Примерное время чтения: 5 минут
137

"Липовый" бренд

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20. Аргументы и факты - Тверь 13/05/2015

В Сандово туристы летят, как пчёлы на мёд.

-Елена Николаевна, благодаря Музею пчелы, которым вы руководите, Сандово из некогда глухого посёлка стало одним из самых раскрученных мест в регионе. В преддверии Дня музеев расскажите - в чём секрет?

-В любом деле сегодня важны "фишки". Будет креатив - будет интерес. Посмотрите, как наши соседи раскрутили город Мышкин! Зацепились всего за два момента. В названии городка есть слово "мышь", и здесь протекает Волга, где можно устраивать анимационные прогулки. Сегодня этот маленький городок каждый год посещают больше ста тысяч туристов, внушительно пополняя местный бюджет.

Сандовский бренд - трудолюбивая пчёлка - не менее привлекателен. Март-апрель - традиционно "мёртвые" сезоны, но уже с конца мая к нам едут туристы. Поток растёт, нас посещают более тысячи человек в год. В основном приезжают из других регионов, особенно Вологды, Новгорода, Череповца, бывали даже финские делегации. Тверичане вниманием балуют редко.

Мы не ставим основной целью заработать много денег. Куда важнее общение и имидж посёлка. Не хочется вливаться в общество потребителей: сидеть в интернете, забыть традиции. В разных формах мы рассказываем о пчеловодстве. Ведь именно пчела изображена на гербе Сандовского района. Самый дорогой билет для детей у нас - 150 руб., для взрослых -200 рублей. Так что прибыли дело пока не приносит.

УЛЕЙ ГОСТЕЙ

-Одно дело открыть музей, другое - раскрутить его. Поделитесь секретами "пиара"...

-Народная молва - огромная сила. Если посетителю понравится, он расскажет о нас своим знакомым. Однако зрителя надо зацепить. Важен интерактив, а не скучная лекция о том или ином экспонате. У нас каждого гостя обязательно трогает ряженая пчела - по нашему поверью, это повышает урожай. Она провожает гостей в небольшое деревянное здание, жёлтое с чёрными полосками. Внутри музей - будто пасека: полки сделаны в виде сот, по центру стоит трон. Если присесть на него, раздастся пчелиное жужжание. Значит, сбудется заветное желание.

Мы знакомим посетителей с продуктами пчеловодства и предлагаем их попробовать. Медовуху и медовую кашу варим по старинным рецептам: необычайно вкусно! Проводим опыты, как определить качество мёда. Всех секретов раскрывать не буду, но скажу, что всегда нужно обновлять подачу информации. Без этого туризм наскучит. Два года назад мы присоединились к всероссийской акции "Ночь музеев". В первый раз боялись её проводить: народ всё-таки сельский, мало ли - не поймут. Но людям понравилось: музей по ночам - что-то новое.

Малые города и посёлки развиваются, если в них живут энтузиасты, которым помогает власть. Нас на местном уровне поддерживают, за что огромное спасибо главе района Марине Тихомировой. Она, кстати, и инициировала создание музея. Но много ли может бюджет посёлка, где живут три тысячи человек? Мы постоянно ездим на региональные и российские туристические выставки, заявляем о себе, знакомимся с турфирмами. Но разве только мы должны заниматься своим пиаром? В регионе есть туристические объединения, но они, к сожалению, уделяют внимание более развитым районам: Осташковскому, Селижаровскому, Конаковскому.

- Изменилась ли жизнь посёлка после открытия музея?

-Сандово стало уютнее. Пешеходные зоны выложены плиткой, разбита яркая цветочная поляна, где организациям дали почётное право сделать клумбу в своём стиле. Вот пожарная часть отличилась: у них цветник в виде насосов. Каждый вносит свою посильную лепту, и общими усилиями посёлок расцветает. Активнее стал развиваться агротуризм. Ведь приезжающие в район могут не только пожить в сельской местности и насладиться экологически чистой едой, но и найти познавательное развлечение. Помимо наших "пчёл" в районе также открылся Музей природы.

"КОЛЬЦО" В МИНИАТЮРЕ

-В Тверской области около 200 музеев. Могут ли они принести региону туристический успех?

-Как бы ни был хорош бренд, без инфраструктуры не будет потока туристов. В Верхневолжье во многих деревнях из коммуникаций только электричество. Плохие дороги, не хватает современных отелей. Таким небольшим районам, как наш, нужно объединяться. В России есть Золотое кольцо, почему бы не сделать такие же маленькие "кольца" по нашему региону? Ехать только ради Музея пчелы в Сандово согласится не каждый - от областного центра мы находимся в нескольких часах езды. Если же разработать маршруты, охватывающие несколько районов, проложить хорошие дороги, можно продавать туры. И гости многое увидят, и районы в плюсе останутся. В нашем случае можно объединить Бежецк, Сандово и Весьегонск. Нам нужно двигаться дальше.

СЛАДКАЯ ЖИЗНЬ

-Ещё одна фишка Сандово - мёд из разнотравья. Развивается ли сегодня пчеловодство?

-С гордостью скажу, что с появлением нашего музея в регионе про него вспомнили. Ведь для Верхневолжья бортничество - исконный промысел. На Сандовской земле его история связана с селом Медово, где все мужчины по примеру старейшины села деда Прокопа занимались бортничеством. В советское время там создали первый пчеловодческий колхоз. Сегодня в Медово живут пасечники в четвёртом поколении. Всего же в районе около ста пчеловодов.

Сейчас этот промысел снова востребован, у нас проходят региональные слёты пчеловодов. Это не только хорошая возможность пред.ставить свой мёд, но и обсудить проблемы родного дела. На таких слётах мы пытаемся решать проблемы и думаем, как раскрутить бренд тверского мёда. Чего только стоит тема сбыта продукции! Скупщики предлагают за килограмм мёда 300 рублей, а в розницу он стоит от 700 рублей. Много на рынке нечестных пчеловодов, продающих мёд с разными примесями, сбивая цену. Это ещё один плюс, которым можно завлечь туристов. Кто ж откажется от сладкой жизни?!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах