Примерное время чтения: 9 минут
928

«Зритель не виноват». Кинокритик Антон Долин о самых кассовых фильмах осени

«В кино многие идут исключительноо за развлечением. Но это не значит, что зритель не может мыслить. Просто жизнь такая сложная, что людям нужно переключаться», - говорит известный кинокритик страны Антон Долин.

Он часто бывает в Твери и даже называет себя поклонником города. Чем столица Верхневолжья лучше Москвы, почему отечественный кинематограф выглядит как подросток и на какие новинки осени стоит обратить внимание, Антон Долин рассказал «АиФ Тверь».

Вам повезло!

Екатерина Евсеева «АиФ Тверь»: Вы не первый раз в Твери. Как вам здесь?

Антон Долин: Я поклонник Твери. Мне всегда нравились города, стоящие на воде. Все великие столицы находятся на реках: Берлин - на Шпрее, Париж - на Сене, Лондон - на Темзе, Рим – на Тибре. В Москве есть уродливая Москва-река, вдоль которой почти никто не гуляет. Вам же повезло: здесь прекрасная Волга, которая во многом и определила обличие города. Также мне нравится, что у Твери древняя, богатая история. Это можно прочувствовать в картинной галерее, особенно в отделе икон, где почти каждый экспонат - шедевр. Конечно, лучше всего сюда приезжать, немного почитав о прошлом города. Так можно лучше понять Тверь. И да, это слишком приближенный к столицам городам, чтобы считать себя провинциальным.

- Тверичан часто обвиняют в неприветливости и неулыбчивости. Заметили подобные симптомы?

- Мне кажется, все русские люди неприветливы. Не вижу никакой разницы между жителями Твери и какого-либо другого города. Причём большинство наших людей не просто лишний раз не улыбаются, но и считают, что это хотя бы искренне в отличие от лицемерных американцев и европейцев. Но, вообще-то, улыбка западного человека – то же, что при встрече сказать «Здравствуйте». Меня печалит, что за границей незнакомый человек тебе всегда улыбнётся, а у нас в лучшем случае отведёт глаза, а то и испепеляюще посмотрит.

- В Тверской области снимают много фильмов. Как думаете, чем Верхневолжье так манит режиссёров?

- Тверь, как я уже говорил, - красивый старый город на реке. К тому же, близко расположен к Москве и Санкт-Петербургу. Это удобно режиссёрам. Тут и копаться не надо, совершенно прагматичный подход.

- Любопытно, что съёмки у нас проходят, а во многих райцентрах даже нет кинотеатров. Получается, сапожники без сапог?!

- Степень культурного развития той или иной территории всегда зависит от воли власти, а не пассивности жителей. Можно сколько угодно говорить, что у нас инертное население, которому ничего не надо. Допустим, что это так. Но, поверьте, если в городе или посёлке откроют кинотеатр, люди пойдут.

Что остаётся за кадром?

- Современный зритель охотно соглашается на «попкорн» - блокбастеры, незамысловатые комедии. Почему не хотим думать над серьёзными фильмами?

- Исторически сложилось, что от кино ждут развлечения и удовольствия. Любое другое искусство, будь то архитектура, живопись или театр, имеет сакральную природу, что-то возвышенное. У кино же – ярмарочное происхождение. И зритель ни в чём не виноват. Он может днём пойти на приключенческое фэнтези «Малифисента-2», а вечером дома читать стихи Мандельштама или слушать Баха. Выбор фильма вовсе не значит, что человек глупый. Просто сегодня люди идут в кинотеатр, чтобы отдохнуть, отвлечься от работы и вечной суеты. Жизнь у нас такая. Я сам, помню, в прошлом декабре работал по 20 часов в день, а потом пошёл на фильм «Аквамен». И мне было очень хорошо, голова выключилась!

- Как только не критикуют отечественный кинематограф: то русские не умеют снимать фильмы, то показывают лишь мрачную Россию. Даже про хорошую картину наш человек с ехидством скажет, что не ожидал такого от российского кино. Откуда столько недоверия?

- Общество устало от навязывания патриотизма. Чем больше человеку внушают, что он должен поддерживать отечественный продукт, тем сильнее возникает отторжение. Это проявляется во многом: когда ешь наш сыр якобы по французским технологиям, когда едешь на машине российского автопрома…То же самое и в кино: если тебе сказали, что наш фильм – вторые «Звёздные воины», а ты посмотрел и ничего общего не увидел, останется лишь разочарование.

Если перестать людям врать и представлять русское кино как успешного конкурента Голливуду, то увидим, что в целом у нас всё в порядке. Сходу могу перечислить несколько достойных отечественных картин этого года – «Француз», «Верность», «Дылда», «Бык». Есть и другие ленты. А можете назвать пять хороших итальянских фильмов этого года? Может быть, пять французских или британских? Так почему считается, что мы снимаем мало и плохо? Просто наше кино ещё молодое. Оно растёт, учится, бунтует, копирует других, выпрашивает деньги – словом, ведёт себя как подросток. Но ведь каждый ребёнок когда-то достигает зрелости. А сравнивать себя с Голливудом бессмысленно: там другие бюджеты и возможности. На американский прокат работают режиссёры, продюсеры и актёры со всего мира.

- Фильмы Никиты Михалкова и Фёдора Бондарчука зачастую снимаются за счёт господдержки, то есть за наши деньги - налогоплательщиков, и нередко вызывают критику зрителей. Должно ли государство спонсировать такие фильмы?

- Поддержка для киноиндустрии нужна всегда. Вопрос, как не отдавать предпочтение одним и тем же режиссёрам. Но даже если собрать жюри не из числа чиновников, а из авторитетных критиков, художников, продюсеров или актёров, уверяю, большинство из них всё равно скажут «да» фильмам Бондарчука и Михалкова. Сергей Михалков - единственный в России лауреат «Оскара», победитель Гран-при Каннского фестиваля и «Золотого льва» в Венеции. А Фёдор Бондарчук стал первым в России, кому удалось фильм о войне «Сталинград» сделать массово посещаемым. Если не этим людям давать, то кому?! Даже если несколько их предыдущих картин были неудачными.

В тренде - неверность

- Сейчас только и говорят, что про фильмы «Джокер» и «Текст». Какие ещё киноновинки вы бы выделили?

- Осень выдалась насыщенной. Среди отечественных картин можно отметить «Одессу» Валерия Тодоровского - нежное, ностальгическое, очень личное кино. Анализируя новинки осени, удивляешься, как много лент выходит про супружескую неверность. Это «Троица», «Давай разведёмся», а также моя любимая «Верность» - образец эротической и психологической драмы, где показана история распада семьи. Тема недоверия сегодня витает в воздухе, переносится на экраны, волнует режиссёров и зрителей.

Интересное авторское кино предлагает Светлана Проскурина. Её «Воскресение» - фантазии на тему современного Толстого: разговор о поиске себя, одиночестве людей, провинциальности и даже коррупции. Попытку переосмыслить прошлое предлагают ленты «Ленин. Неизбежность» Владимира Хотиненко, «Француз» Андрея Смирнова, «Грех» Андрея Кончаловского. А вот «Тайна печати дракона» - настоящий провал. Это один из самых бездарных русских блокбастеров.

Среди ожидаемых зарубежных фильмов – новые «Ангелы Чарли» и «Терминатор», «Доктор сон» по роману Стивена Кинга и многие другие.

Впрочем, лично для меня этой осенью в киноиндустрии доминирует «Джокер». Сегодня это самый кассовый фильм в истории с рейтингом 18+. Меня, как поклонника хорошего кино, радует успех этой картины. Но в то же время пугает, учитывая, насколько откровенно лента говорит о том, как страшно жить в этом мире. Русская драма «Текст» - тот же наш «Джокер». Здесь также показано расслоение общества: только не на богатых и бедных, как у американцев, а на тех, у кого есть право и сила и у кого нет. Оба фильма - история одинокого человека, несправедливо раздавленного обществом. Очень жизненно.

- Посоветуйте, как выбрать хорошее кино? Ведь рейтинги и актёрский состав не всегда гарантируют качество фильма.

- Первое, что нужно сделать, честно задать себе вопрос: что вы хотите получить от этого фильма? Если вы желаете высокого искусства, а пойдёте на «Пиратов Карибского моря», разочаруетесь. Точно так же, как если будете искать развлечение в «Любви» Михаэля Ханеке. Также обратите внимание на кассовые сборы фильма: насколько успешен он оказался в прокате. Если вам всё-таки важны рейтинги, хотя они абсолютно не объективны, лучше учитывать показатели не «Кинопоиска», а IMDb. Ну, а если интересует кино как высокое искусство, обратите внимание на наличие наград, кинопремий и почитайте рецензии кинокритиков. Считается, что мы смотрим фильм другими глазами и не способны получить удовольствие от каких-то простых вещей. Это неправда. Мы такие же люди. Если фильм весёлый – смеёмся, если грустный - плачем. Скучный – засыпаем. Но при этом кинокритики - самые въедливые зрители.

За Урганта не обидно!

- Вы пишете статьи про искусство, издаёте свои книги. Но многие вас знают лишь как кинокритика из «Вечернего Урганта». Не обидно?

- Нет. Я же действительно кинокритик из этой программы. Какая разница, с чем или кем я ассоциируюсь? Приятели во дворе, например, знают меня лишь как владельца собаки породы корги-кардиган. Мой лучший друг не читает моих книг и почти не ходит в кино. То есть люди меня не за это любят. Конечно, можно пафосно сказать, что, не прочитав мои книги, не узнать меня настоящего. Но, честно, кому это надо?

- Кино ассоциируется с тёплой домашней обстановкой, когда после рабочего дня можно включить любимый фильм и отвлечься. А что вам доставляет счастье?

- Уж не кино точно. Я люблю фильмы, но они стали частью моей работы. Поэтому в отпуске, например, ничего не смотрю. Мой отдых – это путешествия с любимой семьёй. Счастье - в простом.

Досье

Антон Долин

Родился в 1976 г. в Москве. Окончил филологический факультет МГУ им. Ломоносова. Российский журналист, кинокритик, радиоведущий, кинообозреватель. Дважды лауреат премии Гильдии киноведов и кинокритиков России.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах