1938

Учитель на миллион. Педагог из Краснодара переехал работать в тверское село

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. АиФ Тверь 19/01/2021
Руслан Исаян / Из личного архива

Ещё месяц назад он жил и работал в тёплом Краснодарском крае, а сегодня преподаёт физкультуру детям в посёлке Селижарово. Руслан Исаян стал в Тверской области одним из первых земских учителей, отправившихся работать в сельскую школу, и получил за это миллион подъёмных.

Подобная программа уже много лет действует для врачей. В этом году её впервые запустили для учителей. Предполагается, что таким образом можно преодолеть дефицит педагогов в глубинке. Наконец осенью пополнения дождалось и Верхневолжье. Но помогут ли эти деньги закрыть проблемы в образовании?

Начать с чистого листа

Екатерина Евсеева «АиФ Тверь»:  Обычно молодые люди стремятся работать в городах. Вы же отправились в глубинку, сменив ещё и регион. Почему именно Селижарово?

Руслан Исаян: Этой осенью моя коллега уехала работать в Крым по программе «Земский учитель» и посоветовала мне тоже поучаствовать. Сказала, что дают хорошие подъёмные. А у меня, скажу честно, на тот момент были финансовые проблемы. Из 30 тысяч рублей, что получал в краснодарской школе, большую часть отдавал за съёмное жильё и кредит. Решил изучить информацию и попробовать поучаствовать в этой программе – как говорится, начать жизнь с чистого листа.

Вакансии учителя физкультуры давали школы Брянской, Тверской и Саратовской областей. В Брянске я стал вторым по результатам конкурсного отбора, а в двух других регионах – первым. Встал выбор. Решил взять несколько дней за свой счёт и съездить лично – посмотреть, стоит ли всё менять и ради чего. В Селижарово оказались хорошая школа, коллектив. Знаю, что в начале этого года здесь остались без учителя физкультуры. Прежний переехал, поэтому остальным педагогам пришлось брать дополнительную нагрузку и по совместительству вести физкультуру. Меня в школе встретили хорошо. Кроме того, директор Елена Алексеевна Веселова сказала, что есть возможность предоставить муниципальное жильё и помочь с допнагрузкой, так как по школьной ставке 19 часов в неделю зарплата выходит небольшая. Также Елена рассказала, что в учреждении присутствует стимулирующий фонд за призовые места и работу во внеурочное время. Такие условия предлагают не везде. Моя коллега в Крыму, к примеру, получает те же 30 тысяч рублей, но квартиру оплачивает сама. В Брянске мне тоже сразу сказали, что у них нет возможности предоставить служебное жильё. Конечно, переезд из Краснодарского края дался нелегко. Было тяжело расставаться с детьми, тем более вместе мы достигли хороштх результатов. Но сейчас передо мной стоят новые задачи и обязательства. Я должен показать уровень своей работы в школе в Селижарово, поделиться имеющимся опытом с детьми. И лучшим показателем моего труда могут стать только достижения учеников.

Подъёмные – много или мало?

– Жители районов часто жалуются на отсутствие досуга: ни кинотеатров, ни нормальных кафе и парков. Селижарово вовсе не большой поселок. Вас это не смущает?

– Честно говоря, я почти всё время отдаю работе, поэтому на отдых в лучшем случае остаётся только воскресенье, и даже в этот день могу сделать дополнительную тренировку с детьми, если ожидаются соревнования. А досуг? Недалеко есть Осташков и другие интересные старинные города. Раз в неделю или две недели всегда можно доехать, посмотреть, погулять. Впрочем, сейчас сами видите, какая обстановка в стране, не до развлечений.

– Миллион, который дают по программе, – это много или мало для педагога, уезжающего на село? Какая ещё поддержка нужна учителям?

– У всех коллег, с которыми я общался и которые стали земскими учителями, одна проблема: кредиты, ипотеки. Поэтому многие идут в эту программу, чтобы справиться с материальными трудностями. Я тоже на эти деньги закрыл кредит, купил машину и необходимый для работы спортинвентарь. Много или мало – миллион? Это хорошие подъёмные. Но они, к сожалению, не решают главной проблемы педагогов – уровня зарплат. Если разделить миллион на все пять лет, которые учитель должен отработать по договору, то прибавка к зарплате получится примерно 16 тысяч в месяц. Но даже с этой суммой нам не достичь тех зарплат, которые получают коллеги в Москве или Санкт-Петербурге. В регионах учителю физкультуры платят 20–30 тысяч рублей, а в столицах – 120–130 тысяч. При этом работу мы выполняем одинаковую, продукты в том же «Магните» у нас и у них стоят тоже одинаково. Вот поэтому молодых специалистов в нашей профессии, да ещё в глубинке, так мало.

