Ещё пару лет назад планы Тверской области развивать туризм у многих вызывали ухмылку. Однако сегодня люди уверены: будущее малых городов – именно в искусстве принимать гостей. Чего только стоит опыт Торжка, куда сейчас устремились москвичи – те, кто видел едва ли не весь мир, но не был здесь.
Такой интерес у столицы вызвали дела и проекты уроженки города Татьяны Соколовой. Успешная бизнесвумен четыре года назад вернулась из столицы в родной Торжок, чтобы сделать его лучше. Её опыт оценили даже в Америке, включив его в семь мировых трендов 2019 года.
Шкатулки с драгоценностями
Екатерина Евсеева, «АиФ Тверь»: Татьяна, Тверская область часто оказывается в топе различных рейтингов по туризму. Но так ли всё замечательно в отрасли?
– В Верхневолжье есть базы, куда с удовольствием едут гости из других регионов. Но вот незадача: нашим жителям такой отдых не по карману. Разве это нормально?
– Нет. Когда строишь крутой объект, в первую очередь нужно думать, как он будет работать на местное общество. Иначе станешь чужаком. А в целом Тверская область прекрасна. Совершенно бомбический Вышний Волочёк – это такая же шкатулка с драгоценностями, как Торжок. Мне также нравятся Старица, Бежецк. Они в удручающем состоянии, но их надо развивать.
Торжок – дыра? Отнюдь!
– Обычно в Торжке бывают проездом. Но, когда вы запустили туры выходного дня для москвичей, сюда поехали с ночёвкой. В чём секрет?
– Для турпроекта нужно интересное историческое место, люди, которые расскажут про него так, чтобы остальные им «заболели», и хороший сценарий. Когда я бралась за дело, операторы скептически говорили: «Ну, Торжок – город на три часа!» Я в этой отрасли была новичком, мой профиль – недвижимость. Однако с командой единомышленников стали вникать в тему, встречались с историками, археологами, краеведами. И поняли, что Торжок – это не точка по дороге из одной столицы в другую, а город с тысячелетней историей. Захотелось показать его через погружение в реальную жизнь. Выбрали формат тематических экспедиций, чтобы не просто смотреть и слышать, а внутренне проживать, исследовать местность. Треть поездок проходит по маршрутам, которые не описывают в полной мере путеводители. Например, едем в усадьбу в Грузины и договариваемся с местными, чтобы они озадачились привлечением к себе туристов: организовали чаепитие, сыграли на ложках, показали, как живут и т.д. Были случаи, когда после посещения усадьбы в Никольском и общения с местными жителями туристы сюда вернулись и подарили деревенской школе гусли и электронное пианино. Экспедиции мы поделили на тематические направления: археологические, этнографические, дворянские усадьбы и т.д. Историю Торжка, как бусинки, нужно аккуратно нанизывать и частями открывать гостям.
Всего за время проекта нам удалось провести почти 70 экспедиций. Это принесло местной экономике свыше 14 млн рублей – при том, что мы занимаемся проектом как хобби.
– Осенью я сама гуляла по Торжку. На набережной осыпается ротонда у мостика, отвалились две буквы на вывеске кафе. Не стыдно показывать такую разруху?
– А каким должен быть город, которым не занимались десятилетиями? С тем, что он запущен и потрёпан, никто не спорит. Но ведь это не отменяет его исторической и культурной ценности! Дело ещё в том, что Торжок – город для зрелых туристов. Для тех, кому помимо комфорта важна смысловая наполненность поездки, некий интеллектуальный запрос. Причём эти туристы возвращаются вновь. Те же, кто привыкли к традиционной системе «всё включено», скажут: «Торжок – дыра» – и больше сюда не приедут.
Подарок небес
– Банк развития БРИКС выделяет на исторический центр Торжка 1,5 млрд рублей, ещё полмиллиарда добавят бюджеты разных уровней. Что вы ждёте от грандиозной реставрации?
– Эти деньги – словно подарок небес. Хочется, чтобы они дали максимальный эффект для развития города. По плану приведут в порядок Путевой дворец, здания присутственных мест, дома городничего и казначея, жилой дом XIX века, благоустроят некоторые улицы и скверы. Но главное – не просто отремонтировать старинные помещения, а наполнить их бурной жизнью, сделать точкой городского роста, вокруг которой мы планируем вырастить новую предпринимательскую среду. Эти здания должны стать местом для деятельности горожан, которые будут работать на имидж Торжка. Есть прекрасное предложение нашего краеведа Нины Лопатиной – развернуть здесь тему новотора-гения архитектора Николая Львова: от создания архитектурных инсталляций до погружения в другие области его увлечений Львова – музыку, литературу, науку. Археологи и этнографы-фольклористы, например, могут проводить здесь качественные интерактивные программы. Неплохо бы раскрыть тему русского предпринимательства, которым в том числе славился Торжок. Недаром же название города происходит от слова «торговать». Кроме того, здесь красивая холмистая местность. Почему бы не создать коворкинг-центр («коллективный офис») для художников? В своё время я окончила бизнес-школу «Сколково». У меня есть много знакомых из крупных компаний, которые хотели бы проводить в старинном Торжке свои стратегические сессии, форумы. Постоянно спрашивают об этом. Но в городе нет солидного конференц-зала и образовательных пространств. Это тоже перспективное направление. Данные средства выделены городу – и, мы считаем, идти они должны именно на развитие Торжка и вовлечение в эту деятельность новоторов.
Деньги – в Москву
- Вам самой, успешному предпринимателю из Москвы, зачем столько сил отдавать Торжку?
- Это мой родной город, он меня торкает. Я уехала отсюда после окончания школы, но мне всегда хотелось что-то сделать для Торжка. Когда приезжала и встречалась с одноклассниками, часто слышала, что хорошо в Москве, а здесь люди страдают. В какой-то момент решила попробовать перезапустить город через новый проект. Для меня это хобби. Но я искренне хочу помочь вырастить новую экономику за счёт туризма. Причём ставку надо делать на свои, тверские проекты. Когда гостей привозят операторы из Москвы, вклад в экономику города мизерный: автобусы и гиды у них столичные, группы даже не всегда посещают наши музеи. У местных же компаний идёт опора на всё своё: экскурсоводов, фотографов, транспорт, гастрономию, сувениры. Это также решает вопрос с занятостью населения. Мы считали: в год внешние операторы привозят в Торжок в 13,5 раза больше туристов, чем, к примеру, мы. Но даже при таком объёме оставляют экономике в восемь раз меньше! Мне нравится, что сейчас в Торжке появляется всё больше инициативных людей, которые предлагают интересные проекты. В городе стали делать фруктово-ягодную пастилу, открыли велоклуб, возрождают старинную игру Кила, продуманы идеи по микромузеям, кофейням и даже европейскому хостелу, а также многое другое. Это здорово! Вокруг нашей деятельности сформировалось довольно большое городское сообщество, с которым мы постоянно общаемся о настоящем и будущем Торжка.
Есть идея!
- О том, как благодаря вашему проекту удалось расшевелить город, написали даже в Америке. Чего лично вам стоило изменить менталитет новоторов?
- Это долгая сложная история. Чего только люди поначалу не писали в соцсетях: с луны свалились, кому это надо и т.д. До сих пор иногда сталкиваюсь с непониманием. Это бывает больно. К счастью, есть обратные ситуации, их намного больше, и они вдохновляют. Был случай, когда человек жёстко критиковал меня в интернете, а через некоторое время написал личное сообщение и попросил не останавливаться на достигнутом.
Можно сидеть и ждать, когда кто-то придёт и что-то сделает. А можно попытаться начать самому. Мир меняют сильные идеи. Когда ты начинаешь ими жить, они увлекают и других, по новым правилам начинают играют и остальные. Сейчас в городе должны приниматься важные и сложные решения, с которыми нам, городскому обществу, оставаться навсегда. Поэтому мы не можем оставаться в стороне.