aif.ru counter
2936

Фурор в Торжке. История про то, как один человек может перезапустить город

Успешная бизнесвумен четыре года назад вернулась из столицы в родной Торжок, чтобы сделать его лучше. Её опыт оценили даже в Америке, включив его в семь мировых трендов 2019 года.

Татьяна Соколова / Из личного архива

Ещё пару лет назад планы Тверской области развивать туризм у многих вызывали ухмылку. Однако сегодня люди уверены: будущее малых городов – именно в искусстве принимать гостей. Чего только стоит опыт Торжка, куда сейчас устремились москвичи – те, кто видел едва ли не весь мир, но не был здесь. 

Такой интерес у столицы вызвали дела и проекты уроженки города Татьяны Соколовой. Успешная бизнесвумен четыре года назад вернулась из столицы в родной Торжок, чтобы сделать его лучше. Её опыт оценили даже в Америке, включив его в семь мировых трендов 2019 года. 

Шкатулки с драгоценностями 

Екатерина Евсеева, «АиФ Тверь»: Татьяна, Тверская область часто оказывается в топе различных рейтингов по туризму. Но так ли всё замечательно в отрасли? 

Досье
Татьяна Соколова родилась в 1972 году в Торжке. Окончила Санкт-Петербургский университет экономики и финансов, трёхлетнюю программу бизнес-управления Открытого университета Великобритании, Московскую школу управления Сколково. Предприниматель Москвы и Торжка. Семейное положение: замужем. Дочь также занимается проектом «Экспедиции в Торжок».
Татьяна Соколова: Кто бы что ни говорил, в регионе масса нерешённых системных проблем, которыми никто по-настоящему не занимается. Отчитаться, сколько приехало автобусов и туристов и в какие рейтинги мы попали, недостаточно. Это совсем не характеризует состояние реальных дел. Хотя, безусловно, можно порадоваться, но нельзя отрываться от реальности. А она такова, что большинство участников отрасли чувствуют себя некомфортно: одни закрываются, другие несут убытки и покрывают их за счёт иного бизнеса. Потому что развивать проекты и привлекать гостей из других регионов в одиночку сложно. А модели развития туризма региона как не было, так и нет. Есть отдельные инициативы областного Минтуризма, но они зачастую выстраиваются из догоняющей стратегии – восполняют упущенные проблемы, делают то, что давно делают другие области. Прорывные решения не проектируются. А сейчас время, когда без качественного мышления, новых моделей по развитию внутренних проектов, ювелирного маркетинга, начиная от минтуризма и заканчивая бизнесом, продвигать туризм в регионах почти невозможно. Не хватает и специалистов, которые способны задать верное направление. Дороги, инфраструктура понемногу улучшаются, но про бюрократию я молчу. Мы ещё три года назад купили здание в Торжке для строительства большого туристического места и гостевого дома. Но не можем получить разрешение: всё ещё идёт согласование проекта и разных бумаг. 

– В Верхневолжье есть базы, куда с удовольствием едут гости из других регионов. Но вот незадача: нашим жителям такой отдых не по карману. Разве это нормально? 

– Нет. Когда строишь крутой объект, в первую очередь нужно думать, как он будет работать на местное общество. Иначе станешь чужаком. А в целом Тверская область прекрасна. Совершенно бомбический Вышний Волочёк – это такая же шкатулка с драгоценностями, как Торжок. Мне также нравятся Старица, Бежецк. Они в удручающем состоянии, но их надо развивать. 

Фото: Из личного архива/Татьяна Соколова

Торжок – дыра? Отнюдь! 

– Обычно в Торжке бывают проездом. Но, когда вы запустили туры выходного дня для москвичей, сюда поехали с ночёвкой. В чём секрет? 

