Примерное время чтения: 7 минут
95

Верный путь

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. Аргументы и факты - Тверь 07/10/2015

Владыка Виктор о современном обществе, моде на религию и миссии.

"МЫ ПОЖИНАЕМ ПЛОДЫ СЕМИДЕСЯТИЛЕТНЕГО ПЛЕНА БЕЗБОЖИЯ. "ОТЦЫ ЕЛИ КИСЛЫЙ ВИНОГРАД, А У ДЕТЕЙ НА ЗУБАХ ОСКОМИНА" - ЭТИ СЛОВА НАПИСАНЫ ТЫСЯЧИ ЛЕТ НАЗАД, НО СЕГОДНЯ ОНИ ПРО НАС, ПРО СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО", - СЧИТАЕТ МИТРОПОЛИТ ТВЕРСКОЙ И КАШИНСКИЙ ВИКТОР.

Как мы верим?Каким искушениям подвержены? Доходит ли колокольный звон до общества? Об этом и многом другом Владыка Виктор рассказал корреспонденту "АиФ в Твери" в день своего рождения. В конце сентября ему исполнилось 75 лет.

ДЕНЬ МИТРОПОЛИТА

- Владыка, признаться, встретиться с митрополитом непросто: у Вас большая занятость. За последние лет 10-15 это первая встреча со светскими журналистами. Как же проходит день митрополита?

- Он начинается с молитвы, ею же и заканчивается. Когда в три утра встаю, когда в четыре -это зависит от богослужения. В течение дня много работы с документами, общественных дел по епархии. Кроме того, у меня плотный график богослужений: за один день нередко успеваю побывать в нескольких храмах области. Священнослужителям надо больше общаться с людьми: не ждать, пока к тебе придут, а самим искать такую возможность. В районах люди особенно ждут общения. Как-то в одной из деревень ко мне подошла бабушка и робко спросила, правда ли это я. Получив ответ, радостно произнесла: "Надо же, архиерея вживую вижу". Ритм у меня напряжённый, отдыхаю по вечерам. Перед сном стараюсь не нарушать привычку читать. Возраст такой, что не могу позволить себе читать всё подряд - только выборочно: больше для ума, а не ради развлечения. Из-за болезни мне противопоказан физический труд, но что по силам - делаю. Священники обязаны работать. Я своей пастве давно об этом напоминаю. К сожалению, у некоторых батюшек сложилось неправильное мнение: мол, раз он священник, не по сану ему физически трудиться. Я всем говорю: "Так не пойдёт, братья!" В старые времена священники трудились, некоторые ещё и прихожанам приходили помогать по хозяйству. А сейчас что за "презумпция отдыха"?! Помню, в одном селе матушка искренне удивилась, почему она должна в земле ковыряться. Я сильно возмутился: мы ведь в большинстве своём из деревни. Получается, сами вышли из этой земли, а теперь уже не хотим про это помнить?! У церкви сегодня и так много врагов. Одни обвиняют её в несметных богатствах, другие выискивают в её рядах грешников и т.д. Так зачем своим поведением ещё больше подливать масла в огонь? Авторитет и уважение укрепляются образом жизни.

СОВЕТСКОЕ НАСЛЕДИЕ

- Вы возглавляете Тверскую и Кашинскую епархию 27лет. Как изменилась за это время вверенная вам территория?

- Рукоположили меня в 1988 году - в тысячелетнюю годовщину Крещения Руси. Что представляла к этому времени наша епархия, одна из старейших в стране, больно вспоминать. В лучшем случае - по одному храму в городах области, сотни разрушенных сельских церквей, ни одного монастыря и поколение, воспитанное в духе атеизма. Да что там говорить: в областном центре действовал единственный храм - собор "Белая Троица". В конце 80-х период правления советской власти подходил к концу, и ситуация постепенно стала меняться. Церковь в сознании людей чаще стала представляться как некая опора. Наступил перелом и на тверской земле: верующим начали возвращать отобранные храмы, но, правда, в непригодном для служб состоянии. Наконец, церкви вернулась Нило-Столобенская пустынь - жемчужина Верхневолжья. Буквально из развалин поднимали древнейшие монастыри: Свято-Успенский в Старице, Борисоглебский в Торжке, Свято-Екатерининский и Христорождественский в Твери и многие другие. Сегодня в епархии около 300 храмов. Конечно, в регионе ещё много святынь, которые находятся в полуразрушенном состоянии. Сердце кровью обливается, видя такие храмы-сироты. Но надо понимать: восстанавливая церковь, прежде всего её надо наполнить жизнью. А что сегодня происходит с нашими сёлами?! Те деревни, где некогда кипела жизнь, теперь зарастают бурьяном. Конечно, хотелось бы, чтобы все храмы в регионе были в достойном виде. Однако в реальных условиях первостепенным считаю восстановление святынь в тех местах, где живут люди.

- После долгих лет ожидания в Твери началось строительство Спасо-Преображенского собора. У горожан закрадываются опасения, не обернулось бы это очередным долгостроем. Реально ли построить храм, а главное - в какие сроки?

- Возрождение этого собора -главное дело для меня. Недавно мы там совершили первую Божественную литургию после десятков лет запустения. Признаться, я никогда не мог и подумать, что наступят такие времена и я стану участником этого события. Восемьдесят лет назад совершилось злодеяние - был взорван Спас Златоглавый, главная святыня Верхневолжья. И вот собор вновь является из небытия, куда его пытались ввергнуть "строители нового мира". Я верю и надеюсь, что восстановление храма не станет долгостроем. На само строительство я дал срок 3-4 года. Затем - отделка. Сейчас на стройплощадке укладывают фундамент из именных блоков. Малую лепту в воссоздание храма может внести каждый из нас. Думаю, нулевой цикл закладки фундамента в этом году завершим.

МАЛАЯ ЗАКВАСКА

- Сегодня многие считают себя людьми церковными. Не кажется ли Вам, что вера стала чем-то вроде моды?

- Вера сильна, когда проходит через испытания. Нам в своё время мешали. Первые неприятности начались ещё в школьные годы. Из-за веры в Бога меня даже исключили из школы, хотя я хорошо учился. И в классе рабочей молодёжи не дали завершить образование, да ещё и пенсию за умершего кормильца семьи у мамы отобрали. Сейчас времена государственного атеизма позади. Однако говорить о церковности общества рано. Сегодня есть прихожане, захожане, прохожане. Вот, пожалуй, и вся классификация. Да, многие считают себя верующими, но в храм приходят только по большим праздникам. Разве это вера?! Религия - не блюдо, которое по вкусу каждому. Это то, над чем надо духовно потрудиться, то, к чему надо осознанно подойти. Епархия ведёт миссионерскую работу, у нас действует православная школа. Работа нужная, ведь современная жизнь зачастую построена на злобе, ненависти, подстрекательстве, лжи. Но я верю, что можно исправить неправильное положение. Апостол Павел говорил: "Малая закваска квасит всё тесто". Поэтому если в обществе будет больше людей, которые на деле определяют свою жизнь Божьими заповедями, никакие стандарты потребления нас не переделают. Главное, чтобы в нас сохранились нравственные истоки, заложенные предками. Только подумайте: никакую страну в мире не называли Святой, а нашу Русь некогда так величали за веру народа! Сегодня мы пожинаем плоды 70-летнего безбожия. Однако "времена не выбирают", а значит, нам надо учиться по-христиански жить в современном Отечестве и здесь осуществлять свою миссию. Может быть, испытания, которые мы сообща преодолеваем в последние годы, - вся эта клевета, санкции и т.д., посланы нам для того, чтобы мы устояли в своём образе жизни и сохранили веру, чтобы не были размыты понятия добра и зла.

ИСКУШЕНИЕ ИНТЕРНЕТОМ

- Сегодня батюшки активно присутствуют в блогах, утверждая, что так они несут миссию. Разве это не отвлекает их от божьего служения?

- Интернет - это искушение 21 века не только для мирян, но и для священников. Они ведут блоги, общаются на форумах, шлют по сетям "многая лета" и т.д. Я выражу мнение святейшего патриарха: интернет должен использоваться для защиты чести православия, а не ради досуга или ещё хуже - для подрыва авторитета Русской православной церкви. Я считаю, что нужны нормы, которые бы регулировали времяпрепровождение священников в интернете. А в монастыре этот вопрос особенно строго должен стоять. Иначе получается: монах уходит от мира, а смартфон его снова туда возвращает. Лучше пусть больше молятся. Не дай Бог нам никаких потрясений! Их и так много в современном мире.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах