Лето обычно запоминается каким-то особенным событием, к которому человек будет мысленно возвращаться даже спустя годы. Для конаковцев поистине ярким зрелищем стала выставка уникальной коллекции ретроавтомобилей генерального директора завода стальных конструкций Александра Шинкаренко.
В День России, 12 июня, каждый житель смог увидеть, потрогать, рассмотреть в деталях, сфотографировать технику из этой шикарной коллекции. Восемнадцать красавцев-автомобилей и три мотоцикла, отреставрированных усилиями очень известного и уважаемого в городе человека, предстали перед глазами изумлённых детей и взрослых. За лоском этих машин, которые выглядят куда элегантнее новых современных моделей, стоит – только вдумайтесь – больше 60 лет увлечения и огромный кропотливый труд.
Все экземпляры – на ходу
Выставка коллекции Александра Шинкаренко – нетривиальное событие не только для районного города, коим является Конаково, но и для Тверской области в целом. Жаль, конечно, что оно длилось всего один день. Готовился к нему коллекционер два месяца: машины нужно было отполировать, довести до полного совершенства и доставить на главную городскую площадь. Но это только «верхушка айсберга». На самом деле необычное хобби – поиск и восстановление старых автомобилей – прошло через всю жизнь Александра Павловича.
Эти машины хранят историю и вызывают массу восторженных взглядов. С ними хочется находиться рядом, рассматривать их, прикасаться к ним – и не только потому, что они красивы. В них есть душа, любой человек может это почувствовать, стоит только прислушаться к себе и своей памяти. «Советский автопром с сегодняшним не сравнить. Да, изобретаются разные технические новинки, но при сборке всё делают роботы, автомобилей не касается ни рука, ни энергетика человека. А советская техника была ручной сборки, – говорит Александр Шинкаренко. – В ней до сих пор сохранилась душа мастера. Это сложно объяснить, но… садишься в старую машину, и это чувствуешь».
Ещё удивляет, что абсолютно все экземпляры коллекции Александра Павловича на ходу, с документами, зарегистрированы в Госавтоинспекции и проходят ежегодный технический осмотр. Иными словами, на них можно ездить по улицам. А ведь у каждой ретромашины своя судьба, связанная с жизнями разных людей.
Семейные реликвии
Вот «Волга» – любимый автомобиль коллекционера. «Мечта юности. В то время эта модель была самой шикарной. Купить я её, естественно, не мог, но очень хотел взять хотя бы подержанный, неисправный автомобиль и восстановить, – вспоминает Шинкаренко. – Потом мечта сбылась, и на этой машине я ездил очень долго, уже будучи директором предприятия».
Ещё один семейный автомобиль коллекции – «Москвич-401». Он особенно дорог Александру Павловичу, так как с ним тесно связаны тёплые воспоминания об отце, который купил эту машину в 1957 году. Вышло, как в известной советской песне «Папа купил автомобиль»: «Москвич» был в аховом состоянии, и отец с сыном подолгу с ним возились. С тех пор у машины сменились кузов и некоторые элементы, тем не менее это тот самый автомобиль, на котором ездила семья Шинкаренко. Александр Павлович и сейчас может на нём прокатиться – просто так, вспомнить былое.
Эта модель, кстати, самая старая в коллекции. Именно её он как-то раз выставлял в Комсомольском сквере рядом с памятником затопленной Корчеве. В Конаково хорошо знают, что этот арт-объект создал по собственной инициативе и на своём предприятии руководитель Конаковского завода стальных конструкций – в дар городу, в память о предках, живших в домах, ушедших под воду при строительстве Иваньковского водохранилища.
Самая современная модель коллекции – «Чайка ГАЗ-14» 1984 года выпуска. А на ещё одной «Чайке» из коллекции Шинкаренко – «ГАЗ-13», по легенде, ездил Леонид Брежнев. Говорят, что в Астрахани этот автомобиль представительского класса был на балансе обкома партии, а когда Леонид Ильич посещал этот город, его возили именно на нём. «Я его нашёл в Нижнем Новгороде брошенным на стоянке, – вспоминает Шинкаренко. – Долго искал владельца, им в итоге оказался житель Подмосковья. Попросил продать, взял на себя все хлопоты с оформлением и доставил сюда».
Восхитительную «Победу» Александр Павлович тоже приобрёл в Нижнем Новгороде. Бывшие владельцы пытались её восстановить, но у них не получилось, и она потихоньку ржавела во дворе частного дома. По случаю Шинкаренко проезжал мимо. Увидел раритет, постучался к хозяевам, и пожилой мужчина сказал просто: «Забирай!»
Примерно так же в коллекции оказалась и одна из двух зарубежных марок – шикарный «Chevrolet» («Шевроле») 1950 года. Не поверите: она доживала свой век на огороде у пожилой четы в родном Конаково. Казалось бы, откуда в простой советской семье мог взяться американский автомобиль? Как выяснилось, его приобрёл известный писатель – родственник конаковцев. Мало того, даже нашёлся племянник, который вспомнил, как его в детстве катали на этой иномарке. Если даже сейчас, увидев такую машину, народ оборачивается и не может оторвать от неё глаз, представляете, какой фурор она производила в те годы!
