Примерное время чтения: 7 минут
1018

Дворцовый переворот. В главном художественном музее Твери целый год ажиотаж

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. АиФ Тверь 19/12/2018

Год назад после долгой реставрации свои двери распахнул Тверской императорский дворец. Сегодня он – главная гордость столицы Верхневолжья. Именно его первым делом посещают иностранцы и другие гости города.

Открытие дворца стало событием. Сказать, что этого момента ждали, – значит, ничего не сказать! Ажиотаж не прекращается, в праздники и выходные здесь очереди. О музеях XXI века, гидах, которые должны быть лучше гаджетов, и старой Твери мы поговорили с заслуженным работником культуры, директором Тверской областной картинной галереи Татьяной Куюкиной.

Приём по-царски

Екатерина Евсеева, «АиФ Тверь»: Татьяна Савватеевна, как прошёл первый год жизни обновлённого дворца?

Досье
Татьяна Куюкина - почётный работник культуры и искусства Тверской области, заслуженный работник культуры России. Окончила факультет истории и теории изобразительного искусства Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. Работает в Тверской областной картинной галерее с 1966 года, в должности директора – с сентября 1987 года.
Татьяна Куюкина: Разумеется, изголодавшиеся по музейным пространствам жители города, которые переживали с нами драматическую судьбу дворца, устремились к нам, даже несмотря на очереди. Экскурсионные заявки поступают уже на летние месяцы. Мы продолжаем принимать старшеклассников области по губернаторской программе «Нас пригласили во дворец», работаем с детскими садами и другими образовательными учреждениями. Много гостей приезжает из Москвы, Санкт-Петербурга и соседних регионов. Кроме того, мы приняли конференцию АДИТ (некоммерческого партнёрства «Автоматизация деятельности музеев и информационные технологии»), объединяющую IT-музейщиков страны. Осенью много важных вопросов обсудили вместе с Русским музеем и Союзом музеев России.

– Когда откроется Дворцовый сад и каким он будет?

– Пространство Дворцового сада реставрировали с опорой на россиевский проект. Сейчас основные работы закончились, но идут локальные корректировки по гарантийным обязательствам подрядчика. Кроме того, по части территории сада прокладывают коммуникации к реставрируемому зданию Реального училища и строящемуся Спасо-Преображенскому собору. Надеюсь, что в следующем году нам утвердят расписание для обслуживания сада, а к лету мы подготовим информационный и навигационный блоки. Если всё пойдёт по плану, то, несмотря на работы, продолжающиеся в дворцовой оранжерее, мы откроем сад для всех желающих.

Фото: Тверская областная картинная галерея

Работа на публику

– Работники культуры всё чаще говорят, что современного зрителя надо завлекать. Как?

– Музей – это не застывшее пространство. В нём всегда было много жизни. Какой? Это зависело от запросов общества. Но традиционная форма экскурсий по-прежнему остаётся самой востребованной. Конечно, с «академическими» и «гаджетными» посетителями мы работаем по-разному. С детьми популярны форматы игры, квеста и викторины. Кроме того, для взрослых и детей есть Виртуальный филиал, готовимся открыть вечерние рисовальные классы и лекторий. Для особо взыскательных посетителей в нашей «Башне искусств» идут музейно-театральные спектакли. Новых возможностей много. Но всё же надо понимать, что музей не развлекательный центр! Здесь главная миссия – просвещение.

– До открытия Императорского дворца были планы обучать экскурсоводов у специалистов Третьяковской галереи и даже Лувра. Как успехи?

– Не представляю, откуда такие сведения. Неужели можно предположить, что специалисты Третьяковки, а тем более Лувра, знают тверское художественное собрание лучше нас? Наших экскурсоводов готовит наш же методический совет. Музейная работа во всех отделах предполагает постоянную учёбу и совершенствование, поэтому наши сотрудники регулярно участвуют в разных проектах, получают гранты. Начинающих стараемся отправлять в Школу молодого музейщика при Эрмитаже. Кроме того, своеобразным куратором художественных музеев страны считается Государственный Русский музей, который ежегодно организует стажировки для музейных специалистов.

Фото: АиФ/ Владимир Моисеев

Некультурно!

– Императорский дворец – визитная карточка областного центра. А что ещё вы посоветовали бы гостям посмотреть в Твери?

– Наш дворец – всего лишь прекрасный фрагмент великолепного градостроительного ансамбля. Город, в котором мы живём, создан велением молодой императрицы Екатерины II, талантом замечательного зодчего Петра Никитина. В своё время столицу Верхневолжья предлагали в качестве образца для губернских городов Российской империи. Этот жест на века изменил градостроительную судьбу Твери и её репутацию.

Во многих городах старину лелеют и сохраняют. А мы? Разве вернули «родовые» имена площадям и улицам, поставили памятник императрице или её зодчему? Поддерживаем фасады знаменитого трёхлучия или прячем их за алюминиевыми решётками и иноязычной рекламой? Почему бюст великого оперного певца Сергея Лемешева спрятан в одном из тёмных уголков улицы Трёхсвятской? Обидно, что в центре города заброшены парк-воксал и Карповское училище. Никому не нужен Морозовский городок – идеальное место для студенческого городка, на мой взгляд. Заброшен и старый Дворец пионеров (имеется в виду здание на ул. Баррикадной - прим. ред.) – единственная сохранившаяся постройка гениального Ивана Леонидова. Конечно, необходимо воссоздание речного вокзала, так элегантно державшего речную стрелку. Всё, что я здесь упоминаю, хорошо бы показывать туристам. Но всё это нужно приводить в порядок.

Факт
Тверской императорский дворец построили в 1764-1766 годах по проекту Петра Никитина. В начале XIX века его перестроил Карл Росси, а в 1864 г. свою лепту в здание внёс архитектор Александр Резанов.
– В Тверской области богатое культурное наследие, однако многие объекты действительно требуют реставрации. Императорский дворец отремонтировали за счёт Всемирного банка, в усадьбу Куракиных под Зубцовом вложил свои деньги олигарх с Рублёвки. Но что делать с остальными зданиями?

– Чтобы их спасти, нужна ясная программа, серьёзные инвестиции, активность общества и, наконец, уважение к своему городу. Если в музей люди приходят специально, то городская среда всегда с нами и вокруг нас. Независимо от наших намерений она формирует человека, живущего в ней, воспитывает его вкус, чувство привязанности к малой родине, возбуждает пытливость, умение творить красоту, жить хорошим настоящим и работать на будущее.

Досуга нет

– В этом году в Твери на «ура» прошли концерты Игоря Бутмана и Юрия Башмета на Театральной площади. Хватает ли в городе культурного досуга и как его разнообразить?

– В областном центре отчаянно не хватает хорошего и вместительного концертного зала, где может полноценно звучать как солист, так и симфонический оркестр, разместиться балетный или оперный спектакль. Мало и достойных спортивных объектов. Нет и небольших кинозалов, показывающих не блокбастеры, а кино как искусство. Нет маленьких выставочных залов, где спорят художники. Хорошо бы, чтобы такие павильоны были в парковой среде, в студенческом городке, у речного берега… У Твери есть прекрасный бонус – три реки в центре. Но мы плохо это используем! По европейским понятиям Тверь – крупный город. Хотелось бы, чтобы его инфраструктура стала более многоуровневой, чтобы жителям хотелось проводить время не только в квартирах, но и в богатом пространстве своего любимого города.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах