Тверским водителям объяснили, что будет, если попасть в ДТП без техосмотра. В ситуации разбирались в издании «Autonews.ru».
Поправки об отмене техосмотра и перевода его в добровольную основу Госдума приняла в третьем, окончательном чтении. Теперь он ждёт только подписи президента. Поэтому автомобилисты задаются вопросом: что будет со страховкой автомобиля в условиях отмен диагностических карт.
Будут ли преимущества при прохождении техосмотра добровольно?
При оформлении ОСАГО страховые компании перестали спрашивать о наличии диагностической карты ещё с августа 2021 года. Тем не менее, они напомнили, что содержать автомобиль в исправном состоянии никто не отменял.
«Что касается стимулирования автовладельцев проходить техосмотр, то в настоящее время существует госконтроль за соблюдением безопасности дорожного движения. Сотрудники ГИБДД могут остановить технически неисправное транспортное средство и проверить его на месте, либо на специальных стационарных пунктах», — предупредили в Российском союзе автостраховщиков (РСА).
Они напомнили, что полицейские имеют право эвакуировать технически неисправные транспортные средства и выписывать их владельцам штрафы. «Наличие же действующей диагностической карты защитит автовладельца от такого развития событий», — считают в РСА.
О том, что наличие и отсутствие диагностической карты не оказывает на вероятность наступления страхового события считает и руководитель центра управления страховым портфелем по ОСАГО «Страхового Дома ВСК» Татьяна Кудрявцева. По её словам, прохождение техосмотра не будет существенно влиять на стоимость ОСАГО. Однако она не исключает, что в таком случае страховщики могут предусмотреть скидки.
А замдиректора департамента андеррайтинга и перестрахования компании «Абсолют Страхование» Михаил Черных отметил, что теоретически страховщики могут учесть факт пройденного техосмотра в тарификации, однако их компания так делать не планирует.
«По нашим данным, нет статистики, которая бы подтверждала, что наличие или отсутствие техосмотра влияет на убыточность клиента. Считаем, что такого влияния нет, соответственно, нет оснований для изменения цены», — заявил Черных.
Кто будет платить за ДТП с неисправным автомобилем?
Раньше, если застрахованный нарушал правило договора, то страховая компания могли взыскивать с него всю сумму, которая получила потерпевшая сторона, то есть применять регресс. Например, если водитель попал в ДТП из-за неисправных тормозов, то к нему применялся регресс. Сейчас, считает эксперт, ничего не изменится.
«Статистика говорит, что основные причины аварий — это нарушение ПДД, неожиданное изменение дорожных условий, человеческий фактор, — сказал генеральный директор «Совкомбанк Страхование» Игорь Лаппи. — Аварии, которые происходят из-за технической неисправности автомобиля, встречаются крайне редко. Такая вероятность всего около 1%. Установить причинно-следственную связь между причиной ДТП и технической неисправностью нелегко. Но экспертиза дает нам довольно четкий ответ. Конечно, если связь будет установлена, регресс возможен, но маловероятен».
Гендиректор считает, что связь с технической неисправностью и аварией выявляют только при очень серьёзных ДТП. Причём в практике компании таких случаев не было.
«Как правило, виновник в таких случаях не способен самостоятельно справиться с причиненным ущербом, это всегда учитывается страховым сообществом. Если выясняется, что причиной ДТП была техническая неисправность автомобиля виновника, регресс все равно не применяют. Возместить ущерб такого размера обычному водителю крайне сложно. Он может применить процедуру банкротства, и страховщик все равно ничего не получит. Применительно к масштабным ДТП, это бессмысленно. Поэтому практика такая крайне редка», — объяснил эксперт.
Помимо этого, считает Лаппи, доказать, что ДТП произошло из-за технической неисправности крайне сложно: «Это сложно и не всегда возможно, особенно, если автомобиль практически полностью уничтожен».
Что будет, если причиной ДТП стала техническая неисправность, но у виновника есть пройденный техосмотр?
В РСА сообщили, что в таком случае регресс к водителю не может быть применён.
В соответствии с п. 2 ст. 14 закона «Об ОСАГО», страховщики имеют право предъявить регрессные требования к оператору пункта техосмотра, который оформил диагностическую карту и указал, что автомобиль исправен и безопасен. Однако опрошенные эксперты пояснили, что с такими ситуациями не сталкивались.
Кому нужно будет проходить техосмотр?
Согласно поправкам, обязательный техосмотр нужно будет проходить только при постановке автомобиля на учет, либо при смене владельца, и только при условии, если возраст машины превышает четыре года. Кроме этого, техосмотр придется проходить при внесении изменений в конструкцию и замене основных агрегатов автомобиля.
При этом все нововведения не распространяются на транспорт, который занимается коммерческими пассажирскими перевозками. Для них процедура техосмотра останется обязательной. В первую очередь это относится к такси, автобусам и грузовикам.