На прошлой неделе рабочие снимали трамвайные рельсы возле городской больницы № 7 на Петербургском шоссе. Весной этого года их убрали с площади Конституции. Здесь проходят маршруты трамваев № 5 и 11, которые в будущем обещали возродить.
Работы прекращены
Демонтаж трамвайных путей в областной столице ведётся не первый год. Сначала рельсы сняли на улицах Советской и Вагжанова, проспектах Калинина и Ленина, на проезде Дарвина и частично на улице Спартака, в посёлке Крупской. Постепенно они продолжали исчезать и с других улиц региональной столицы.
В текущем году трамвайные пути убрали возле автовокзала, на повороте с улицы Спартака на проспект Калинина и на Новом мосту. На отрезке от дома № 70 почти до самой горбольницы № 7 рельсы уже сняты. Люди предполагают, что на очищенной площадке организуют стоянку, которая будет относиться к больнице.
Отметим, что все последние годы власти продолжали добиваться на самом высоком уровне восстановления трамвайного движения. В генплане региональной столицы, который расписан до 2039 года, трамвай есть. В сентябре 2019 года Тверь вошла в десятку городов, которым Правительство России планировало выделить на развитие электротранспорта деньги из Фонда национального благосостояния, причем девять других городов-кандидатов были городами-миллионниками. В ноябре 2020 года Тверская городская Дума одобрила программу комплексного развития городской инфраструктуры 2039 года, первый этап которой включает запуск трамвайных маршрутов № 5 ДСК – Автовокзал и № 11 Кольцевая улица – Автовокзал, а к 2026 году – создание кольцевого трамвайного маршрута.
В июле 2021 года вопрос вновь подняли в ходе визита в Тверь премьер-министра Михаила Мишустина. Ему доложили, что над проектом работает региональный Минтранс, что новый тверской трамвай должен стать аналогом лёгкого наземного метро, быть скоростным, бесшумным и двигаться по выделенной полосе, а рельсы должны быть бесшовными. В октябре того же года проект, подразумевавший восстановление 20 километров путей, представили на президиуме Госсовета самому президенту России. Но потом «что-то не срослось». В итоговой десятке городов, которые получат федеральные деньги (список победителей обнародован в апреле 2022 года), не оказалось половины первоначальных кандидатов, в том числе и Твери.
Автобусы справляются
«С одной стороны, трамвай нужен, потому что этот вид транспорта обладает большой провозной способностью, – прокомментировал доцент кафедры автомобильного транспорта ТвГТУ Владимир Аршанов. – С другой стороны, технически невозможно вернуть трамвайные пути на улицы города: они сразу заберут две полосы движения и значительно снизят пропускную способность. По новым нормам на остановках нужно делать посадочные площадки, которые заберут ещё одну полосу. Таким образом, например, на Речном вокзале, где сходятся несколько магистральных дорог, останется только две полосы для автотранспорта, что полностью парализует дорожное движение в центре города. Автобусы пока справляются с пассажиропотоком, с этой точки зрения вводить дополнительно трамвайное движение нецелесообразно». Учёный также отметил, что если заглядывать в будущее и учесть экологический фактор, то Твери нужно переходить на электробусы. «Думаю, придётся подождать с трамваем: разбогатеем – тогда и будем создавать его заново», – сказал Владимир Аршанов.
Кстати
Летом этого года в бывшем трамвайном депо на Соминке установили памятник трамваю. А сейчас на территории бывшего троллейбусного парка (ныне это мультимедийный парк «Россия – моя история») готовят площадку для установки арт-объекта «Памятник троллейбусу». Движение троллейбусов в Твери прекратилось 13 апреля 2020 года.