Что может принести известность небольшому городу? Историческое прошлое, самобытность… Не только. В Западную Двину приезжают молодые люди из нашего и соседних регионов, чтобы поступить в местный колледж, который славится инновациями и высочайшим качеством обучения.
Третий год подряд Западнодвинский технологический колледж имени И.А. Ковалёва становится лауреатом Национального конкурса «Лучшие колледжи Российской Федерации». «Путь к признанию – это самоорганизация, полная самоотдача и кропотливая ежедневная работа», – говорит и. о. директора учебного заведения Ромен Новиков. Он 17 лет проработал мастером производственного обучения и два месяца назад стал преемником Ивана и Андрея Ковалёвых – отца и сына, поднявших для колледжа высокую планку.
Площадка для инноваций
Елена Семко, tver.aif.ru: Ромен Михайлович, как учебному заведению, расположенному вдали от областного центра, удалось получить признание на федеральном уровне и завоевать лидирующие позиции в регионе?
Ромен Новиков: Постепенно, по максимуму проявляя себя в региональных и федеральных мероприятиях, не забывая о профессиональном росте сотрудников. Наш колледж был основан в 1951 году, но наиболее активно развивается начиная с 2000 года. Мы не только участвуем в значимых событиях, но и организуем их. С 2003 года проводим у себя олимпиады профессионального мастерства. В 2018 году у нас прошла Всероссийская олимпиада с участием 44 регионов страны. Тогда же мы организовали региональный чемпионат по компетенции «Агрономия», ещё через два года стали бронзовыми призёрами Национального чемпионата «Молодые профессионалы». Сейчас расширили перечень компетенций, в апреле проведём чемпионат не только по агрономии, но и по ландшафтному дизайну, эксплуатации сельскохозяйственных машин, ремонту и обслуживанию легковых автомобилей.
Мы никогда не останавливаемся на достигнутом, являемся Региональным ресурсным центром по подготовке кадров для сельского хозяйства. Приказом Института развития профессионального образования в июле прошлого года колледжу присвоен статус инновационной площадки. По итогам работы стали призёром федерального конкурса «Лучшие образовательные модели реализации общеобразовательной подготовки». Это значит, что в нашем учебном заведении разрабатывают, апробируют и внедряют новые педагогические технологии, а именно преподают общеобразовательные дисциплины с учётом профессиональной направленности.
– В 2020 году вы также выиграли федеральный грант на создание четырёх мастерских: по агрономии, ландшафтному дизайну, эксплуатации сельскохозяйственных машин и промышленному садоводству. Что получилось в итоге?
– Теперь у нас работают мастерские, оснащённые уникальным оборудованием, которое даёт возможность использовать современные технологии. Здесь есть всё, что требуется, чтобы стать настоящим профессионалом, практическое обучение максимально приближено к реальным производственным условиям и соответствует уровню передовых сельскохозяйственных предприятий. Все мастерские размещены в одном корпусе, заложен промышленный сад. Мы проводим здесь занятия для студентов и слушателей, демонстрационные экзамены, профессиональные чемпионаты, профориентационную работу, приглашаем сюда представителей других образовательных учреждений.
– Что же вы им советуете, чтобы они тоже были в тренде?
– Не сдаваться перед трудностями, ибо это слишком легко – сдаться, когда дела идут не так, как мы ожидаем. Все проблемы в жизни проверяют наш характер и делают нас сильнее. Нужно стремиться к успеху, ибо каждая победа повышает шанс нового выигрыша в будущем.
– Западнодвинский колледж готовит специалистов для сельского хозяйства, сферы обслуживания автомобилей, туризма и других отраслей. Какие направления обучения самые востребованные?
– Они все востребованы, так как новые специальности мы открываем по принципу целесообразности, с учётом потребностей детей, родителей, экономики. Полноценное развитие среднего профессионального образования сегодня невозможно без кластерного взаимодействия с работодателями. Предприятия и организации направляют в колледж заявки на подготовку специалистов, мы заключаем с ними договоры о практическом обучении, совместно корректируем программы. Работодатели приглашают студентов на экскурсии, выпускников – на стажировки. Так что практику наши ребята проходят в основном в Тверской области и остаются работать в регионе. Но часть молодёжи, конечно, уезжает в крупные города.
Высокая планка
– Какие дети к вам приходят учиться?
– Отличные ребята. Они делают свой выбор осознанно, самостоятельно. Многие из них не могут описать профессиональные действия на научном уровне, но им это и не нужно: они хотят стать мастерами своего дела, работать руками. Большое внимание у нас уделяется воспитательной деятельности, мероприятия в основном имеют профессиональную направленность и формируют лучшие человеческие качества. В перспективе мы также планируем создать Учебный военно-патриотический центр для проведения пятидневных сборов студентов и старшеклассников по подготовке к военной службе. Но самое важное для нас – обеспечить экономику страны квалифицированными кадрами.
– А есть ли у молодых людей сейчас реальные возможности прокормить семью, особенно на селе?
– Вопрос этот острый. Выпускники уже не хотят жить случайными заработками, им необходим положительный образ человека, который трудится на земле. Считаю, что свою траекторию успеха каждый должен выстроить сам. Но главное – всё, всегда и везде делать от души, не бояться работы. Тогда всё получится.
– Более 10 лет колледжем в Западной Двине руководил Андрей Ковалёв – сын Ивана Ковалёва, чьё имя носит учебное заведение. Теперь Андрей Иванович стал главой Зубцовского муниципального округа. Будете ли вы дальше с ним поддерживать связь?
– Непременно, в каких бы жизненных ситуациях мы не находились. Много лет я бок о бок работал как с Иваном Александровичем Ковалёвым, так и с его сыном, перенимал их управленческие качества, целеустремлённость, умение доводить начатое дело до конца. Команда в колледже осталась прежней, объединённой идеей дельнейшего развития. Планка поставлена, и опустить её мы не можем.
– А почему вы выбрали для себя профессию мастера производственного обучения?
– Для меня это деятельность, через которую можно самореализоваться, испытать чувство удовлетворения от того, чем занимаешься. Я чётко вижу результаты своего труда: помогаю студентам стать успешными, раскрыть свой потенциал, прививаю любовь к труду. Моя педагогическая философия: научился сам – научи другого, тем более что современная молодёжь активная, открытая к общению, имеет развитые творческие способности, с лёгкостью адаптируется в цифровой среде.
Преданность профессии
– У вас замечательный педагогический коллектив. Что бы вы пожелали своим сотрудникам в Год педагога и наставника?
– У нас действительно сложился сплочённый коллектив, уважающий традиции ветеранов педагогического труда. Много молодых педагогов, наших выпускников – они полны идей и готовы к нововведениям. Наши главные принципы в работе с кадрами – наставничество, мотивация и доверие. Я хочу поблагодарить коллег за трудолюбие и преданность профессии, пожелать им здоровья, неординарных уроков, веры в свои силы, вдохновения и профессионального творчества. Нас ждёт много интересных мероприятий, ярких событий, педагогических побед.
Кстати
Десять лет назад технологический колледж в Западной Двине подключился к реализации программы «Доступная среда». С тех пор здесь активно используют передовые педагогические технологии для подростков с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня в колледже обучается 25 таких молодых людей.