Памятка для тверских водителей: когда система ABS может привести к ДТП. Об этом сообщает издание «Газета.Ru».
Многие водители считают, что наличие в машине системы ABS снижает вероятность попасть в аварию во время гололеда. Объясняют этот эффект тем, что тормозной путь у такого автомобиля на 15% короче. Но нужно уметь правильно обращаться с ABS. Иначе система начинает «чудить» даже при нулевой температуре.
Например, согласно зарубежным данным анализа ДТП в межсезонье, автомобили с ABS при температурах около «0» оказывались в авариях на 65% чаще, чем обычные.
На мокрой дороге с обледенелыми участками система срабатывала раньше времени и распускала хватку тормозов, в то время как старые машины на заблокированных колесах пробивались сквозь водную пленку и снег и тормозили эффективнее.
И в процессе торможения машины просто «догоняли» старые транспортные средства и бились бамперами. Почему так?
Система не обеспечивает дополнительного сцепления. ABS предназначена для борьбы с блокировкой колес и следующими за ней негативными последствиями.
К примеру, представим, что автомобиль без ABS движется по скользкой трассе. При небольших продавливаниях педали давление в гидравлической тормозной системе настолько возрастает, что в разы превышает силу трения холодной резины о поверхность дороги. Шина может перестать цепляться, трение покоя переходит в трение скольжения. А так как передние колеса уже не крутятся и, по сути, превращаются в лыжи, транспортное средство перестает слушаться руля. На таком неуправляемом автомобиле можно заехать куда угодно, если продолжать сильно давить на тормоз. Кроме того, заблокироваться может только одно колесо.
Также всем известна ситуация, когда край правой полосы покрыт укатанным снегом, при торможении машина может зацепиться колесом и заскользить. Автомобиль попадет в «крутящий» или «разворачивающий» момент, появится риск вылететь на встречку или закрутиться и попасть в кювет. Благоприятный исход будет зависеть от навыков вождения.
Если есть ABS, то она снизит давление в гидравлике тормозов и позволит колесам прокручиваться дальше, чтобы автомобиль не шел юзом и не крутился волчком, а направлял нос в безопасную сторону и мог объехать опасный участок. Поэтому главное назначение ABS вовсе не в сокращении тормозного пути, а в сохранении управляемости машины.
ABS состоит из электронного блока управления, гидравлических исполнительных механизмов и прибора измерения скорости вращения колес. Последний элемент определяет скорость с помощью датчиков, фиксирующих момент ротора в ступице колеса. Электроника улавливает электрические сигналы, рождающиеся в обмотке при вращении диска, и распознает частоты вращения колес и разницу между показаниями четырех датчиков.
Когда сигналы прерываются, значит, колесо заблокировано и не движется. Электроника дает команду на разжимание колодок. Гидроблок открывает электромагнитный клапан для стравливания тормозной жидкости в отводную магистраль, снижая тем самым давление. Колесо начинает вращаться. Процесс торможения разбивается на циклы, которые и ощущаются как подергивания и толчки на педали.
И вот тут нужно понять, что электроника не всегда может адекватно распознать степень промерзания и толщину снежного покрова на дороге. И если машина без ABS сможет «поскрестись», то автомобиль с системой, особенно первых поколений, «распустит» тормоза и увеличит в разы остановочный путь.
Среагировать старая электроника может и на кочках, когда у колеса ослабляется связь с поверхностью дороги, а ABS прочитает этот момент, как скольжение. Системы нового поколения более эффективны в распознавание поверхностей и умеют «пружинить».