Тех, кто пользуется услугами такси, ждёт сюрприз: с 1 сентября поездки могут подорожать. Хотя, казалось бы, куда больше? Но всё дело в новых требованиях, рассчитываться за которые, видимо, придётся потребителю.
И снова траты
С 1 сентября к перевозкам в такси планируют предъявлять новые требования. Дело в том, что в России транспортные пассажирские компании обязаны иметь полис ОСГОП (обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика). Раньше на такси это требование не распространялось, достаточно было только полиса ОСАГО. Однако по нему максимальные выплаты при наступлении страхового случая составляют 500 тыс. рублей.
С полисом ОСГОП – до 2 млн рублей. Сколько будет стоить такая страховка для таксистов, пока неизвестно. Однако водители кивают на и без того длинный список расходов: проценты агрегатору, бензин, мойка, у кого-то ещё и машина в аренде. Новые требования выльются в дополнительные траты, которые в конечном счёте скажутся на тарифе. Но если речь о нашей безопасности, может, оно того стоит?
«Введение ОСГОП, увы, вряд ли поможет повысить безопасность поездок на такси, – считает председатель Общероссийского объединения пассажиров, зампредседателя общественного совета при Минтрансе РФ Илья Зотов. – Доказать вину водителя и получить страховку по ОСГОП, мягко говоря, очень сложно. Пассажиру придётся бегать в десятки инстанций, подтверждать, что именно он был в пострадавшей машине, обосновывать факт и размер причинённого ему ущерба. При этом у нас уже есть позитивный опыт защиты клиентов такси. Раньше агрегаторы сами добровольно их страховали. Они самостоятельно проверяли всю информацию и в обоснованных случаях делали выплаты в пользу пассажиров. Поэтому для начала неплохо было бы вспомнить забытое старое и навести порядок хотя бы с ОСАГО».
А ещё, думается, для повышения безопасности начинать надо с того, чтобы доступ на этот рынок имели только профессионалы, а не все подряд.
Тарифы от лукавого
Наши люди на такси ездят не только в булочную, вопреки известной фразе из кинофильма, но и на работу, и на встречу с друзьями, да мало ли куда. В случаях, когда нет личного авто, а автобуса не дождаться, такси стало хорошей альтернативой. Однако в последнее время услуги «шашечников» вызывают у тверичан всё больше нареканий.
Например, таксисты могут отменить заказ просто потому, что решили, что он невыгоден. Дело в том, что во многих компаниях-агрегаторах при заказе водитель видит только адрес, откуда забрать пассажира. А куда именно его везти, система выдаёт, когда таксист приезжает к потенциальному клиенту и нажимает «на месте».
При этом у водителей есть свои дедлайны и бонусы: если успеть за смену сделать определённое количество заказов, сверху начислят ещё две-три тысячи рублей. Поэтому иногда выгоднее отменить поездку, чем брать длинный маршрут.
Про цены и говорить не приходится. Поездка по одному и тому же маршруту в областном центре может стоить 200 рублей, а может 300–400. В дождь тарифы растут быстрее, чем лужи на асфальте. «С улицы Академика Туполева до улицы Веселова я обычно доезжаю за 300 рублей. Но в плохую погоду эту сумму можно смело умножать на два, если еду одна, и на три, если еду с ребёнком. Хотя ехать меньше 15 минут!» – возмущается жительница Твери Екатерина Александрова.
Впрочем, политика ценообразования – загадка даже для таксистов. «Мы, водители, тоже иногда удивляемся цифрам. Тариф автоматически выставляет система, а она учитывает дождь, снег, загруженность дорог и даже день недели», – рассказал один из тверских таксистов.
При этом представители агрегаторов говорят, что повлиять на стоимость не могут. Мол, соотношение спроса и предложения оценивает искусственный интеллект в режиме реального времени.
«Все эти аргументы – от лукавого. Расчёты должны быть обоснованы и подкреплены доказательствами, – считает директор института экономики и управления Тверского госуниверситета Давид Мамагулашвили. – Проблему перевозок в сфере такси пора решать на уровне правительства, потому что существующие сервисы, на мой взгляд, зачастую ведут себя не очень честно. Некоторые компании, чувствуя себя монополистами, перекрывают воздух конкурентам, диктуют свои условия».
Отдельный разговор про хамство. Так, в Рамешках пассажирку с двухгодовалым ребёнком отказались везти со словами «Ой, все мамаши такие требовательные». А в Ржеве водитель так нагрубил клиенту, что тот подал иск в суд и выиграл дело: таксист заплатил ему компенсацию 3 тыс. рублей.
Нередко работа «шашечников» становится и поводом для проверок от правоохранительных органов. Ранее автоинспекторы оштрафовали 18 водителей, которые работали в такси без лицензии. Были за последние месяцы и случаи, когда таксистов ловили с подложными госномерами и даже с поддельным водительским удостоверением, купленным несколько лет назад в Узбекистане за 25 тыс. рублей. Как только пассажиру понять, кто его везёт, - профессионал или нет?!