Примерное время чтения: 10 минут
503

В каждом ретроавтомобиле живёт душа. Необычная выставка прошла в Конаково

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. АиФ Тверь 24/08/2021
Александр Шинкаренко / Из личного архива

Лето обычно запоминается каким-то особенным событием, к которому человек будет мысленно возвращаться даже спустя годы. Для конаковцев поистине ярким зрелищем стала выставка уникальной коллекции ретроавтомобилей генерального директора завода стальных конструкций Александра Шинкаренко.

В День России, 12 июня, каждый житель смог увидеть, потрогать, рассмотреть в деталях, сфотографировать технику из этой шикарной коллекции. Восемнадцать красавцев-автомобилей и три мотоцикла, отреставрированных усилиями очень известного и уважаемого в городе человека, предстали перед глазами изумлённых детей и взрослых. За лоском этих машин, которые выглядят куда элегантнее новых современных моделей, стоит – только вдумайтесь – больше 60 лет увлечения и огромный кропотливый труд.

Все экземпляры – на ходу

Выставка коллекции Александра Шинкаренко – нетривиальное событие не только для районного города, коим является Конаково, но и для Тверской области в целом. Жаль, конечно, что оно длилось всего один день. Готовился к нему коллекционер два месяца: машины нужно было отполировать, довести до полного совершенства и доставить на главную городскую площадь. Но это только «верхушка айсберга». На самом деле необычное хобби – поиск и восстановление старых автомобилей – прошло через всю жизнь Александра Павловича.

Эти машины хранят историю и вызывают массу восторженных взглядов. С ними хочется находиться рядом, рассматривать их, прикасаться к ним – и не только потому, что они красивы. В них есть душа, любой человек может это почувствовать, стоит только прислушаться к себе и своей памяти. «Советский автопром с сегодняшним не сравнить. Да, изобретаются разные технические новинки, но при сборке всё делают роботы, автомобилей не касается ни рука, ни энергетика человека. А советская техника была ручной сборки, – говорит Александр Шинкаренко. – В ней до сих пор сохранилась душа мастера. Это сложно объяснить, но… садишься в старую машину, и это чувствуешь».

Ещё удивляет, что абсолютно все экземпляры коллекции Александра Павловича на ходу, с документами, зарегистрированы в Госавтоинспекции и проходят ежегодный технический осмотр. Иными словами, на них можно ездить по улицам. А ведь у каждой ретромашины своя судьба, связанная с жизнями разных людей.

Семейные реликвии

Вот «Волга» – любимый автомобиль коллекционера. «Мечта юности. В то время эта модель была самой шикарной. Купить я её, естественно, не мог, но очень хотел взять хотя бы подержанный, неисправный автомобиль и восстановить, – вспоминает Шинкаренко. – Потом мечта сбылась, и на этой машине я ездил очень долго, уже будучи директором предприятия».

Фото: Из личного архива/ Александр Шинкаренко

Ещё один семейный автомобиль коллекции – «Москвич-401». Он особенно дорог Александру Павловичу, так как с ним тесно связаны тёплые воспоминания об отце, который купил эту машину в 1957 году. Вышло, как в известной советской песне «Папа купил автомобиль»: «Москвич» был в аховом состоянии, и отец с сыном подолгу с ним возились. С тех пор у машины сменились кузов и некоторые элементы, тем не менее это тот самый автомобиль, на котором ездила семья Шинкаренко. Александр Павлович и сейчас может на нём прокатиться – просто так, вспомнить былое.

Эта модель, кстати, самая старая в коллекции. Именно её он как-то раз выставлял в Комсомольском сквере рядом с памятником затопленной Корчеве. В Конаково хорошо знают, что этот арт-объект создал по собственной инициативе и на своём предприятии руководитель Конаковского завода стальных конструкций – в дар городу, в память о предках, живших в домах, ушедших под воду при строительстве Иваньковского водохранилища.

Самая современная модель коллекции – «Чайка ГАЗ-14» 1984 года выпуска. А на ещё одной «Чайке» из коллекции Шинкаренко – «ГАЗ-13», по легенде, ездил Леонид Брежнев. Говорят, что в Астрахани этот автомобиль представительского класса был на балансе обкома партии, а когда Леонид Ильич посещал этот город, его возили именно на нём. «Я его нашёл в Нижнем Новгороде брошенным на стоянке, – вспоминает Шинкаренко. – Долго искал владельца, им в итоге оказался житель Подмосковья. Попросил продать, взял на себя все хлопоты с оформлением и доставил сюда».

Восхитительную «Победу» Александр Павлович тоже приобрёл в Нижнем Новгороде. Бывшие владельцы пытались её восстановить, но у них не получилось, и она потихоньку ржавела во дворе частного дома. По случаю Шинкаренко проезжал мимо. Увидел раритет, постучался к хозяевам, и пожилой мужчина сказал просто: «Забирай!»

Примерно так же в коллекции оказалась и одна из двух зарубежных марок – шикарный «Chevrolet» («Шевроле») 1950 года. Не поверите: она доживала свой век на огороде у пожилой четы в родном Конаково. Казалось бы, откуда в простой советской семье мог взяться американский автомобиль? Как выяснилось, его приобрёл известный писатель – родственник конаковцев. Мало того, даже нашёлся племянник, который вспомнил, как его в детстве катали на этой иномарке. Если даже сейчас, увидев такую машину, народ оборачивается и не может оторвать от неё глаз, представляете, какой фурор она производила в те годы!

Интересна и история кабриолета, приобретённого в Краснодаре. Это «BMW- 3201» («БМВ-3201») 2007 года выпуска, которым одна из немецких фирм рассчиталась в своё время с краснодарской компанией за услуги. «Мне очень понравилось, что у неё был только один владелец, – признаётся Александр Павлович. – Она избежала типичной судьбы машины с открытым верхом: купят, поиграют, перепродадут, поэтому владельцев, как правило, набирается с десяток».

Смысл – в реставрации

Собственно, так десятилетиями и собиралась коллекция Шинкаренко. Поиск старых моделей, а затем их восстановление. Казалось бы, проще было бы покупать готовые авто, пусть и в стиле ретро. Но Александр Павлович так никогда не делал.

«В том, чтобы отреставрировать машину, в том числе и своими руками, – весь смысл действа. Это по-настоящему интересно. Автомобиль должен стать аутентичным своей эпохе. Для этого нужно найти и восстановить её руль, другие элементы, обшивку сиденья, – объясняет Шинкаренко. – Сейчас многие занимаются новоделом, можно даже купить китайские детали, сделанные в стиле советского периода. Но я стараюсь найти реальные оригинальные детали: через объявления, сайты, разговаривая с самыми разными людьми. Выстраиваются целые цепочки».

Занимается этим Александр Шинкаренко лично. А два талантливых мастера – авто-электрик Михаил Крылов и автослесарь Вячеслав Дорошко, которых директор предприятия называет «левшами», помогают ему восстанавливать машины. Как в рассказе Лескова, они могут сделать чудо из железяки. К тому же, по иронии судьбы, они и на самом деле левши. Сейчас в процессе реставрации у них находится «Москвич-408».

«С Александром Павловичем я работаю уже 17 лет. Каждая из машин, которые мы реставрируем, – уникальная в своём роде, – рассказал Михаил Крылов. – Раньше и к дизайну относились совсем по-другому, и над каждым автомобилем работали дольше. Это видно: упор был на качество, а не на количество».

Влюблённый в мотоциклы

Особое место в ретроколлекции занимают мотоциклы. Александру Шинкаренко было всего восемь лет, когда отец приобрёл и начал восстанавливать мотоцикл М1А «Москва». Сын буквально влюбился в двухколёсную технику. Сам начал ездить в 16 лет на красной «Яве» – советской классике, о которой, наверное, знает каждый. Сейчас Александр Павлович восстанавливает недавно приобретённую старую «Яву-360» («старушку») с коляской.

«Такая ностальгия! Это моя молодость, моё детство. Я же гонял на мотоцикле лет десять, прежде чем пересел на автомобиль, – делится Шинкаренко. – Несколько лет назад пробовал поездить на новой «Яве». Не понравилось. Ну не то, нет в ней души! Любовь к советской технике, видимо, у меня где-то в подсознании».

Вот в коллекции Александра Павловича «Иж-49» – тоже модель, знакомая многим. Привёз он её из Костромы в полуразобранном состоянии. А вот нечто особенное – мотовелосипед «Wanderer Werke AG» («Вандерер») 1939 года выпуска, который ещё называют «мотоциклом немецкого почтальона»: очень интересная модель. Вот старый «BMW-R35» («БМВ-Р35»), который опять-таки долго стоял без дела в сарае у одного из жителей Конаково.

Настоящее созидание

Возродить старинные вещи, вернуть им былую красоту – это в целом стиль жизни генерального директора Конаковского завода стальных конструкций. Собирает, приводит в порядок и делает украшением интерьера он и старинные самовары, патефоны и т.д. Но главное хобби, безусловно, ретроавтомобили. Почему?

«Это моя отдушина. В нашем не всегда добром реальном мире, в его суете, среди многочисленных проблем я не знаю, как жил бы без своего увлечения, которое я пронёс сквозь десятилетия», – признаётся Александр Шинкаренко.

Но на самом деле в этом есть и более глубокий смысл. Александр Павлович, может быть, изначально к тому и не стремясь, восстанавливая старые вещи, воплощает не на словах, а на деле экологичный подход к жизни, сохраняет нашу историю. Ведь история – это не только нечто высокое, такое как великие битвы, императорские династии или судьбоносные реформы. Это жизнь и быт наших с вами родителей, бабушек и дедушек: вещи, которыми они пользовались, автомобили, на которых они ездили. И то, что конаковцы и гости города смогли к этому прикоснуться, – большая ценность. Это возможность не только расширить свой кругозор, вспомнить историю предков, свою историю, но и пример для подрастающего поколения бережного отношения к вещам и жизни в целом. Коллекция Шинкаренко пополняется, развивается, живёт. Это и есть настоящее созидание.

Кстати

Ретроавтомобилям Александр Шинкаренко посвятил немало страниц в своих книгах «Без фанфар и барабанов», «По волне моей памяти» и «Стальная вертикаль». В них также описаны история семьи Александра Павловича, его родного города Конаково и более чем полувековая история завода стальных конструкций.

Досье

Александр Шинкаренко. почётный гражданин города Конаково, заслуженный работник Единой энергетической системы России, почётный энергетик, почётный работник топливно­энергетического комплекса. Завод стальных конструкций он возглавляет уже 21 год. В годы перестройки ему удалось спасти градообразующее предприятие от банкротства и разорения. Родился и всю жизнь провёл в Конаково, признавался «Человеком года Конаковского района».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах