aif.ru counter
47

Затянули пояса

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. Аргументы и факты - Тверь 25/03/2015

В Твери закрываются модные магазины и пустеют автосалоны

ОБНОВЛЕНИЕ ГАРДЕРОБА ВЕСНУ, ПОЕЗДКА В ОТПУСК НА ЗАГРАНИЧНЫЙ КУРОРТ, ВЫБОР ПО ВКУСУ ТОВАРОВ ДЛЯ ДОМА -ВСЁ, ЧТО БЫЛО ДОСТУПНО СРЕДНЕМУ КЛАССУ ЕЩЁ НЕСКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ НАЗАД, ТЕПЕРЬ СТАНОВИТСЯ РОСКОШЬЮ.

Жители Твери почти перестали покупать одежду и бытовую технику, в городе начали массово закрываться магазины. Следующие на очереди - турагентства и автосалоны.

ГУЛЯЙ, ВЕТЕР!

"Закрыто", "Ликвидация магазина", "Финальная распродажа - скидки до 80%" -таблички с такими надписями заполнили практически все торговые центры города. Первыми закрылись гипермаркеты бытовой техники "Телемакс", потом исчез крупный мебельный магазин в "Вавилоне". Приказали "долго жить" и бутики одежды и обуви в "Рубине": "Камелот", "Села", "Важная персона", "Маскотте" и др. О финальных и одновременно прощальных распродажах объявили отделы "Оджи" и "Пипл". Опустел за месяц торговый центр "Олимп", без дела здесь простаивают целые этажи. Друг за другом захлопывают двери магазинчики в "Семи морях". Похоже, экономический кризис и баснословно подскочившие цены выскребли из кошельков горожан последние деньги. На одежду и обувь не остаётся средств. Людей в бутики не заманишь даже скидками!

"А что вы хотите?! Раньше была у человека лишняя тысяча полторы - он шёл к нам, -рассуждает Светлана ЕРМАКОВА, продавец магазина одежды в "Рубине". - Теперь денег на "тряпки" не остаётся, все товары подорожали. Даже на распродажах народу меньше, чем было обычно.

Раньше мы всегда приблизительно составляли план продаж на несколько месяцев вперёд. Всегда знали, на какую сумму продадим. Теперь это спрогнозировать невозможно. Нет покупателей - нет выручки. В отделах -ветер гуляет! Потребители "ушли" в интернет-магазины. Аренду те не платят, поэтому вещи приобретать там выгоднее".

Если пошатнулись крупные торговые сети, где от покупателей обычно отбоя не было, что говорить о частных лавочках? Дохода никакого, а аренду платить надо. "Раньше мелкие предприниматели, можно сказать, балансировали на грани. Выручка хоть как-то покрывала текущие затраты, - рассказал Александр ИВАНОВ, исполнительный директор торгового центра "Домино".

-Теперь и её нет, а цены на аренду собственники зданий и площадей в них не снижают. В "проходных" местах она доходит до 3500 руб. за кв. метр и выше. Кто потянет такие расходы?"

НЕ ПО КАРМАНУ

Крупные покупки тверичанам и вовсе стали не по карману. "Я хотел купить машину, выбрал модель Chevrolet Cobalt, часть суммы накопил, остальное собирался взять в кредит, - рассказывает Максим РАЕВСКИЙ, житель Твери. - Но цена взлетела почти на 100 тысяч! В декабре она стоила 540 тыс., сейчас - 630, а зарплата у меня не увеличилась. Пришлось распрощаться со своей мечтой".

Цены на автомобили в тверских салонах взлетели с бешеной скоростью - в среднем на 20 - 30%. Например, Toyota Rav-4 до нового года стоила от 900 тыс. руб., теперь минимальный ценник начинается от 1 млн 225 тысяч. Сильнее всех подорожали "немцы". Самая продаваемая модель в тверском салоне BMW - седан 5-й серии - с декабря прибавила "в весе" аж 500 тысяч. Цена на минимальную комплектацию теперь начинается от 2 млн 400 тыс. рублей. Что говорить об иномарках, если подорожали даже отечественные автомобили! В конце прошлого года "Ладу гранту" можно было купить за 290 тыс., сегодня минимальная цена на эту модель от 340 тыс. рублей. Официальные дилеры объясняют подорожание автопрома импортными запчастями. А если вы захотите "Гранту" с автоматической коробкой передач, то готовьтесь выложить более полумиллиона рублей. Ценник на отечественную модель с "автоматом" начинается от 511 500 рублей.

Всё меньше покупателей становится и в офисах турагентств. Если раньше в это время года интернет пестрил предложениями горящих туров в Таиланд, Вьетнам, на Гоа или в страны Европы, то сейчас туристов заманивают бюджетными путёвками. Вместо заграничных курортов тверичанам предлагают раннее бронирование в Сочи, Анапу, Абхазию или Крым. "Поток туристов снизился в два раза, - признался Максим ЮРЧИКОВ, директор одного из тверских _ турагентств. - В кризис люди в первую очередь экономят на отдыхе и развлечениях. Наши постоянные туристы, привыкшие отдыхать за границей, стали интересоваться российскими курортами. И не потому, что туда больно хочется, а потому, что многие понимают, что заграничный отдых уже не потянут".

Всё, к чему мы привыкли и что ещё совсем недавно было доступно среднему классу, становится роскошью. А ведь, по прогнозам экономистов, кризис только начинается!

Наталья ЛАБЫНИНА, депутат Тверской городской Думы, руководитель регионального отделения "ОПОРА РОССИИ".

- По Твери прокатилась волна закрытий объектов малого бизнеса, и это только начало. Высокие налоги и страховые взносы с фонда зарплаты, дорогая аренда - получать прибыль им и без кризиса было сложно. Вместо поддержки малый бизнес постоянно били по рукам. Точечная помощь в рамках госпрограмм - это капля в море.Без пересмотра ставок на единый налог на вменённый доход, решение о котором принимается на региональном уровне, мы так и будем видеть закрытые двери магазинов, люди останутся без работы. Ослабим налоговое бремя - привлечём хоть какие-то деньги в городскую казну. Надо перестать "мучить" малый бизнес постоянными проверками и штрафами. Компромиссы между властью и предпринимателями нужны сейчас как никогда и той, и другой стороне. Иначе бизнесу придётся на чём-то экономить, а значит, уходить в тень, платить зарплату в конвертах. Лучше бы к такой практике не возвращаться.

Галина ЛАПУШИНСКАЯ, председатель Тверского отделения "Вольного экономического общества России":

- Сдача в аренду торговых площадей до недавнего времени была в Твери самым выгодным бизнесом.Теперь владельцам торговых центров придётся умерить аппетиты. Чтобы не остаться без денег, они будут вынуждены подумать и о снижении арендной платы, и о том, как привлечь к себе покупателей.Придётся чётко продумать, на чём будет специализироваться торговый центр. С приходом кризиса цены завысили на все группы товаров. Необходимое для жизни мы всё равно пойдём покупать. Вы же не оставите, к примеру, своего ребёнка без обуви? Здесь у продавцов развязаны руки. Цены же на остальные товары постепенно "придут в себя". Никто не купит новую мебель или машину по не устраивающей его цене без острой необходимости. Магазинам придётся приводить стоимость товаров к уровню, который покупатели не будут считать завышенным.

Дмитрий НЕЧАЕВ, телеведущий:

- Все мы сейчас "просели", и с этим, увы, ничего не поделаешь. Я, например, тоже отказался от ежегодного отпуска за границей по драконовским ценам. Считаю, что сейчас это необоснованная трата денег. Так что поеду этим летом в дружественную заграницу -Абхазию. Почему бы и нет? Ну не съездим мы в Эмираты или в Турцию в ближайший год или два! Ничего смертельного не произойдёт. Сегодня важно найти верный путь выхода из кризиса. Рецепт тут один: засучить рукава и работать с полной отдачей. Обидно, конечно, что большинство населения у нас пожили более-менее прилично очень недолго. Не все жили хорошо и в лучшие времена. Это пенсионеры, многодетные семьи и другие малозащищённые слои населения. Сейчас, когда пришёл кризис, на активных, работающих людей ляжет дополнительная нагрузка по их частичному обеспечению. Мы видим, что помимо цен на товары уже выросли налоги, госпошлины за оформление документов и так далее, а зарплаты остались на прежнем уровне, а то и уменьшились. Чтобы выстоять, а затем восстановиться, нам нужно мобилизоваться. И главное - не впадать в уныние. Я уверен, что мы переживём нынешний "провал". Другой вопрос: как скоро? Здесь почти всё зависит от нас самих. Наконец, важно, чтобы ношу кризиса несли на себе не только простые люди, но и все чиновники независимо от ранга. Я считаю, что им нужно заметно убавить аппетиты, урезать штаты, щедрые премии, а о жесточайшем пресечении коррупции я уж и не говорю. Мы все должны быть в одной лодке, чтобы не вышло как в известной поговорке: кому-то супчик жидковат, а кому-то жемчуг мелковат.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах