Примерное время чтения: 6 минут
3073

Мнения разделились. Будет ли польза тверичанам от «умных» светофоров

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. АиФ в Твери 18/10/2022

Столица Верхневолжья стала первой в России небольшой агломерацией, где дорожным движением будет управлять искусственный интеллект. Сейчас такая система есть только в Москве, да и то не везде. В некоторых крупных городах «умные» светофоры установлены лишь на самых загруженных перекрёстках. В Твери же ими оснастят все магистральные улицы. Корреспондент «АиФ в Твери» узнал подробности.

Регулировщики XXI века

Проект «Умный перекрёсток» – детище госкорпорации «Ростех» – реализуется с 2018 года. На данный момент в Москве такими светофорами оснастили более 500 перекрёстков, в остальной России их ещё около сотни. В Твери о проекте впервые заговорили в 2019 году и уже через девять месяцев провели эксперимент: установили такие светофоры на пересечениях проспекта Калинина с Головинским Валом, бульваром Ногина и 3-м переулком Красной Слободы. Умные машины собирали информацию о загруженности перекрёстков, фиксировали интенсивность дорожного трафика и передавали информацию людям, которые затем программировали циклы и фазы их работы. Эксперимент, судя по всему, был признан успешным, поскольку в марте 2022 года власти Тверской области объявили государственный тендер на установку 65 умных светофорных систем на 34 перекрёстках областного центра. Общая стоимость проекта – 330 миллионов рублей, все «гаишники-боты» должны быть введены в строй до конца 2024 года.

Они представляют собой комплекс датчиков, камер и метеостанций, собирающих информацию об окружающей обстановке. Датчики вшиты в дорожное полотно, в светофорах на столбах есть встроенные контролёры, которые через Ethernet и/или GPRS обеспечивают связь с модулем сбора дорожной информации и с диспетчерским центром. Автомобили подъезжают к перекрёстку, светофор даёт приоритет наиболее загруженному направлению, уменьшая заторы. В программе, кстати, «зашит» приоритет общественному транспорту. Решение, кого пропускать вперёд, может принять как оператор центра обработки данных, так и сам искусственный интеллект. Система связана с камерами слежения на дорогах и может сама фиксировать ДТП, повышать или понижать яркость сигнала светофора, длительность фаз зелёного и красного сигналов, а при аварийной ситуации – переводить оборудование в жёлтый режим. Некоторые модели таких светофоров могут считывать стиль вождения, выявлять неисправности автомобиля и предупреждать об опасных участках дорог, но неизвестно, будут ли такие установлены в Твери.

Самый первый умный светофор буквально в эти дни устанавливают на пересечении проспекта Чайковского и Спортивного переулка. Уже оборудован центр обработки данных, идёт монтаж датчиков, прокладываются кабели – кстати, под землёй, а не по воздуху, это значительно улучшит городскую эстетику. До новогодних праздников такие же установят на площадях Привокзальной и Капошвара, перекрёстках проспекта Чайковского с улицами Коминтерна и Склизкова, пересечениях Тверского проспекта с улицами Желябова и Новоторжской, а также на перекрёстке улицы Горького с Комсомольским проспектом. То есть сеть накроет всю городскую транспортную магистраль от железнодорожного вокзала до речного.

Исчезнут ли пробки?

По информации пресс-службы «Ростеха», в столице России умные перекрёстки ускорили проезд городского транспорта в среднем на 20%, а по некоторым показателям прогресс достиг 45%. Будет ли эта интеллектуальная транспортная система, разработанная для мегаполисов, работать в небольшой Твери? Мнения наших экспертов разделились. Исполнительный директор «Ростеха» Олег Евтушенко, например, считает, что ощутимый эффект от внедрения системы в Москве позволяет тиражировать её на другие регионы. Топ-менеджер убеждён, что проект «окажется полезным не только в городах-миллионниках, но и в таких сравнительно небольших агломерациях, как Тверь».

