Автомобилистам России, в том числе Тверской области, сотрудники УГИБДД разъяснили, кто виноват в ДТП с обочечником. Об этом сообщает тематический журнал «Автовзгляд».
Лето – это не только начало купального сезона, но и многокилометровых пробок не только из-за дачников, но и из-за ремонтных кампаний, которые массово стартуют в этот время года.
А где пробки, там и «дорогие» обочечники, которые не хотят стоять в колонне автомобилей и влезают в поток с правой стороны, словно помеха.
Отметим, что само по себе движение по обочине запрещено. Согласно статье 12.15 КоАП РФ, обочину можно использовать только как временное пристанище для совершения остановки. Если нарушение попадет в объектив камеры или в поле зрения сотрудника ГИБДД – штраф 1,500 рублей.
По обочинам могут беспрепятственно ездить машины коммунальных и дорожно-эксплуатационных служб, автомобили, которые подвозят грузы к объектам, расположенным рядом с обочинами, а также её можно использовать для объезда аварии.
Можно выезжать на правую обочину и для разворота. Главное не забывать, что делать это разрешено вне перекрестка и только в том месте, где обочина отличается типом покрытия от основной дороги.
Таким образом правило помехи тут не работает. И позволять ему вклиниваться или нет – остается за водителями. А вы пропускаете?
Теперь что касается ДТП с участием обочечников. Тут стоит обратится к практике, а именно к решению Верховного суда РФ № 20 от 25 июня 2019 года.
Александр Кучмий, управляя Hyundai Grand Starex, ехал по Большой Дорогомиловской улице. Перед ним справа с выделенной полосы для общественного транспорта съехал легковой автомобиль Mercedes-Benz. Не ожидавший увидеть на своем пути легковушку Кумчий не успел притормозить и врезался в перестраивавшуюся машину.
Прибывшие на место аварии инспекторы ГИБДД признали виновником водителя Hyundai Grand Starex. Тот пытался обратить их внимание на то, что второй участник ДТП сам нарушил ПДД, заехав на выделенную полосу для общественного транспорта. Однако, даже имеющаяся запись с видеорегистратора не смогла повлиять на решения судов низших инстанций. Водитель признавался нарушителем пункта 8.4 ПДД, предписывающего при совершении маневра уступить дорогу автомобилю справа. Ему был выписан штраф по части третьей статьи 12.14. КоАП РФ - 500 рублей.
Однако Верховный суд встал на защиту водителя: если при совершении маневра водитель автомобиля нарушает ПДД, то никакого преимущества на дороге у него нет.
В решении Верховного суда говорится, что при разборе ситуаций «необходимо учитывать, что водитель транспортного средства, движущегося в нарушение ПДД, по траектории, которая не допускается, не имеет преимущественного права движения». С учетом этих обстоятельств ВС прекратил административное дело в отношении автомобилиста, признав его невиновным.
Согласно постановлению, любой нарушитель, двигающийся по обочинам, а также по выделенным полосам для общественного транспорта или по разделительным полосам между двумя дорогами разных направлений, теряет правовой статус. Первые выигранные суды на этом основании становятся показательными для юридической практики. Разъяснения Пленумов ВС РФ обязательны для нижестоящих судов.
Правда, здесь оказываются в проигрыше и так называемые вежливые водители, которые на междугородних трассах сдают вправо на асфальтированную обочину, чтобы пропустить вперед другие автомобили. При возникновении ДТП они могут признаваться нарушителями, и вежливость обернется для них непредсказуемыми тратами на ремонт.
«Позиция Верховного суда подтверждает, что водитель, двигаясь по недопустимой траектории (в том числе и по выделенной полосе) нарушает ПДД РФ, и, соответственно, у других водителей нет обязанности уступать ему дорогу, — рассказывает член Ассоциации юристов России Наталья Скрябина. — Если подобное ДТП все же происходит, невиновному водителю следует указать инспекторам ГИБДД на все нюансы произошедшего, четко донести свою позицию и позицию Верховного суда.
Однако это не значит, что правило «помехи справа» теперь не действует. Оно вступает в силу, когда оба водителя не нарушают правила, к примеру, при одновременном перестроении. Также необходимо пропускать водителей, которые перестраиваются с полосы разгона или выезжают через разрывы в автобусных полосах. Пропускать нужно и машины справа во время проезда перекрестка равнозначных дорог.