Ксению Григорьеву в посёлке Оленино Тверской области знают все. Ценят и уважают её не за красивые глаза. В свои 23 года девушка возглавила местную школу. Сегодня это самый молодой директор в Тверской области. В канун 1 сентября мы поговорили с Ксенией об образовании на селе, молодых учителях и современных детях.
Классная работа
Екатерина Евсеева, «АиФ в Твери»: Ксения, в столь молодом возрасте вас назначили директором школы. Это потому что некому было взять на себя ответственность или сыграли роль ваши лидерские качества?
- Считается, что руководитель школы должен быть не просто учителем, а эффективным менеджером. На ваш взгляд, директор школы - кто он?
- Мы должны быть руками, ногами, бухгалтерами и менеджерами школы. Задача директора - достать и эффективно потратить выделенные средства. Учитывая, что в нашей школе нет секретаря, мне придётся готовить отчёты, делать ксерокопии, печатать приказы и т.д. Зарплаты, приходы, расходы тоже на мне. Я уже окончила бухгалтерские курсы, чтобы справиться со всеми подсчётами. Директор - это ещё и завхоз. Где покрасить, побелить, поменять двери, окна, розетки - следить нужно абсолютно за всем! При этом руководитель школы не может отказаться от преподавания уроков, иначе ему не будет идти педагогический стаж. Поэтому я продолжу вести химию и биологию.
- Как думаете, справитесь?
- А есть другой вариант? (Смеётся.) Почти всё лето, несмотря на отпуск, провела на работе: целыми днями изучала документы. Глобальных планов пока не намечаю, надо сначала обвыкнуться и поработать. А там будет видно, какие проблемы стоит решать в первую очередь. Пока к 1 сентября по губернаторской программе успели отремонтировать спортзал, обновили учительскую, сделали в школе видеостудию. Второклашки просят ещё театральный кружок.
За детством - на село
- За последние годы в регионе закрылись десятки сельских школ. Одни против этого, другие за. Что думаете вы?
- Почему-то считается, что образование в деревенских школах хуже, чем в городе. Но зачастую это не так. Я сама после Оленинской школы поступила на бюджет в Тверской госуниверситет. Со мной в группе было немало ребят из глубинки, которые тоже прошли на бесплатную форму обучения. Хороший педагог даже в деревне сможет достойно подготовить ученика к экзаменам. Кроме того, в районных и сельских школах, как правило, небольшое количество учеников. У меня сейчас по 13-15 человек в классе. Образование получается более индивидуальным, внимание детей не так рассеивается. В городах школы с такими небольшими классами считаются очень престижными! В тех учебных заведениях района, где я была, всё необходимое для обучения есть: интерактивные доски, специальное оборудование для спортзалов и т.д. Вопреки всем стереотипам у сельских школ есть будущее. Всё зависит от активности педагогов и от желания чиновников. У нас глава района за то, чтобы сохранять школы до последнего. И деньги на их содержание находятся! Школы - не просто учебные заведения, это жизнь деревни. Именно они сегодня держат село: дают рабочие места, растят молодёжь. Семьи лишний раз не захотят уезжать из родных мест, когда их детям есть где учиться. Да и спокойнее мамам и папам, если ребёнок не едет за несколько километров, а учится рядом с домом.
- Оленинский район достаточно бедный. У большинства родителей нет возможности нанимать для своих чад репетиторов, покупать современные гаджеты. Как это отражается на качестве образования?
- В нашей школе, в основном, детки из малообеспеченных семей. Большинство ребят видят компьютер только в кабинете информатики. С одной стороны, это плохо. Ведь современный мир настолько компьютеризирован, что без информационных технологий и шагу ступить нельзя. С другой стороны, у ребят есть настоящее детство: они гуляют на свежем воздухе, а не сидят часами за планшетами и портят себе зрение. И всё успевают: и уроки сделать, и на секцию сбегать, и подурачиться во дворе.
«Гуглить» знания
- Пожилые педагоги вспоминают, что раньше перед учителями шапку снимали. Уважают ли сегодня ваш труд ученики и родители?
- Шапку, конечно, не снимают, но относятся уважительно. Хотя первый год было очень тяжело. Мало того, что бумажной работы оказалось немерено: иногда по ночам готовилась к урокам, писала планы занятий, так ещё потребовалось время, чтобы дети начали воспринимать всерьёз. Поначалу они были очень удивлены, что к ним пришёл такой молодой учитель. Но я старалась подавать информацию как можно интереснее, показала границы «учитель - ученик». Сейчас с ребятами сложились доверительные отношения. Детей надо не только учить, но и общаться с ними, слушать. Педагог должен быть ещё помощником и психологом. Сегодня многие учителя поддерживают связь со своими учениками в социальных сетях. И это нормально, если общение не переходит границы. Педагоги оставляют на своих страницах ссылки на учебный материал, школьники могут тут же посоветоваться. Многие дети хотят от учителя услышать его мнение, рекомендацию и просто задать вопрос. С современным ребёнком надо говорить на одном языке. Сегодня учителям нужно успевать за своими учениками и лучше них «гуглить» информацию.
- Нам миллионы даже не снились. У начинающего учителя оклад равен прожиточному минимуму, это около 8 тысяч рублей. Также доплачивают за дополнительные часы, классное руководство и т.д. Понемножку набегает. Молодым специалистам в Оленинском районе первые три года ежемесячно платят ещё 50% от оклада. С осени в регионе обещают поднять оклады учителей ещё на десять процентов, то есть в среднем на тысячу рублей. Это приятно, но всё-таки не изменит наше финансовое положение. С другой стороны, в глубинке негде тратить деньги. Транспортом не пользуемся, больших магазинов и кафе, как в Твери, нет.
Из-за маленьких зарплат и неразвитой инфраструктуры многие молодые специалисты не едут на село, считая его ссылкой. Но для меня, напротив, каторгой оказалась Тверь. К концу пятого курса я устала от маршруток, пробок, вечной суматохи. Когда получила диплом, даже не сомневалась, что поеду обратно в Оленино. Здесь мой дом, родители, а теперь и муж. Мне кажется, педагог - такая профессия, в которой могут работать только по призванию. Одними деньгами сюда не заманишь. Работа с детьми - серьёзный труд. Поэтому в первую очередь здесь надо быть энтузиастом, любить детей и хотеть передать им знания. Иначе ты не сможешь остаться в этой системе.
Делу - время, а его нет
- В прошлом году в интернете бурную реакцию вызвали слова Дмитрия Медведева, что молодой и энергичный учитель всегда найдёт способ заработать. Так ли это?
- Мы с мужем уже говорили о том, чтобы открыть дополнительно своё дело. Идей в голове полно! С другой стороны, у педагогов совсем не остаётся свободного времени: уроки, внеклассная работа, проверка домашних заданий. А нужно ещё время на собственную семью. Кроме того, в деревнях у многих учителей есть домашнее хозяйство, которое тоже надо успевать содержать. В таком случае о подработке вряд ли может идти речь. Но ведь образование давно уже не та отрасль, где можно зарабатывать. Тем, кто хочет больших денег, надо выбирать другую сферу.