Такого количества самокатов, как в этом году, наша область раньше не видела. Пешеходы жалуются, что они носятся по тротуарам, ежеминутно угрожая врезаться в спину. Госавтоинспекция разводит руками: «Мы за тротуары не отвечаем». «АиФ в Твери» разбирался, как и почему пешеходные зоны в одночасье стали опасными для людей.
«Я их боюсь»
Особым спросом пользуются электрические самокаты: привлекают относительно доступная цена и возможность быстро разгоняться без каких бы то ни было усилий. Да и покупать такой транспорт необязательно, можно взять в аренду. В этом году кикшеринг (прокат электросамокатов) добрался до Твери. Многие, наверное, уже видели их импровизированные стоянки: подходи, регистрируйся в мобильном приложении, плати и – скатертью дорога!
«Электросамокаты востребованы и популярны в настоящее время, их арендуют главным образом молодёжь и студенты, – рассказала предприниматель Ольга Бокова, чья фирма уже больше 10 лет занимается прокатом товаров для спорта и отдыха. – В крупных городах людей привлекает возможность быстрого перемещения на небольшие расстояния, а в маленьких населённых пунктах самокат – пока ещё способ развлечься».
Молодого жителя Твери по имени Алексей корреспондент остановил в тот момент, когда он лихо катил на самокате по тротуару улицы Паши Савельевой. Алексей – студент, любит спорт, очень доброжелательный человек. Говорит, что электросамокат купил не потому, что он в моде, а потому что удобно. «Бюджетная модель стоит от 15 тысяч. Одной зарядки аккумулятора хватает километров на 15. Я езжу на нём на учёбу, на тусовки или просто катаюсь, если есть время».
Заметим, что в областном центре и других городах Верхневолжья растёт и число сегвеев, электроциклов, моноциклов и других, вчера ещё «экзотических», средств передвижения. И теперь тверские тротуары похожи на автодром: маленьких «машинок» на них зачастую больше, чем пешеходов. Юридически такие гаджеты не являются транспортными средствами, а сами самокатчики – не водители. Соответственно, кататься по проезжей части им запрещено. Пешеходы, естественно, возмущены и встревожены. На своей законной территории, где ещё вчера они могли спокойно гулять, теперь приходится быть в постоянном напряжении.
«Самокаты бесшумны, а самокатчики не подают звуковых сигналов, – тут же, на улице Паши Савельевой, пожаловалась журналисту пешеход Елена Фёдорова. – Идёшь, и вдруг – вжих – на огромной скорости тебя объезжает рослый детина. Я их боюсь: собьют и дальше поедут. Страшно очень, так и напишите!»
Без шлема
Летние сводки происшествий ГИБДД свидетельствуют: ситуация опасна и для самих самокатчиков. Так, в Зубцовском районе на трассе «Балтия» водитель автомобиля во время обгона наехал на электросамокат, внезапно выехавший с обочины на проезжую часть. Как выяснилось, самокатчик был пьян. С ушибами, закрытой черепно-мозговой травмой и сотрясением мозга его доставили в больницу. В районе Редкино автомобиль сбил 10-летнего мальчика на самокате, пересекавшего проезжую часть. От полученных травм ребёнок скончался в больнице. В Ржеве водитель электросамоката врезался в дорожный знак «Пешеходный переход». С переломом пострадавший доставлен в районную больницу.
По данным центрального аппарата МВД России, во всей стране число аварий с электротранспортом, в том числе самокатами, в текущем году выросло на 200%. Но что именно делать, толком не знает никто. Недавно в Твери проходил общественный форум «Сообщество», где обсуждались поправки в Правила дорожного движения, которые ввели бы самокаты в правовые рамки. Такие, например, как обязательный шлем и даже водительские права. Свои предложения вносит и Госавтоинспекция. Однако на данный момент ни одна из них не узаконена.
Есть и ещё один аспект: отсутствие в Твери и других верхневолжских городах дорожной инфраструктуры для самокатов. Пока на тротуарах нет даже соответствующей разметки. В результате там царит хаос. «В Твери нет выделенных полос даже для велосипедистов, – комментирует президент клуба «ВелоТверь» Ольга Матвеева. – Предусмотренные велосипедные зоны сделаны так, что мешают и пешеходам, и велосипедистам, и самокатчикам. Зачастую на них гуляют мамочки с колясками. Пока не будет проведено разграничение, все участники тротуарного движения будут мешать друг другу».
В свою очередь предприниматель Ольга Бокова говорит, что отсутствие инфраструктуры стало одной из причин отказа её фирмы от сдачи самокатов в аренду. «Мы понимаем, что тротуары не соответствуют стандартам безопасного и комфортного катания, а выезд на проезжую часть – это умышленное провоцирование ДТП. К сожалению, статистика происшествий печальна, и причина тому – низкий уровень знания самокатчиками правил дорожного движения, отсутствие инфраструктуры и культуры вождения», – резюмировала она.
Кстати
В СанктПетербурге предложили запретить аренду электросамокатов несовершеннолетними. А за границей власти ряда стран временно, до разработки поправок в законодательство, объявили самокаты вне закона.