Примерное время чтения: 9 минут
510

Фестиваль каши в Кашине. Как сделать отдых в тверской глубинке модным?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20. АиФ в Твери 17/05/2017
Владимир Вишняков / Из личного архива

«Туристы не торопятся в Тверскую область не из-за плохих дорог, а потому что путешествовать по глубинке не модно. К сожалению, о наших достопримечательностях за пределами региона не знают. Будет сильное предложение и грамотный пиар - всё получится», - уверен создатель музеев старины и каши Алексей Столяров.

С его подачи о тверской глубинке заговорили даже в Европе. Это он придумал заманивать туристов кашей и бить рекорды Гиннесса по поеданию традиционного русского кушанья. Корреспондент «АиФ в Твери» поговорил с Алексеем о том, на что клюют современные туристы и чего не хватает Тверской области, чтобы они хлынули рекой.

Алексей Столяров.
Алексей Столяров. Фото: Из личного архива/ Алексей Столяров

Замахнулись на рекорд

Евгения Сидельникова, «АиФ в Твери»: - Десять лет назад вы променяли Москву на деревню в Кашинском районе, а потом ещё и стали развивать здесь туризм. Откуда такой интерес к сельской жизни?

Досье
Алексей Столяров. Родился в Москве. Окончил Московский государственный гуманитарный университет по специальности «учитель истории». С 2004 года живёт в Кашинском районе. Женат, трое детей.
Алексей Столяров: - Когда мне было 13 лет, мы с мамой купили дом под дачу. Думали, будем приезжать летом, отдыхать от столичной суеты, но возвращаться в Москву уже не захотелось. Даже московский вуз заканчивал экстерном, живя здесь. Поначалу мотался в столицу, преподавал, а потом решил углубиться в историю края, где поселился. Нашлись единомышленники, и в 2008 году мы вместе открыли в селе Вознесение музей кашинской старины. Знакомили гостей с крестьянским бытом и промыслами, рассказывали, как раньше пекли хлеб, лепили посуду, воспитывали детей. Оказалось, что желающих к нам приехать много. Поэтому три года назад мы с партнёрами организовали ещё один музей - каши.

- Почему именно каши?

- По одной из легенд, Кашин связывает своё название с этим блюдом. Так это или нет, честно говоря, не важно. Посмотрите, как наши соседи из Ярославской области раскрутили город Мышкин! А зацепились-то за то, что в названии есть слово «мышь». Сделали развлекательные программы, интересные и взрослым, и детям. В Кашине же поднимается тема гастрономического туризма и самого древнего русского кушанья. Каша издревле считалась обрядовой едой. Без неё невозможно было представить ни одно важное событие: крестины, свадьба, поминки… Она даже определяла отношения между людьми. Так, у русских князей существовал обычай варить кашу в знак примирения бывших врагов. С тех пор про несговорчивых людей говорят: с ним каши не сваришь.

Праздник каши в Кашине
Праздник каши в Кашине Фото: Из личного архива/ Алексей Столяров

Мы стараемся сделать экскурсию в нашем музее максимально живой, вовлекать туристов в процесс. Учим их готовить вкусную кашу, выпекать в русской печи бездрожжевой крестьянский хлеб, расписывать пряники и т.д. Фестиваль каши, который мы проводим каждый июнь, уже стал популярным. В прошлый раз его посетили три тысячи гостей. Для тихого провинциального городка с населением 15 тысяч человек  это ого-го какое событие! В позапрошлом году мы сварили тонну гречки с 20 кг сливочного масла и вошли в Книгу рекордов России, в прошлом замахнулись на рекорд Гиннесса. После каждого фестиваля популярность Кашина по запросам в интернете взлетает. Новости о нас публиковали в Якутии и даже Испании, показывали на Первом канале, писали все профильные туристические СМИ. Далее срабатывает принцип сарафанного радио.

Сувенир с градусом

- Вы заманиваете туристов кашей, а в отзывах люди пишут, что самая занимательная часть экскурсии по вашему городу - винзавод. Не обидно?