– Помнится, как-то в интернете бурную реакцию вызвали слова Дмитрия Медведева о том, что молодой учитель всегда найдёт способ заработать. Так ли это?

– Большинство учителей живут в школе – остаются после уроков, проверяют тетради, готовятся к следующим занятиям и приходят домой как выжатый лимон. Не говорю уже о том, сколько на нас бумажной работы и отчётов! Когда ещё подрабатывать? Некогда! Я не жалуюсь, но именно таковы реалии большинства педагогов.

– Врачам подъёмные за переезд на село дают уже много лет, но ехать в глубинку по-прежнему соглашаются единицы. А те, кто отправляется, выбирают районы ближе к областному центру и после окончания договора уезжают. Не получится ли, что и учителя сбегут?

– Я только приехал, спросите меня хотя бы через год о предварительных итогах. Сейчас же у меня есть определённые обязательства перед Министерством образования, школой и детьми. И я хочу их выполнить. В любом случае для регионов даже временные контракты – возможность решить кадровую проблему хотя бы на пять лет. А там – как знать, может, удастся создать семью, обрасти корнями и остаться уже навсегда.

Уроки по Вотсапу

– Ваша специализация – учитель физкультуры. Но уж так сложилось, что этот предмет считается второстепенным, его нередко прогуливают. Не обидно?

– Конечно, обидно. Особенно когда сами родители внушают детям, что физкультура – неважный предмет. Главное – знать математику, русский и английский языки. Но я всегда требую с уважением относиться и к своему предмету. Уроки физкультуры помогают быть в форме, дают ребёнку уверенность. Не так важно повторить 300 раз одно упражнение, сколько дать понять, что это упражнение ему под силу. В школах многое зависит от учителей. Как математика может быть ненавистным или любимым предметом, так и физкультура. Действительно, есть педагоги, которые не отрабатывают полностью свои уроки, а иногда ещё и говорят: «Как платят, так и работаем». Я считаю, что, если хочешь получать отдачу и добиваться результата, должен быть требовательным и к себе, и к своему предмету. Заинтересовать учеников – задача именно педагога. Неспособных детей нет. Другое дело, ребёнка нужно зацепить, чтобы он себя проявил.

– Интересно, как физкультура проходит в условиях пандемии?

– Во время дистанционки я работал ещё в Краснодарском крае. Подготовил тогда так называемый маршрутный лист, где прописал все темы по программе. Уроки проходили по вотсапу. Присылал в общий чат задания, видеоролики по теме и теорию. Кроме того, у каждого ребёнка был учебник по физкультуре. Раз в две недели давал проверочную работу. Понятно, что дистанционное обучение не заменит очное. И это относится не только к физкультуре. Но что теперь делать? В такой ситуации вся страна, весь мир, поэтому надо искать выход.

Мужчины, к доске!

– Мужчины-педагоги сегодня большая редкость. Как вернуть сильный пол в школу?

– Если бы я знал! Это хорошая задача для чиновников из отрасли образования. Надо понимать, что школа без мужчины – словно неполная семья. В ней может быть комфортно, но всегда будет не хватать ощущения некой крепости. Кроме того, в воспитании мальчишек мужской пример ничем не заменишь. Это касается и дисциплины, и того, чтобы направить энергию ребят в правильное русло. Да и такие предметы, как ОБЖ, физкультура, информатика, уроки труда, действительно должны вести мужчины. Другое дело, что сегодня учитель – профессия отдельных энтузиастов. Для большинства людей она непрестижная, нервная и трудная, потому что ладить с современными детьми и доносить до них информацию непросто. Выросло поколение учеников, которые считают, что они уже всё знают. Сегодня в отрасли остаются не те, кто работает в школе, а кто живёт ею.

– Несколько лет назад был популярен комедийный сериал «Физрук». Ваш «коллега» показан там своим парнем для учеников. А каким на ваш взгляд должен быть педагог в жизни?

– Педагог не должен быть своим парнем, но обязан видеть и понимать каждого ученика, приходить на помощь. Задача современного учителя – не просто провести урок и засчитать норматив, а мотивировать в ребёнке желание учиться. Важно ведь не сдать предмет, а знать его.

Справка

Всего по программе «Земский учитель» девять учителей отправились работать в школы Вышневолоцкого городского округа, Кашина, Кимр, Осташкова, Зубцова, Селижарово, пос. Новозавидовский Конаковского района, деревни Ново­Ивановское в Кимрском районе. В ближайшие два года в регионе планируют привлечь в глубинку ещё 20 педагогов.

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах