии, находясь в другом городе, например на научной конференции или дома у родителей. Таковы возможности современного классического вуза. Хотя, ещё раз подчеркну, во многих случаях дистанционные технологии не могут заменить обучения «глаза в глаза».
Мэтры науки
– 8 февраля отмечается День российской науки. Что значит наука для современного классического вуза?
– Это сущность университетской жизни, современный вуз без неё не может существовать. Качество образования в вузе напрямую связано с его научными достижениями, с участием студентов в научной деятельности. Наука – это движение к вершинам. Кто из родителей не хочет, чтобы их ребёнок учился покорять высоты, занимался в современных лабораториях, проводил собственные исследования?! Я рад, что наша альма-матер предоставляет студентам такие возможности и они непрерывно возрастают. Наконец, наука – это очень интересно, это горящие глаза студентов и педагогов.
Тверской государственный университет славится именами десятков выдающихся учёных, мэтров науки, которые и сейчас преподают в нашем вузе. Это физики Юрий Григорьевич Пастушенков, Борис Борисович Педько, Иван Александрович Каплунов; химики Виктор Михайлович Никольский, Павел Михайлович Пахомов; биологи – проректор по научной и инновационной деятельности Андрей Валерьевич Зиновьев, директор Ботанического сада Юрий Викторович Наумцев; историк Татьяна Геннадьевна Леонтьева; филологи Людмила Николаевна Скаковская, которая совмещает науку, преподавание и государственную деятельность в Совете Федерации, Виктор Александрович Миловидов, Наталия Фёдоровна Крюкова и другие.
– Насколько научные труды сотрудников вуза ориентированы на практику?
– Многие исследования, особенно молодых учёных, имеют реальный эффект для Тверской области и страны в целом. Научные достижения физиков нашего физико-технического факультета очень востребованы на федеральном уровне. Исследования географа Ильи Петровича Смирнова помогли привлечь в Тверскую область сотни миллионов рублей федеральных грантов на благоустройство малых городов. Наши преподаватели и студенты под руководством экономиста Марины Валерьевны Цуркан совместно разработали компьютерную информационную систему для служб скорой помощи. И таких примеров много. Однако наша задача – серьёзно усилить практическую ориентированность научных исследований, внедрять патенты наших учёных в производство. Переговоры об этом сейчас идут с несколькими предприятиями.
Стипендия – 50 000 рублей
– Правила поступления в вузы меняются каждый год. На что обратить внимание абитуриентам Тверского госуниверситета?
– Прежде всего на новый порядок оформления договоров целевого обучения. На двупрофильные программы с пятилетним сроком обучения – таким образом вуз начинает возвращение в сторону специалитета. На стипендию ректора для первокурсников с высокими результатами ЕГЭ или олимпиад, которую в этом году повысят. Сейчас она составляет 50 000 рублей в месяц. Уверен, что это привлечёт в наш вуз сильнейших абитуриентов.
– Какие ещё преимущества предлагает ТвГУ?
– Помимо широкого спектра специальностей и качественного образования я бы сделал акцент на доброжелательных отношениях между студентами и преподавателями, студентами и администрацией. Любой студент, а также его родители могут спокойно обратиться с интересующими вопросами к декану или его заместителю, проректору и даже руководителю вуза. Родители хорошо знают, в каких условиях учатся и живут их дети.
Так – с поддержкой семьи и в дружелюбной обстановке –происходит взросление наших студентов, что не закрывает для них возможности покорения столиц. Практика показывает, что в магистратуру большинства столичных вузов поступить проще, чем на бакалавриат, а молодые люди в 21–22 года гораздо более приспособлены к переменам в жизни, чем в 17–18 лет. Я прошу абитуриентов и их родных обратить внимание на этот факт.
Наконец, наш вуз открывает путь к перспективной профессиональной деятельности на Тверской земле. У нас множество примеров, когда выпускники находят себе занятие по душе в самых разных профессиях, открывают свой бизнес, становятся успешными специалистами, руководителями, госслужащими.
Доверяйте детям!
– Сергей Николаевич, вы и сами – выпускник Калининского государственного университета. Не жалеете, что в своё время выбрали именно этот вуз?
– В 1983 году, после окончания десятого класса, выбирая между нашим университетом и очень крутым московским вузом, я выбрал наш и не жалею об этом. Считаю, что у тверского классического вуза есть свой особый шарм, комфортный микроклимат. Я благодарен родителям за то, что они поддержали меня, как, впрочем, поддержали бы и любое другое моё решение: они давали мне советы, но не навязывали своего мнения. Родителям нынешних старшеклассников я бы тоже предложил больше доверять своим детям.
– Как и вы, тверской, а когда-то калининский университет окончили десятки тысяч людей. Чему они сейчас удивились бы, оказавшись в родном вузе? Что в нём изменилось до неузнаваемости, а что осталось прежним?
– Очень сильно изменились оборудование и образовательные технологии, компьютеризация. Ещё – возможности проявить себя вне учёбы: такого количества мероприятий для студентов раньше не было, при желании в них каждый может участвовать. Опять же, общение студентов с руководством вуза стало более регулярным. Лет 30–40 назад можно было отучиться в вузе пять лет, при этом ни разу не увидеть ректора и один-два раза вживую пообщаться с деканом. А неизменным осталось стремление дать студентам достойное образование и знания высокого качества.
Досье
Сергей Смирнов.
Родился в 1966 г. в Кашине. Окончил Тверской государственный университет по специальностям «история» и «правоведение». Работает в ТвГУ с 1993 г. Был замдекана юридического факультета, ответственным секретарём приёмной комиссии, проректором по экономико-правовым и социальным вопросам, директором Института непрерывного образования, директором Академической гимназии имени Максимовича. В 1991 году завоевал титул чемпиона Тверской области по греко-римской борьбе.
Кстати
В студенческих общежитиях на Спортивном переулке и на Соминке в конце прошлого года практически все оконные блоки заменили на пластиковые. В комнатах и квартирах, в холлах и на балконах стало гораздо теплее и уютнее. В целом же за год вузу удалось привлечь свыше 102 млн рублей дополнительного федерального финансирования. Их направили также на повышение зарплат сотрудников.
Реклама. ФГБОУ ВО "ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"