– Для турпроекта нужно интересное историческое место, люди, которые расскажут про него так, чтобы остальные им «заболели», и хороший сценарий. Когда я бралась за дело, операторы скептически говорили: «Ну, Торжок – город на три часа!» Я в этой отрасли была новичком, мой профиль – недвижимость. Однако с командой единомышленников стали вникать в тему, встречались с историками, археологами, краеведами. И поняли, что Торжок – это не точка по дороге из одной столицы в другую, а город с тысячелетней историей. Захотелось показать его через погружение в реальную жизнь. Выбрали формат тематических экспедиций, чтобы не просто смотреть и слышать, а внутренне проживать, исследовать местность. Треть поездок проходит по маршрутам, которые не описывают в полной мере путеводители. Например, едем в усадьбу в Грузины и договариваемся с местными, чтобы они озадачились привлечением к себе туристов: организовали чаепитие, сыграли на ложках, показали, как живут и т.д. Были случаи, когда после посещения усадьбы в Никольском и общения с местными жителями туристы сюда вернулись и подарили деревенской школе гусли и электронное пианино. Экспедиции мы поделили на тематические направления: археологические, этнографические, дворянские усадьбы и т.д. Историю Торжка, как бусинки, нужно аккуратно нанизывать и частями открывать гостям.

Всего за время проекта нам удалось провести почти 70 экспедиций. Это принесло местной экономике свыше 14 млн рублей – при том, что мы занимаемся проектом как хобби. 

– Осенью я сама гуляла по Торжку. На набережной осыпается ротонда у мостика, отвалились две буквы на вывеске кафе. Не стыдно показывать такую разруху? 

– А каким должен быть город, которым не занимались десятилетиями? С тем, что он запущен и потрёпан, никто не спорит. Но ведь это не отменяет его исторической и культурной ценности! Дело ещё в том, что Торжок – город для зрелых туристов. Для тех, кому помимо комфорта важна смысловая наполненность поездки, некий интеллектуальный запрос. Причём эти туристы возвращаются вновь. Те же, кто привыкли к традиционной системе «всё включено», скажут: «Торжок – дыра» – и больше сюда не приедут. 

Фото: Из личного архива/ Татьяна Соколова

Подарок небес 

– Банк развития БРИКС выделяет на исторический центр Торжка 1,5 млрд рублей, ещё полмиллиарда добавят бюджеты разных уровней. Что вы ждёте от грандиозной реставрации? 

– Эти деньги – словно подарок небес. Хочется, чтобы они дали максимальный эффект для развития города. По плану приведут в порядок Путевой дворец, здания присутственных мест, дома городничего и казначея, жилой дом XIX века, благоустроят некоторые улицы и скверы. Но главное – не просто отремонтировать старинные помещения, а наполнить их бурной жизнью, сделать точкой городского роста, вокруг которой мы планируем вырастить новую предпринимательскую среду. Эти здания должны стать местом для деятельности горожан, которые будут работать на имидж Торжка. Есть прекрасное предложение нашего краеведа Нины Лопатиной – развернуть здесь тему новотора-гения архитектора Николая Львова: от создания архитектурных инсталляций до погружения в другие области его увлечений Львова – музыку, литературу, науку. Археологи и этнографы-фольклористы, например, могут проводить здесь качественные интерактивные программы. Неплохо бы раскрыть тему русского предпринимательства, которым в том числе славился Торжок. Недаром же название города происходит от слова «торговать». Кроме того, здесь красивая холмистая местность. Почему бы не создать коворкинг-центр («коллективный офис») для художников? В своё время я окончила бизнес-школу «Сколково». У меня есть много знакомых из крупных компаний, которые хотели бы проводить в старинном Торжке свои стратегические сессии, форумы. Постоянно спрашивают об этом. Но в городе нет солидного конференц-зала и образовательных пространств. Это тоже перспективное направление. Данные средства выделены городу – и, мы считаем, идти они должны именно на развитие Торжка и вовлечение в эту деятельность новоторов.

Деньги – в Москву

- Вам самой, успешному предпринимателю из Москвы, зачем столько сил отдавать Торжку?

- Это мой родной город, он меня торкает. Я уехала отсюда после окончания школы, но мне всегда хотелось что-то сделать для Торжка. Когда приезжала и встречалась с одноклассниками, часто слышала, что хорошо в Москве, а здесь люди страдают. В какой-то момент решила попробовать перезапустить город через новый проект. Для меня это хобби. Но я искренне хочу помочь вырастить новую экономику за счёт туризма. Причём ставку надо делать на свои, тверские проекты. Когда гостей привозят операторы из Москвы, вклад в экономику города мизерный: автобусы и гиды у них столичные, группы даже не всегда посещают наши музеи. У местных же компаний идёт опора на всё своё: экскурсоводов, фотографов, транспорт, гастрономию, сувениры. Это также решает вопрос с занятостью населения. Мы считали: в год внешние операторы привозят в Торжок в 13,5 раза больше туристов, чем, к примеру, мы. Но даже при таком объёме оставляют экономике в восемь раз меньше! Мне нравится, что сейчас в Торжке появляется всё больше инициативных людей, которые предлагают интересные проекты. В городе стали делать фруктово-ягодную пастилу, открыли велоклуб, возрождают старинную игру Кила, продуманы идеи по микромузеям, кофейням и даже европейскому хостелу, а также многое другое. Это здорово! Вокруг нашей деятельности сформировалось довольно большое городское сообщество, с которым мы постоянно общаемся о настоящем и будущем Торжка. 

Фото: Из личного архива/ Татьяна Соколова

Есть идея! 

- О том, как благодаря вашему проекту удалось расшевелить город, написали даже в Америке. Чего лично вам стоило изменить менталитет новоторов?

- Это долгая сложная история. Чего только люди поначалу не писали в соцсетях: с луны свалились, кому это надо и т.д. До сих пор иногда сталкиваюсь с непониманием. Это бывает больно. К счастью, есть обратные ситуации, их намного больше, и они вдохновляют. Был случай, когда человек жёстко критиковал меня в интернете, а через некоторое время написал личное сообщение и попросил не останавливаться на достигнутом.

Факт
О Татьяне Соколовой написала газета США «Christian Science Monitor». Наряду с её проектом издание отметило движение за права женщин в Китае, введение налога на углерод в Канаде и т.д.
Уверена, что глубинка может развиваться именно по принципу следования примеру. Только тон задаёт не кто-то сверху, а человек с соседней улицы, который станет делать что-то совершенно иного качества. И тогда остальные подхватят. Когда мы начинали, встречались с жителями, бизнесом, властью, я всем представляла концепцию, но в ответ только слышала скептичное «ну-ну». Стало понятно, что сперва нужно показать личный пример и «заразить» других. Так, например, и произошло с заброшенным парком у ручья Здоровец. Мы решили организовать здесь общественное пространство - проводить лекции, мастер-классы, квесты. Денег на благоустройство город давать не хотел. Но мы с несколькими активистами расчистили парк, поставили там самодельную мебель, в том числе книжный шкаф. И зона заработала! Пошло движение жизнь. Через некоторое время после активного общения с властью насчёт новых городских парков администрация Торжка подала заявку на федеральную программу по благоустройству малых городов и выиграла грант. Обустройство парка у ручья Здоровец поставили на очередь. 

Можно сидеть и ждать, когда кто-то придёт и что-то сделает. А можно попытаться начать самому. Мир меняют сильные идеи. Когда ты начинаешь ими жить, они увлекают и других, по новым правилам начинают играют и остальные. Сейчас в городе должны приниматься важные и сложные решения, с которыми нам, городскому обществу, оставаться навсегда. Поэтому мы не можем оставаться в стороне.



Загрузка...
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Чем лучше промывать топливную систему в автомобиле?
  2. Как вести себя в лесу, если встретился медведь?
  3. Куда сообщить по поводу неуплаты алиментов в Твери?
  4. Где в Твери и Тверской области установлены камеры фиксации нарушений ПДД?
  5. Схема движения автобусов в Твери после закрытия Крупского моста
  6. Какие выборы пройдут в Тверской области 8 сентября 2019 года?
  7. Где в Твери можно жарить шашлыки?
  8. Где в Тверской области можно платно и бесплатно ловить рыбу?
Самое интересное в регионах
Роскачество