Начальник дорожной инспекции регионального Управления ГИБДД Игорь Новожилов воздержался от оценок. «Мы анализировали опыт других регионов, где система умного регулирования уже внедрена. Итоги подведём после оснащения ею всех 34 запланированных перекрёстков. Надеемся, что она улучшит пропускную способность и эксплуатационные характеристики дорог, снизит статистику аварийности и в целом поспособствует повышению безопасности дорожного движения в Твери», – сказал нам дорожный полицейский.

А доцент кафедры автомобильного транспорта ТвГТУ Владимир Аршанов считает, что в условиях Твери умные светофоры не повлияют на пробки. «При высокой интенсивности движения на всех подходах к перекрёстку автоматически произойдёт переход к жёсткому регулированию» – это фраза из учебника для 3-го курса. Таким образом, режим адаптивного регулирования в часы пик действовать не будет, разве только ночью и днём, часов с 10 до 11», – считает учёный. По его словам, координация режимов светофоров невозможна из-за специфики нашей уличной сети: расстояния между перекрёстками малы, не везде есть две полосы движения по главному направлению «прямо», циклы работы далеко не на всех перекрёстках одинаковы, уровни загрузки ключевых пересечений намного превышают предельные. «Ещё городу не хватает внеуличных пешеходных переходов и стоянок, да и дорожная сеть Твери за 30- 40 лет роста автомобилизации практически не увеличилась», – сказал Владимир Аршанов.

А вы что думаете – будет ли польза нашему городу от «умных» светофоров?

Кстати

Идею автоматизированного регулирования дорожного движения впервые высказал в 1868 году британский инженер Джон Пик Найт, работавший с семафорами на железной дороге. Самая первая система из четырёх светофоров была установлена 5 августа 2014 года в городе Кливленде (США). В СССР первый светофор появился в 1930 году в Ленинграде, на углу Невского и Литейного проспектов.

В 2023 – 2024 годах «умными светофорами» оборудуют следующие перекрёстки:

2023 год

  • Московского шоссе с подъездом к кооперативу «Садовод-Кооператор», с подъездом к поселку Элеватор, с Коняевской улицей, с набережной Реки Лазури, с Индустриальной улицей, а также возле домов №№ 13, 16,24а,35 и на остановках «Промопост», «Дачи», «Лента» и по адресу «деревня Перемерки, 8»;
  • улицы Вагжанова с улицами Маяковского и 15 лет Октября, с Вагжановским и Смоленским переулками;
  • улицы Советской с Волжским проездом и Тверским проспектом и по адресу «улица Советская, 23»;
  • улицы Софии Перовской с улицей Ефимова, с переулками Беляковским и Трудолюбия;
  • проспекта Калинина с улицей Спартака, бульваром Ногина, 3-м переулком Красной Слободы;
  • на Комсомольской площади.

2024 год

  • набережной Афанасия Никитина, с площадью Мира, улицами Благоева и Скворцова-Степанова;
  • Петербургского шоссе с переулками Артиллерийский, Перекопский, Зиновия Тальвинского, улицами 1-я Поселковая и Паши Савельевой, а также у домов 89 и 128в и у остановки «ТВЗ»;
  • проспекта Ленина с улицами Ржевская, Маршала Захарова, Лизы Чайкиной, 1-я Республиканская
  • проспекта Николая Корыткова с Мигаловской набережной и Мигаловским мостом, а также у домов 3а, 10, 17, 24;
  • улицы Шишкова с Третьяковским переулком и Парковым проездом, а также у дома 91а;
  • улицы Туполева с улицами Маяковского и 2-я Силикатная и у дома 111;
  • перекрёстки улица Новая Заря – Третьяковский переулок и Затверецкий бульвар – улица Стрелковая;
  • на Пожарной площади.

Дополнительно: динамические информационные табло на въезде в город по Московскому шоссе (у Казанской церкви во Власьеве) и по Октябрьскому проспекту в районе парка. Туда будут выводиться данные о дорожной обстановке и метеоусловиях, ремонтных работах и иная информация.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах