aif.ru counter
149

"ПОКА ИГРАЮ - СЧАСТЛИВА"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. Аргументы и факты - Тверь 30/09/2015

Вера Васильева о тверских страницах жизни, театре и любви.

Тверской публике актриса особенно дорога: она провела детство в наших краях, а позже около десяти лет играла в главном спектакле Тверского драматического театра. Сегодня артистка признаётся, что именно столица Верхневолжья стала для неё городом, исполнившим заветную мечту. 30 сентября Вера Васильева отмечает свой 90-летний юбилей. Она играет не меньше, чем в молодости, по-прежнему обаятельна и любима зрителем. В канун юбилея знаменитая артистка рассказала о тверских страницах своей жизни, театре, любви и, конечно, поделилась секретом молодости.

ГЛАВНАЯ РОЛЬ

-Вера Кузьминична, многие известнейшие кинорежиссёры приглашали вас в свои фильмы. Вы играли вместе с Андреем Мироновым, Татьяной Пельтцер, Анатолием Папановым и другими знаменитостями. Однако счастливым городом в карьере для вас оказалась Тверь. Почему?

-Есть роль, без которой мне трудно представить своё творчество. И сыграла я её не в Москве, а на сцене Калининского драматического театра. Дело в том, что московский Театр сатиры, где я работаю уже больше полувека, при всей любви к нему не совсем мой: по натуре я больше лирическая актриса, нежели комедийная. Мне было около 50 лет, когда карьера стала угасать: я была задействована всего в нескольких спектаклях, но это были не слишком интересные роли, а новых предложений не поступало лет пять. Однако судьба подарила мне случайную встречу в поезде с Верой Ефремовой, режиссёром Калининского театра. Мы с ней разговорились, и она предложила главную роль в спектакле "Вишнёвый сад". Надо сказать, что эта пьеса шла и в Театре сатиры, но художественный руководитель Валентин Плучек считал, что Раневская не для меня. А я ведь мечтала об этой роли со студенческой скамьи! Конечно, я согласилась. Так началось моё общение с вашим городом, театром и людьми. Мой "сад" расцвёл в Калинине. Это были прекрасные времена. Я впервые почувствовала настоящую женскую режиссуру. Вера Андреевна эмоционально чувствовала женскую душу, любовь, безумные страдания и ощущение греха. Это было именно то прочтение спектакля, которое видела и я. Больше десяти лет я приезжала в Тверь и играла роль Раневской. Мы собирали аншлаги. Если бы не возраст, я никогда бы не рассталась с этим спектаклем. В Твери же постановка живёт уже более 30 лет, меняются только актёры. Эта тоже огромная заслуга Веры Андреевны.

- Вы уже давно не играете в Твери, но тверичане до сих пор вспоминают о вас с особой теплотой. А что помните вы о наших краях?

-Тверская земля не просто питала меня творчески. Мои родители родом из деревни Сухой Ручей, что в 20 километрах от Твери. В детстве я приезжала в эту деревню на лето. Свежий воздух, луга, купание в Тьмаке, баня "по-чёрному", избы с наличниками, народные гулянья - в Москве, куда переехали родители, такого не было. Та жизнь в Сухом Ручье -моё представление о настоящей России. В Сухой Ручей мне уже не приехать, так как от деревни ничего не осталось, но в Твери я иногда бываю. Мне нравится город, в нём много красивых исторических зданий. От этого веет какой-то благородной стариной.

СПРОС НА "ПЕРЕЦ"

-Вы на сцене более полувека. Охотно ли идёт в театр современный зритель?