- Это зависит от культуры туриста. Есть люди, которые действительно приезжают сюда с одной целью - закупить настойки и бальзамы местного производства. Экскурсовод им рассказывает про Анну Кашинскую, а они спрашивают, когда он отвезёт их в фирменный магазин. Но для большинства алкоголь местного производства становится лишь приятным дополнением к экскурсии. Не вижу в этом ничего плохого. Из Франции и Италии тоже везут вина, но это не значит, что там больше нечего смотреть. А в качестве сувенира из Кашина можно привезти ещё много чего: вкуснейшие пряники, зефир, игрушки из лыка. Последнее - чисто кашинская фишка, первыми их начали делать именно у нас.

- Ещё одна запоминающаяся «достопримечательность» Кашина - дороги, точнее, их отсутствие. О каком туризме может идти речь?

- Плохие дороги, конечно, отпугивают путешественников, но далеко не всех. Поверьте, в Ярославской и Костромской областях асфальт, как ни удивительно, ещё хуже, но туда всё равно едут. Музей старины за год посещают более пяти тысяч человек, и это при том, что дороги туда вообще нет! До глухого села Вознесение гости больше километра идут пешком. Главное, чтобы человеку было интересно, тогда он приедет к вам по любым ухабам. Сейчас мы создаём музей традиционной культуры и ремёсел Кашинского края, хотим назвать его

«ДомЪ крестьянина». Поставим здесь единственный в наших местах сохранившийся валенковаляльный станок. Он будет полностью рабочим, туристы смогут сами свалять настоящие валенки. Расскажем о древнем тиволинском иконописном промысле, кружевах, резьбе и росписи. Гости многое попробуют сделать своими руками. Это же здорово! Туризм двигают оригинальные идеи: гуляньями в национальных костюмах сейчас никого не удивишь. Это уже считается «попсой».

Что касается иностранцев, которых шокировали бы русские дороги, то мы их и не ждём. На экскурсиях принимали латышей, немцев и даже индусов, но это скорее экзотика. Наши туристы - жители соседних регионов: Ярославля, Санкт-Петербурга и в первую очередь Москвы и Московской области. С ними мы работаем каждые выходные. Это огромный потенциал.

Дорого? Нисколько!

- Тверская область как раз и превращается в курорт для москвичей. Не отсюда ли цены на отдых? Неделя на Селигере обойдётся, как путевка за границу…

- Отдыхать в России не дешевле, чем за рубежом, это факт. Иногда даже дороже. Но в Верхневолжье можно найти варианты на любой кошелёк. Средний чек на однодневного туриста в Кашине - 850 руб. вместе с обедом. Если человек едет автобусом из Москвы, однодневная экскурсия обходится ему около 2500 рублей. С размещением в городе нет проблем. В других районах похожая ситуация.

Туристов надо завлекать русскими народными блюдами.
Туристов надо завлекать русскими народными блюдами. Фото: Из личного архива/ Владимир Вишняков

Только пиар!

- В советское время наш регион был вторым по посещаемости туристами. Чего не хватает для возвращения былой славы?

Факт
В июне 2017 года на фестивале в Кашине сварят рисовую кашу. В этом году у крупы - юбилей. Ровно 230 лет назад кубанские казаки принесли рис на территорию Российской империи.
- Хорошего продвижения. Отдых в Тверской области должен стать модным. Его нужно разрекламировать так, чтобы все сюда захотели. Это как «айфон». Телефонов много, а все хотят его. У нас много мест, которые будут очень интересны туристам. Просто о них никто не знает. Стратегию пора менять. Тверские туроператоры, по своему героические люди, сами разрабатывают программы, реализуют их и продают. Но творческий человек и «продажник» - не одно и то же. Это должны быть разные специалисты, настоящие профессионалы. В одной только Москве работают две тысячи туроператоров. Чтобы их заинтересовал наш регион, нужно предложить им что-то такое, чего нигде нет. Не случайно мы делаем ставку на так называемый образовательный туризм: людям важно чему-то учиться, увезти с собой навык. Мастер-классы по ткачеству на станке, росписи, изготовлению народных кукол изо льна и лыка, плетению поясов, игре на музыкальных инструментах... Это одна из сторон того, с чем мы можем познакомить. И, конечно, надо выстраивать грамотную систему продаж турпродуктов через интернет, так как основной клиент там.

В отрасли уже есть всё необходимое. У туристических компаний - прекрасно обученные гиды, комфортабельные автобусы, в районах - рестораны, гостиницы с хорошим сервисом. Но, к сожалению, всё это работает не на полную загрузку. Мы готовы принимать в разы больше туристов. Главное, чтобы они захотели к нам поехать.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах