Спектакль «Мастер и Маргарита» (16+) режиссёра Александра Павлишина в Тверском драматическом театре третий месяц идёт с полным аншлагом. 16 февраля постановку посмотрела корреспондент tver.aif.ru Елена Семко.
Факты – упрямая вещь
Уже то, что Тверской театр драмы решился поставить столь сложное и неоднозначное произведение Михаила Булгакова, вызывает уважение. Тем более, в 2024 году на экраны страны вышел фильм «Мастер и Маргарита» (18+) режиссёра Михаила Локшина, где главную героиню сыграла Юлия Снигирь, а в роли Воланда зрителей покорил немецкий актёр Аугуст Диль.
Естественно, зрители и критики будут сравнивать и с многосерийным фильмом 2005 года режиссёра Владимира Бортко (18+), блиставшим таким звёздным составом актёров, как Анна Ковальчук, Олег Басилашвили, Александр Абдулов, Сергей Безруков и многие другие.
Однако театр в Твери, где спектакль о вечной любви и противостоянии добра и зла длится всего три часа, и где, естественно, нет возможностей для таких спецэффектов, как в современном кинематографе, переиграл многих маститых авторов по яркости воплощения, эмоциональности и искренности. Подтверждением тому служат аншлаги: один за другим. Билеты в Тверской академический театр драмы на «Мастера и Маргариту» достать очень сложно. В марте будет четыре спектакля, и уже сейчас практически всё раскуплены.
Прежде всего, невероятно, но факт: за три часа сценаристу и режиссёру удалось чётко передать зрителю все основные посылы бессмертного романа. Согласитесь, что часто бывает так, что из сценария вдруг исчезают самые главные фразы или моменты, а чему-то второстепенному уделяется повышенное внимание. Это вообще не о тверском «Мастере и Маргарите». Честное слово: у тех, кто его ставил, ясная голова. Хочется привести выражение французского поэта Никола Буало (более нам известное по фильму «Доживём до понедельника»): «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает».
Очень подкупает, что в тверской постановке много юмора. Как и в реальной жизни, слёзы и смех здесь идут рука об руку. Разговор Воланда с Берлиозом и Бездомным на Патриарших прудах, сцена, когда Ивана Бездомного помещают в сумасшедший дом, ужимки кота Бегемота заставляют смеяться от души! А вот метания прокуратора Иудеи, тоска и переживания Маргариты воспринимаются как истинная трагедия.

Прекрасные костюмы: чего только стоят чёрно-белые ботинки и чёрно-белый галстук Воланда, или платье Маргариты. Классная хореография плясок «кровопивцев и убивцев» на балу Сатаны. Вовлечённость зала в процесс: зрители могут сами поймать 5000-купюры (между прочим, с автографами участников спектакля!) на представлении московского варьете.
Кто он – Воланд?
Роль Воланда блестяще исполнил самый известный и харизматичный актёр тверского драмтеатра Тарас Кузьмин. Его знают и любят зрители всей страны, в том числе благодаря работам в кино: сериалу «Женский доктор» (16+), который шёл на Первом канале, нашумевшему фильму режиссёра Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие» (18+), вышедшей недавно на большие экраны комедии «Один день в Стамбуле» (18+) с «Квартетом И» и многим другим.
Само появление этого артиста на сцене вызывает восторг у зрителей. Кузьмина ждут, на него идут. В роли Воланда актёр сумел так интересно расставить интонации уже известных, знакомых фраз, что звучат они более выпукло, открывается новый смысл. Тарас Кузьмин, на мой взгляд, воплотил на сцене многократно более светлого, мудрого и справедливого персонажа, чем может быть истинный повелитель сил Тьмы.
Он создал такой образ, которого многие читатели «Мастера и Маргариты», в том числе и я, долго ждали. Потому что булгаковский Воланд – это действительно нечто иное, нежели библейский Сатана. Кто он такой на самом деле, можно долго гадать и спорить. Это некая высшая и могущественная сила, но точно не Падший Ангел, низвергнутый когда-то с небес за гордыню. А ещё Воланд в Твери… поёт!

Юлия Бедарева вложила в роль Маргариты весь свой талант, все душевные силы – её самоотдача очевидна. Говорят, это была её роль мечты с самого детства. У неё получилась хрупкая и одновременно очень сильная героиня. Ещё один парадокс, который удалось в полной мере воплотить актрисе: обычная женщина с королевской кровью. На сцене мы видим настоящую красавицу – яркую, грациозную. Жаль, что зрители на балконах и на последних рядах партера вряд ли видят в деталях всю мимику и глаза Юлии Бедаревой: они очень выразительны.
Мистически всё сложилось
Роль прокуратора Иудеи шикарно исполнил Вячеслав Хархота. Линия Иешуа и Пилата, в романе самая сложная для восприятия, в Тверском театре драмы изложена очень ясно благодаря чётко расставленным акцентам и, опять же, интонациям и игре актёров. Тем, кто жалуется, что не может толком понять смысл этой линии, либо читать её скучно, советую сходить в наш драмтеатр на «Мастера и Маргариту».
Здесь выражена вся самая соль и переживаний Пилата, и проблемы его нелёгкого выбора, и тяготения власти над человеком, и внутренней борьбы прокураторского и человеческого. По сути, за более чем 2000 лет ничего и не изменилось: критика кесаря, практически везде и всюду, остаётся преступлением, влекущим за собой самое большое наказание.

Наконец, второстепенные, если так можно сказать, персонажи, в тверской постановке, в подавляющем большинстве своём, сыграны блестяще. Смотреть на Коровьева, Азазелло, Ивана Бездомного, Геллу и многих других – одно удовольствие. Особенно хочется отметить в роли Каифы Бориса Михню, который служит в тверском драмтеатре уже более полувека.
«Многие говорят, что при работе над романом «Мастер и Маргарита» возникают препятствия и всё мистическим образом не складывается. У нас всё мистическим образом сложилось», - написал на своей странице "ВКонтакте" Тарас Кузьмин. Может, потому и сложилось, что наконец-то роман инсценирован так, как нужно? Угодили-таки не только зрителю, но даже и тем самым мистическим высшим силам.