-Зрители есть, но публика сильно расслоилась. Раньше искусство было под гнётом цензуры, а теперь оно под гнётом толпы, которой хочется не думать, а отдохнуть или пощекотать нервы. Многие зрители приходят, чтобы их покормили зрелищем и каким-нибудь "перчиком". Тех, кто идёт в театр за духовным, увы, мало. Мы в советское время жили бедно, но пытались обогатиться культурной пищей, а теперь такого нет. Порой мне кажется, что сейчас вообще не вещей, радовались новым книгам и фильмам - жизнь живая была. А сейчас это гонка за деньгами, за положением. Есть экономика, заработки, успех и отдельно от всего этого культура. Мне обидно: раньше театр, искусство растили человека, а сегодня они превратились просто в зону досуга! Государству нужно задуматься о культурном воспитании населения, а театрам перестать опускаться до уровня низкопробных, бульварных запросов. А иначе какое общество мы получим?! Развивать хороший вкус у человека надо с малых лет. Приобщая детей к качественному искусству, во взрослом возрасте они уже смогут различить подлинное от поделки. Их потребности будут выше.

-В нестоличных театрах -кадровый голод, таланты рвутся в мегаполисы. Неужели провинциальная игра обречена?

-Конечно, нет. Сегодня модно во главе каждого учреждения ставить эффективного менеджера, который любое дело сделает продуктивным. Порой такие управленцы нужны и театрам: искусство тоже надо продвигать. Естественно, не в ущерб качеству. Тогда у театра будут деньги, шикарные декорации, насыщенные гастроли, перспективы, актёры и зрители. Другое дело, что артист - личность творческая и амбициозная. Стремление молодых актёров уехать в Москву или Санкт-Петербург понятно. Только я бы им, да и всем артистам советовала искать в профессии не материальный успех. Для настоящего актёра важно, чтобы публика верила ему через роль. Его игра должна доходить до зрителя и менять его сердце. А в каком городе это происходит - не так и важно.

ЛЮБИТЕ ЖЕНЩИНУ

-Вам исполняется 90 лет, а вы всё такая же лёгкая, глаза сияют. Поделитесь секретом молодости.

-Я просто люблю жизнь. Очень! Меня часто спрашивают о возрасте и удивляются, что я никогда его не скрываю. Но ведь прославивший меня фильм - "Сказание о земле Сибирской" - вышел на экраны аж в 47-м году, поэтому глупо было бы молодиться. Хотя, конечно, я слежу за собой и иногда не чувствую своего возраста. Да и зачем об этом думать? Жить надо тем, что тебе нравится, и не растрачивать себя на нелюбимые дела. Я живу своей профессией, она меня и питает. Как и в 20-30 лет, я по-прежнему мечтаю о новых ролях и благодарю Бога за свою жизнь, богатую чувствами.

-Насколько известно, в Театре сатиры специально к вашему юбилею поставили премьеру "Роковое влечение". А вам лично довелось испытать нечто, схожее с таким влечением?

Спектакль рассказывает гораздо больше, чем просто о роковой любви. Если же говорить обо мне, я испытала подобное чувство в молодости к режиссёру судьбоносного для меня спектакля "Свадьба с приданым", который впоследствии был сыгран 900 раз, экранизирован и удостоен Сталинской премии. В любимом человеке меня пленяло всё, и благодарные воспоминания остались на всю жизнь. Но в какой-то момент я поняла, что не смогу занимать главенствующее место в жизни столь дорогого мне человека. Нужно было на что-то решиться. Судьба меня свела с другим мужчиной Владимиром Ушаковым. Он и стал моим мужем, с которым мы прожили более 50 лет. Впервые я увиде.ла его на тех же репетициях "Свадьбы с приданым". Он знал, что я влюблена в другого, но повторял: "Верочка, я жду тебя. Ты же не будешь с ним счастлива, а со мной будешь". Наш брак был благополучным, с годами я ещё больше полюбила Володю. А он очень трепетно относился ко мне, всегда поддерживал меня, я даже не касалась никаких домашних дел. Знаете, у меня было ощущение сплошной влюблённости. Это очень важно для актрисы, да и вообще для любой женщины. Вы спрашивали про секрет молодости и счастья, а он прост - женщина должна быть любима. Если её никто не любит, она перестаёт сама в себя верить.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах