Помните, какие дороги раньше были в областном центре? Даже на магистральных улицах водителям зачастую требовалось особое искусство, чтобы объехать ямы. О ровном асфальте люди мечтали. И дождались! Большинство тверичан согласятся с тем, что такого масштабного ремонта, как в последнее время, в нашем городе ещё не было.
Уходящий год стал рекордсменом: 61,5 км транспортных артерий, отремонтированных по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги», ещё 55 тысяч квадратных метров тротуаров, а также обновлённые Московское шоссе и Крупский мост.
Гарантия – от пяти лет
Итоги ремонта дорог этого года по национальному проекту подведены. Их качество проверяли долго и тщательно. На места выезжали комиссии, куда вошли представители администрации города и районов, контролирующих органов и общественности, в том числе региональное Министерство по обеспечению контрольных функций и Дирекция территориального дорожного фонда. Они проверяли, отвечают ли новые дороги проекту и нормативам.
«Главные задачи при проведении ремонтной кампании – соблюдение графика работ и контроль качества, – не раз отмечал губернатор Игорь Руденя. – Для ремонта тверских дорог должны использоваться новые технологии и материалы, обеспечивающие нормативное состояние в течение гарантийного срока эксплуатации дороги – от пяти до восьми лет».
С каждой улицы брали образцы асфальтового покрытия и исследовали их в лабораториях. Результаты передавали в администрацию Твери. Если качество асфальта не соответствовало ГОСТу, подрядчик устранял этот и другие недостатки за свой счёт. Затем комиссия снова выезжала на приёмку. Например, в октябре проверку на ГОСТ не прошли «лежачие полицейские» на шести улицах в Заволжском и Центральном районах Твери. Подрядчики уже переделали искусственные неровности. По многим объектам смотрят, соответствуют ли они программе «Доступная среда», насколько по ним удобно передвигаться людям с ограниченными возможностями.
Первым, в июне, завершили подход к Старому Волжскому мосту. Затем приступили к Соминке и Затверечью, чуть позже ремонт охватил все районы. К середине октября работы по нацпроекту были выполнены на 97%. Последние два участка принимали уже в ноябре. Речь идёт об улицах Лизы Чайкиной и Академической, где нужно было сделать ливневую канализацию и завершить ремонт тротуаров.
Перемены впечатляют
Количество отремонтированных дорог впечатляет. Это 46 улиц, на многих из которых находятся детские сады и школы. По сравнению с прошлым годом кампания затронула почти в два раза больше объектов. Кроме того, заменили около тысячи дорожных знаков, а в местах повышенной аварийности уложили свыше ста искусственных неровностей.
Куда свободнее задышали участки, где сняли трамвайные рельсы, а именно близ Нового моста на улице Горького и близ Восточного – от площади Гагарина. На месте демонтированных трамвайных путей сделали проезжую часть. Да, летом из-за ремонтов были пробки. Зато теперь передвигаться стало гораздо удобнее.
Отдельно хочется сказать об акции «Улицы Победы». В год Памяти и Славы в Твери по национальному проекту обновили девять улиц, носящих имена героев Великой Отечественной войны. Отремонтировали дороги на улицах Веселова, Ротмистрова, Тамары Ильиной, Громова, Константина Заслонова, Карбышева, Евгения Пичугина и Лизы Чайкиной, а на Кирьянова привели в порядок подъезды к улице. Одновременно с этим на официальном сайте tver.ru и в соцсетях администрации города Твери размещали видеоролики, где историки и краеведы рассказывали о судьбах героев. Это стало хорошим штрихом к празднованию 75-летия Победы.
Как никогда раньше внимание уделили тротуарам. «Комфортно должно быть не только автомобилистам, но и пешеходам. Ремонт тротуаров затронул 43 улицы, – говорит глава Твери Алексей Огоньков. –Из них на 36 привели в порядок пришедшие в негодность пешеходные зоны, ещё на семи обеспечили доступную среду и устроили сходы на пешеходных переходах». Например, на тротуары по нечётной стороне проспекта Победы, от Волоколамского проспекта до площади Терешковой, уложили брусчатку, заменили бордюрный камень, привели в порядок площадки у остановок. Обновили Комсомольский проспект, улицы Вольного Новгорода, 15 лет Октября и многие другие.
Кроме того, за счёт софинансирования из областного бюджета уложили тротуары у нового здания суворовского училища на улице Громова, а также на подходах к Бурашевскому путепроводу и прилегающей к нему части улицы Коминтерна.
Приятное дополнение
Казалось бы, при таких объёмах можно было полностью успокоиться. Однако городу по результатам конкурсов двух лет удалось сэкономить часть средств, выделенных на дороги. В итоге в этом году дополнительно отремонтировали участок Петербургского шоссе рядом с областной клинической больницей протяжённостью около 830 метров. А из бюджета региона выделили ещё и средства на ремонт дороги по улицам Коняевской, Бочкина, Сердюковской, проезда близ улицы Громова и участка улицы Гайдара в Пролетарском районе. Работы здесь начались позже и продолжались ещё в ноябре.
В Заволжье дополнительно решили отремонтировать тротуары на набережной Афанасия Никитина от Комсомольского проспекта до улицы Благоева. А вдоль Московского шоссе в некоторых местах установилиограждения.
Но и этим дело в столице Верхневолжья не ограничилось. Въездные ворота в Тверь – Московское шоссе – тоже полностью отремонтировали. От площади Гагарина до границы города за посёлком Химинститута положили новый асфальт, укрепили обочины, сделали новые остановки, уложив там плитку. Вечером и ночью здесь теперь горят светодиодные фонари.
Ещё один знаковый объект – Крупский мост. Его капитальный ремонт длился с июля прошлого года по август нынешнего. Теперь автомобилистам здесь доступны по две полосы в каждую сторону. Трамвайные рельсы сняли, а для пешеходов сделали дорожки.
То ли ещё будет
В следующем году тверичан ждёт такой же большой ремонт. По проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» привести в порядок планируют ещё более 60 улиц общей протяжённостью около 62 км. Проектно-сметные документы уже разрабатывают, торги по выбору подрядчиков намерены провести в начале 2021 года.
Помимо нацпроекта предстоит ремонт крупного участка Бежецкого шоссе – от Затверецкого бульвара до улицы Богородицерождественской. Дорогу здесь расширят до шести полос – по три в каждую сторону. Оборудуют новые остановки, модернизируют освещение. Потратить на это собираются порядка 100 миллионов рублей. Средства выделяют и на реконструкцию проезда к гребной базе на Борисоглебской пристани. А под Крупским мостом, в створе Бурашевского шоссе, сделают тротуары.
В целом в период с 2019 по 2024 год в столице Верхневолжья должны привести в порядок как минимум 265 км дорог.
Кстати
В полной мере ощутить, как изменился город, можно, взглянув на интерактивную карту ремонта тверских дорог по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в 2020 году, набрав в поисковой строке bit.do/dorogi2020.