Известно, что некоторые открытия в науке и искусстве сделаны случайно или стали побочным результатом других работ. Так, Жорж де Местраль придумал застёжку-липучку, выдирая колючки репейника из шерсти собаки. А археолог-любитель Марселино де Саутуола случайно открыл в пещере Альтамира первобытную живопись.
Краевед и удомельский предприниматель в сфере туризма Алексей Крючков так же неожиданно узнал, кто изображён на некоторых картинах знаменитого русского живописца XIX века, нашего земляка Алексея Венецианова. Причём сделал это не «дедовским» методом «на глазок», а применив машинный интеллект и генеалогический поиск.
Краеведение – это детектив
– Алексей Борисович, почему вас, предпринимателя, заинтересовала история Верхневолжья?
– В молодости я увлекался путешествиями по родному краю, всю жизнь любил географию и историю. В 80-е годы, когда приехал сначала в Тверь, а затем в Удомлю, мне было интересно посмотреть окрестности, изучить места вокруг. Чтобы больше узнать о достопримечательностях, начал читать соответствующую литературу. В результате возникли новые вопросы, и я продолжил искать ответы в книгах, статьях, старых картах…
Вот многие любят детективы. Детектив – это расследование, поиск. Ты напряжённо следишь за тем, как главный герой распутывает «клубок». Путешествия по родному краю – это тоже всегда поиск и расследование. Только истории не выдуманные, а настоящие.
– Почему вас заинтересовали работы Алексея Венецианова и как вы занялись установлением имён героев его картин?
– В какой-то мере это произошло случайно. Изредка я возил туристов по венециановским местам, у меня был конспект о жизни художника, созданный по работам краеведа Николая Архангельского. И вдруг выходит книга ещё одного нашего краеведа, Бориса Виноградова, в которой многое трактуется иначе. Захотелось разобраться, кто же из них прав. У меня к тому времени уже был опыт работы с электронными копиями метрик, дореволюционных переписей населения и исповедных росписей – ежегодных посемейных списков прихожан, проживавших на территории православных приходов. В итоге я «загнал» все «персональные данные» крепостных крестьян Венецианова в базу для статистического анализа. Помогали мне краеведы Владимир Крутов из Гамбурга, Татьяна Петрова из Санкт-Петербурга, Игорь Космаков из Мурманска, все – выходцы из нашего края. Установление имён героев картин стало «побочным эффектом» от созданной базы данных.
Кто эти люди?
– Кто же были люди, изображённые на картинах, и известна ли их судьба?
– В процессе работы у меня возникла идея, что, имея некоторую информацию о картине, можно попытаться установить её персонажей по возрасту и каким-то дополнительным признакам. Это как следователи в кино «вычисляют» подозреваемых. Некоторые имена были известны по названиям картин: например, Параня со Сливнева, Васютка из Максихи, Захарка, Анисья, Пелагея. Их идентифицировали исследователи до меня. Я лишь уточнил детали в биографиях, например, имя родной матери Захарки, то есть Захара Федулова.
А вот картину «Голова крестьянина», датируемую 1825 годом, я действительно исследовал. Это этюд к двум венециановским иконам. С крестьянина Алексей Гаврилович писал образ Христа. Ранее считалось, что на картине изображён крепостной Агап Богданов, но он родился только в 1825 году, поэтому никак не мог быть прообразом портрета. Мой анализ показал, что с очень высокой долей вероятности на картине изображён крепостной Николай Лукьянов. Дело в том, что в 1939 году краевед Юренев записал рассказ местного художника Горшкова о том, что «Венецианов писал своего Христа с крестьянина деревни Микашихи, которому приказал не стричь волосы». В те годы в Микашихе у Венецианова жило лишь две семьи крепостных. С помощью специализированных компьютерных программ я оценил возраст человека на картине: от 41 до 46 лет. Затем выяснил, что в одной микашинской семье глава старшего возраста к 1825 году уже умер, а его сыновьям было тогда максимум 20 лет, поэтому эта семья отпала. А вот главе второй семьи – Николаю Лукьянову – было в то время как раз 44 года.
Таким же образом я исследовал и другие произведения. Разумеется, это всего лишь мои версии, стопроцентной гарантии нет. Но других предположений, насколько я знаю, никто не высказывал.
– На чём основано определение возраста по изображению человека?
– На возрастных анатомических изменениях лиц. Например, у молодых девушек ярко выражен и имеет объём так называемый фильтрум: две полосочки, соединяющие верхнюю губу и нос. У женщин постарше фильтрум сглаживается, и его не видно. После 25 лет замедляется процесс регенерации клеток, мелатонин вырабатывается неравномерно, что приводит к появлению пигментных пятен на лицах. После 35 губы становятся более тонкими: пухлые губы – это признак молодости. Понятно, что картина – не фото, но всё же анатомические особенности человека Венецианов передаёт чётко.
– Что предполагаете делать дальше со своим открытием?
– Пока что я опубликовал свои исследования на Удомельском краеведческом форуме. Дважды писал в Третьяковскую галерею, но отклика не последовало. А сотрудница Русского музея предложила мне выступить для её коллектива, как только закончится пандемия ковида. Я готов сделать это. К тому времени, возможно, опубликую свои исследования небольшим тиражом. К сожалению, выяснить, живы ли потомки этих людей, не представляется возможным: после отмены крепостного права, а затем при советской власти многие важные источники информации были уничтожены.
Даже Яндекс не знает
– Ваш бизнес связан с туризмом, но турпоток в Удомельском крае небольшой, если сравнивать, например, с Селигером или Торжком. Почему?
– А может, и хорошо, что нет толп? Представьте: человек приехал, чтобы побыть в том месте, где Исаак Левитан написал картину «Над вечным покоем». Постоять в тишине, в уединении с природой. А ему в затылок дышат туристические группы. Какой уж тут покой!
Есть экономическая специализация территорий. Удомля сегодня – это прежде всего атомная электростанция. Поэтому гостиницы, особенно в период ремонтных работ на станции, надолго заняты командированными. А вкладывать деньги в строительство баз отдыха вблизи АЭС – всё же больший риск, чем на том же Селигере. Меньше гостиничных мест – меньше и туристов.
– Что интересует туриста, приезжающего сюда?
– Назовите пятёрку самых, на ваш взгляд, интересных мест для посещения в Удомельском районе.
– Самая значимая – дача «Чайка», которая в своё время принадлежала художнику Витольду Бялыницкому-Бируля. Затем музей в селе Островно, расположенный в здании дореволюционной школы. Там есть подлинные экспонаты. Здесь же, в Островно, работали знаменитые художники, в том числе Исаак Левитан и Николай Богданов-Бельский. Далее я бы выделил храм в селе Млёво и окрестности этого села, здесь же находится дом Менделеева. Четвёртое место я бы отдал усадьбе Гаслера-Сназина, более известной как «Голубые озера». И ещё советую туристам посетить могилу (кенотаф) Алексея Гавриловича Венецианова. Приезжайте, у нас есть что посмотреть!
Досье
Алексей Крючков. Родился в 1963 году в Твери. По образованию врач. С 1986 года проживает в Удомельском районе. Увлекается статистическим математическим анализом. Заядлый велосипедист, инструктор по велотуризму. Женат. Есть сын.
Денис Кузнецов