Уникальный музей, бутик-отель, каскады из прудов и интерьерный сад… Знаменитую усадьбу Знаменское-Раёк, внесённую в предварительный список объектов ЮНЕСКО, ждёт масштабное обновление. Уже этой осенью шедевр мировой архитектуры закроют на реставрацию, которая продлится до конца 2027 года.
Вписать в современность
Ещё несколько лет назад о столь масштабных работах можно было только мечтать. «Нужно смотреть правде в глаза и понимать, что, если никто не займётся реставрацией в ближайшее время, Раёк обречён на гибель», – говорили экскурсоводы, сами не веря в положительный исход. Это уникальное здание XVIII века – ярчайший образец палладианства (направление в архитектуре классицизма, развивавшее принципы творчества знаменитого Андреа Палладио – прим. ред.) на русской земле. В своё время сам академик Лихачёв предлагал сделать Раёк первым в России музеем истории дворянского усадебного быта.
Последние десятилетия архитектурный комплекс находился под угрозой исчезновения. Наконец в 2022 году усадьбу отдали в оперативное управление Всероссийскому историко-этнографическому музею в Торжке. Год назад в этот небольшой город с рабочим визитом приехал президент страны Владимир Путин. Тогда-то сотрудники музея и попросили помощи в спасении одной из самых красивых усадеб Верхневолжья. И дело сдвинулось.
Реставрацию Райка включили в нацпроект «Культура», уже заключили два контракта общей стоимостью 2,9 млрд рублей. До 30 декабря 2025 года необходимо разработать проект, а до декабря 2027-го – выполнить все работы.
Сделать предстоит немало. Перед экспертами стоит задача провести реставрацию максимально бережно, но в то же время вписать её в современность. В планах – конференц-зал и концертный зал, визит-центр, галерея, зимний интерьерный сад, экспозиция, посвящённая английскому парку. Но главное – Раёк должен стать живым музеем, центром культурной жизни Тверской области и соседних регионов.
«Важно не просто воссоздать интерьеры и повторить то, что было, а восстановить усадьбу, сочетая современные технологии показа. Это пространство должно быть интересно посетителям, – отметила директор Всероссийского историко-этнографического музея Ирина Жукова. – Конечно, в Знаменском-Райке мы будем говорить о русской архитектуре – не только о зданиях, но и о людях, которые их создавали. Именно такой принцип работы заложен в музее Палладио в Италии, опыт которого мы изучали. Мне также понравилась идея музея-лаборатории. Поэтому мы хотим, чтобы обновлённое пространство объединяло архитекторов, учёных, дипломатов, музейщиков и фольклористов. Ведь создатель этого прекрасного памятника архитектуры Николай Львов был многогранной личностью и так или иначе был связан с каждой из этих сфер».
Кроме того, история усадьбы – это история любви и необыкновенных отношений. Созданная в виде каменного ожерелья, она в своё время стала подарком генерала Фёдора Глебова своей юной жене Елизавете Петровне (Стрешневой) в честь их свадьбы. Потому очевиден запрос на романтическую тематику. Интересна задумка авторов проекта создать здесь бутик-отель на два номера.
Реставрация ожидает и усадебный парк. В планах – восстановить дорожки, по которым бродили владельцы усадьбы. Кстати, два дерева, посаженные ещё при Глебовых-Стрешневых, сохранились по сей день. Это сосна и дуб, который был первым деревом парка. Его уже в XVIII веке называли патриархом.
Сохранить подлинность
При этом после реставрации Раёк не станет имитацией усадьбы с пышным убранством в стиле того времени. «Нет смысла копировать интерьеры дворян, лишь бы создать «картинку», надо взаимодействовать с подлинным историческим пространством. Это очень тонкая грань, которую мы не должны нарушить», – подчеркнула директор Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени Щусева Наталья Шашкова.
Что касается подлинности, большой урон усадьбе нанесли ещё в 1960-е годы. Тогда здание реставрировали наспех. Рабочие выбросили почти все двери, уничтожили паркет, во внутренних помещениях исчезла штукатурка. Были утрачены 24 портрета царских особ, которые когда-то висели в столовой.
«В советские годы усадьбу использовали под разные нужны. Здесь в разное время размещались колония, госпиталь, профилакторий завода, а при раскопках мы находили тарелки с надписью «НКВД», – говорит архитектор-реставратор Ирина Калугина. – Но при этом многое сохранилось, к примеру великолепный искусственный мрамор и орнамент на стенах главного дома. Осталось одно кресло обстановки тех времён, и оно – драгоценность. Есть пять подлинных дверей. Частично сохранился паркет, но он в плачевном состоянии. Возможно, будем показывать его под стеклом. То есть каждую деталь, каждый исторический след мы постараемся максимально сохранить. Уже прошло сканирование всего здания, сделаны обмеры. Специалисты приступили к противоаварийным работам».
Всё лето на территории усадьбы будут проходить различные мероприятия. В сентябре культурный сезон завершится, а в ноябре архитектурный комплекс полностью закроют для посещения на два года.
Возрождение Райка – действительно событие федерального уровня. Дворянские усадьбы – это отражение нашей культуры, воплощение национального понимания красоты. Их создавали лучшие умы и силы. До революции 1917 года в стране насчитывалось около 80 тысяч усадебных комплексов, сейчас зарегистрировано чуть более 2500 усадеб. Это настоящие жемчужины, но многие из них в плачевном состоянии. Успеют ли спасти эти островки русской культуры?
Кстати
Архитектора Николая Львова называли русским Леонардо да Винчи. Владелец усадьбы Фёдор Глебов был сенатором, героем русско-турецкой войны, а его супруга Елизавета Петровна – последней представительницей старинного боярского рода Стрешневых.
Усадьба Знаменское-Раёк в Торжке
Усадьба Знаменское-Раёк в Торжке