Интересна и история кабриолета, приобретённого в Краснодаре. Это «BMW- 3201» («БМВ-3201») 2007 года выпуска, которым одна из немецких фирм рассчиталась в своё время с краснодарской компанией за услуги. «Мне очень понравилось, что у неё был только один владелец, – признаётся Александр Павлович. – Она избежала типичной судьбы машины с открытым верхом: купят, поиграют, перепродадут, поэтому владельцев, как правило, набирается с десяток».
Смысл – в реставрации
Собственно, так десятилетиями и собиралась коллекция Шинкаренко. Поиск старых моделей, а затем их восстановление. Казалось бы, проще было бы покупать готовые авто, пусть и в стиле ретро. Но Александр Павлович так никогда не делал.
«В том, чтобы отреставрировать машину, в том числе и своими руками, – весь смысл действа. Это по-настоящему интересно. Автомобиль должен стать аутентичным своей эпохе. Для этого нужно найти и восстановить её руль, другие элементы, обшивку сиденья, – объясняет Шинкаренко. – Сейчас многие занимаются новоделом, можно даже купить китайские детали, сделанные в стиле советского периода. Но я стараюсь найти реальные оригинальные детали: через объявления, сайты, разговаривая с самыми разными людьми. Выстраиваются целые цепочки».
Занимается этим Александр Шинкаренко лично. А два талантливых мастера – авто-электрик Михаил Крылов и автослесарь Вячеслав Дорошко, которых директор предприятия называет «левшами», помогают ему восстанавливать машины. Как в рассказе Лескова, они могут сделать чудо из железяки. К тому же, по иронии судьбы, они и на самом деле левши. Сейчас в процессе реставрации у них находится «Москвич-408».
«С Александром Павловичем я работаю уже 17 лет. Каждая из машин, которые мы реставрируем, – уникальная в своём роде, – рассказал Михаил Крылов. – Раньше и к дизайну относились совсем по-другому, и над каждым автомобилем работали дольше. Это видно: упор был на качество, а не на количество».
Влюблённый в мотоциклы
Особое место в ретроколлекции занимают мотоциклы. Александру Шинкаренко было всего восемь лет, когда отец приобрёл и начал восстанавливать мотоцикл М1А «Москва». Сын буквально влюбился в двухколёсную технику. Сам начал ездить в 16 лет на красной «Яве» – советской классике, о которой, наверное, знает каждый. Сейчас Александр Павлович восстанавливает недавно приобретённую старую «Яву-360» («старушку») с коляской.
«Такая ностальгия! Это моя молодость, моё детство. Я же гонял на мотоцикле лет десять, прежде чем пересел на автомобиль, – делится Шинкаренко. – Несколько лет назад пробовал поездить на новой «Яве». Не понравилось. Ну не то, нет в ней души! Любовь к советской технике, видимо, у меня где-то в подсознании».
Вот в коллекции Александра Павловича «Иж-49» – тоже модель, знакомая многим. Привёз он её из Костромы в полуразобранном состоянии. А вот нечто особенное – мотовелосипед «Wanderer Werke AG» («Вандерер») 1939 года выпуска, который ещё называют «мотоциклом немецкого почтальона»: очень интересная модель. Вот старый «BMW-R35» («БМВ-Р35»), который опять-таки долго стоял без дела в сарае у одного из жителей Конаково.
Настоящее созидание
Возродить старинные вещи, вернуть им былую красоту – это в целом стиль жизни генерального директора Конаковского завода стальных конструкций. Собирает, приводит в порядок и делает украшением интерьера он и старинные самовары, патефоны и т.д. Но главное хобби, безусловно, ретроавтомобили. Почему?
«Это моя отдушина. В нашем не всегда добром реальном мире, в его суете, среди многочисленных проблем я не знаю, как жил бы без своего увлечения, которое я пронёс сквозь десятилетия», – признаётся Александр Шинкаренко.
Но на самом деле в этом есть и более глубокий смысл. Александр Павлович, может быть, изначально к тому и не стремясь, восстанавливая старые вещи, воплощает не на словах, а на деле экологичный подход к жизни, сохраняет нашу историю. Ведь история – это не только нечто высокое, такое как великие битвы, императорские династии или судьбоносные реформы. Это жизнь и быт наших с вами родителей, бабушек и дедушек: вещи, которыми они пользовались, автомобили, на которых они ездили. И то, что конаковцы и гости города смогли к этому прикоснуться, – большая ценность. Это возможность не только расширить свой кругозор, вспомнить историю предков, свою историю, но и пример для подрастающего поколения бережного отношения к вещам и жизни в целом. Коллекция Шинкаренко пополняется, развивается, живёт. Это и есть настоящее созидание.
Кстати
Ретроавтомобилям Александр Шинкаренко посвятил немало страниц в своих книгах «Без фанфар и барабанов», «По волне моей памяти» и «Стальная вертикаль». В них также описаны история семьи Александра Павловича, его родного города Конаково и более чем полувековая история завода стальных конструкций.
Досье
Александр Шинкаренко. почётный гражданин города Конаково, заслуженный работник Единой энергетической системы России, почётный энергетик, почётный работник топливноэнергетического комплекса. Завод стальных конструкций он возглавляет уже 21 год. В годы перестройки ему удалось спасти градообразующее предприятие от банкротства и разорения. Родился и всю жизнь провёл в Конаково, признавался «Человеком года Конаковского района».