aif.ru counter
27

Дар речи потеряли

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21. Аргументы и факты - Тверь 20/05/2015

"Гаджеты", "инновации", "уик-энды" Что творится с русским языком?

"КРЯКНУТЬ" НЕ ЖЕЛАЕТЕ?

-Людмила Михайловна, 25 мая празднуется День славянской письменности и культуры. Вы около 20 лет были ведущим фольклористом областного Дома народного творчества. Нет ощущения, что сегодня фольклор исчезает и хранить традиции скоро будет некому?

-Мне обидно современное отношение к фольклору. Его надо беречь, это национальное достояние. Специалисты ЮНЕСКО говорят: хранить нужно не только памятники и здания, но и язык, песни, культуру. Со слезами наблюдаю, как в сёлах из-за оптимизации закрываются Дома культуры, вместе с ними исчезают народные коллективы.

Фольклористы - люди бескорыстные, их труд малооплачиваемый. Им нужна поддержка хотя бы в организации экспедиций и издании сборников. В этом году знакомый краевед выиграл грант, средств хватило лишь на печать ста книг. Отдать по экземпляру в каждую библиотеку - и почти ничего не останется. Бывает, что фольклористы добавляют личные деньги на издание сборников. Что поделаешь? Богатство прошлого нельзя зарывать. Но на голом энтузиазме далеко не уедешь.

-Владимир Даль говорил, что Верхневолжье славилось речевым многообразием. Нужно ли в современном мире беречь диалекты, ведь на того, кто "окает", смотрят косо? -Сила русского языка в том, что он многообразен. Про особенности культуры и быта Тверской земли забывать нельзя. Верхневолжье по диалектному многообразию сравнивают с лоскутным оде.ялом. И это так! В северных районах - Бежецком, Краснохолмском, Сандовском и других - окают: пОйду, пОсмотрю. Также здесь подчёркивают "ё": сЁло, вЁдро. В южных районах - Западнодвинском, Нелидовском, Бельском - акают и якают: пАйду - пАсмАтрю, вЯдро -сЯло.

Есть выражения, присущие только жителям определённых районов. В Старицком районе во время краеведческой экспедиции нас встречала женщина со словами: "Много знаю, да мало баю", то есть говорю. Лампадное масло там называют гарным. В Сандовском районе местный гармонист убеждал, что "отсюда никуда не крянет", то есть не уедет. Обои там именуют шпалерой, а жите.лей соседнего Череповца -черепанами. Только в Верхневолжье одежду в некоторых районах называют "срядой". Где услышите - знайте: наш человек! В Оленинском районе вместо "встать на цыпочки" произносят "ходить на цупырках". А если западнодвинцы назовут вас змЯёй, не обижайтесь: для них это тотемное животное.

ПЕРЕКУС "СОБАКОЙ"

-Как вы относитесь к тому, что сегодня люди стали произносить много иностранных и сленговых слов?

-Мы явно злоупотребляем иностранными терминами. Попробуй жителю деревни объяснить названия некоторых магазинов, когда вместо окончания "ов" пишут "off". По.смотрите новости - сплошные "гаджеты", "инновации", "уик-энды", "сэйлы"... Хотите перекусить: пожалуйста, хот-дог. Только вдумайтесь в перевод: "горячая собака"!

Ехала как-то в Вышний Волочёк, на трассе много придорожных кафе. У каждого - пафосное название, а рядом разруха и грязь. Мне это напомнило "Мёртвые души" Гоголя, когда Чичиков приезжает в город N. и первой видит афишу "Иностранец Василий Фёдоров". Сочетается ли? Нет! Вот так и мы. Подливает масла в огонь сленг из интернета. Возможно, некоторые термины необходимы, но употреблять их нужно с умом. Давайте быть современными, но не глупыми! Народ умирает, когда умирает его язык.

- О безграмотности современного общества мы слышим всё чаще. В областной столице памятник Михаилу Тверскому семь лет простоял с ошибкой в отчестве. В чём причины непросвещённости?

- С малых лет ребёнок должен слышать хорошую русскую речь. В моём детстве было нормой проводить с книгой каждый вечер. Посмотрите, что происходит сейчас. Родители сами зачастую безграмотны, позволяют вольности в общении друг с другом, а дети копируют их поведение и манеру изъясняться. Ещё одна причина - низкий уровень преподавания в школе. Сегодня учитель - непрестижная профессия, в ней зачастую оказываются случайные люди. Раньше в Калининском госуниверситете был факультет общественных профессий, где каждый преподаватель мог учиться лекторскому мастерству. Сегодня же его нет.

Как можно хорошо говорить и правильно писать, если мы мало общаемся и почти не читаем?! Ещё Пётр I придворным приказывал: "Чтобы вслух мне всё говорили, дабы дурость каждого видна была". Мы же на работе бумажки друг другу передаём, с приятелями - отписываемся через смс. Живого диалога нет! В компьютерах есть программы, через которые прогоняют текст, - и ошибок как не бывало. В результате перестаём думать головой. Это большая беда!

ГРАМОТНЫЙ ПОДХОД

-Несколько лет в стране проводят тотальный диктант, где каждый может проверить свои знания по русскому языку. В Твери в этом году из 210 человек "пятёрки" получили всего шесть, а неуды - около ста. Что думаете по этому поводу?

-Тотальный диктант впервые проводился в шутку. Сегодня это - серьёзное ежегодное мероприятие. Значит, отношение к русскому языку меняется. Я знаю немногих, кто любил бы в школе диктант, а сегодня его добровольно пишут тысячи людей по всей стране. Это хорошая возможность проверить себя. Оценка ни на что не влияет, а желание освежить знания возникает.

-Как повысить грамотность?

-Рецепт прост: больше читайте, учите наизусть и слушайте хорошие речи. Старайтесь избавляться от ненужных слов и не ленитесь заглядывать в словари. Печально, что владение цитатами, связная и богатая речь перестали быть критериями, по которым оценивается собеседник. Своим детям важно дать понять: человека нужно уважать за грамотность, а не за деньги, власть и модную одежду. Ведь грамотность - тот пароль, с помощью которого один культурный человек узнаёт другого.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах