Примерное время чтения: 7 минут
132

Незаконченная война

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. Аргументы и факты - Тверь 29/10/2014

- В ПОИСКОВЫЕ ОТРЯДЫ С САМОГО НАЧАЛА ПОПАДАЛИ ЛЮДИ, ПРОШЕДШИЕ АРМИЮ, ПОБЫВАВШИЕ В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ, - ГОВОРИТ СЕРГЕЙ ТИТКОВ. - У НИХ ДРУГОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПОГИБШИМ НА ВОЙНЕ. ЕСТЬ И ТЕ, КОГО ПРИВОДИТ ИНСТИНКТ ОХОТНИКА, КЛАДОИСКАТЕЛЯ. НО КОГДА ТЫ ПОДНИМАЕШЬ СВОЕГО ПЕРВОГО БОЙЦА, НАХОДИШЬ ЕГО РОДНЫХ И ВСТРЕЧАЕШЬСЯ С НИМИ, ТЫ МЕНЯЕШЬСЯ НАВСЕГДА.

Нынешняя Вахта памяти в Верхневолжье вновь отмечена крупными находками. Массовые захоронения останков погибших бойцов прошли в Эммаусе, Олени-но, Погорелом Городище. Руководитель военно-патриотического центра "Подвиг" возвращает имена погибшим в войну солдатам с 1988 года. Он рассказал нашему еженедельнику о запутанных историях военных лет, воинских памятниках и будущей смене.

МИЛЛИОН - ЭТО "ПОГРЕШНОСТЬ"?

-Сергей Вадимович, каждый год в регионе находят тысячи павших бойцов, и конца этому нет. По самым примерным подсчётам, сколько ещё незахороненных солдат лежат в Тверской земле?

-Официальных данных о количестве погибших в Верхневолжье в годы войны до сих пор нет. Относительно одного только Ржева ведутся споры: одни историки говорят о миллионе погибших, другие - о двух миллионах! Но каждый год мы поднимаем за сезон поисков около двух тысяч бойцов. В этом году уже нашли останки полутора тысяч солдат. В Тверской области работают 42 своих поисковых отряда, плюс ещё тридцать из других регионов - данные о находках пришли ещё не ото всех. Установить имена по медальонам ежегодно удаётся примерно у ста человек, с помощью архивов находим данные ещё о нескольких десятках.

-Пришли холода, но нынешняя Вахта памяти ещё не закончена. Почему?

-Официально Вахта продлится до 31 декабря 2014 года, так что итоги мы не подводим: рано. Холод - не помеха для полевых работ, он порой наш помощник. Так, в Ржеве нынешней зимой удалось поднять обломки двух советских самолётов. Во время войны "воздушные коридоры" и бои в небе проходили обычно над заболоченной местностью, так как там нельзя было установить зенитки. Самолёты зачастую падали именно в болота. Летом их поднимать очень тяжело. Поэтому дожидаемся зимы, когда основная вода уходит, выпиливаем воронки во льду и ведём работы.

-История этих самолётов уже известна?

-По номерам ржевских самолётов мы пытаемся установить, откуда они, кто на них летал. Но пока точных данных нет. Зато в Погорелом Городище Зубцовского района летом подняли ЯК-7, в кабине которого нашли останки пилота. При нём сохранился комсомольский билет в отличном состоянии. Ока.залось, это был лётчик из Торжка, 23-летний Сергей Алексеев, 5 августа 1942 года не вернувшийся с боевого задания. Сейчас мы ищем его родных, но дело осложняется тем, что свою семью Алексеев отправил в эвакуацию в Азербайджанскую ССР. Получить данные по советскому периоду из другого государства -дело сложное.

ДВЕ МОГИЛЫ ОДНОГО СОЛДАТА

-Почти каждая семья в годы войны потеряла на фронте близких людей. Места захоронений родственники зачастую не знают до сих пор. Есть ли возможность их найти?

-Для этого нужно написать в Центральный архив Министерства обороны в Подольске. Если информация о месте могилы в архиве будет, её всё равно имеет смысл проверить. Часто бывает так: родственникам сообщили о том, что их дед похоронен в братской могиле в ста метрах от такой-то деревеньки. Они пишут нам с просьбой найти могилу. Но там уже ни деревеньки, ни могилы... Потом выясняется, что и не было там захоронения, просто в документах в своё время написали: похоронен в братской могиле. Если б над каждым захоронением было какое-то обозначение, у нас в лесах вместо деревьев одни обелиски стояли бы, и на полях тоже.

В военное время потери скрывались. Занижали количество погибших в локальных боях, эти солдаты потом "погибали" в других, более крупных сражениях. И теперь мы находим, к примеру, останки бойца на границе Торжокского и Старицкого районов, определяем его имя, узнаём, что он из Красноярского края. Пишем родным: ваш дед найден, приезжайте на церемонию захоронения. А они нам в ответ: мы уже лет пять как ездим к нему на братскую могилу в Погорелом Городище, там на мемориале его имя выбито! В итоге у человека теперь - две могилы.

-В этом году поисковики сами установили памятник танкистам в Зубцовском районе. Ваши отряды следят за мемориалами, но сил поисковиков явно недостаточно. Как сделать, чтобы все воинские захоронения были приведены в порядок?

-Почему в Советском Союзе не было ни одной заброшенной братской могилы? За ними ухаживали школьники! Эту идею нужно вернуть и теперь. Во времена моего детства за каждой школой закреплялись участки. Мы в классе знали, что "наше" захоронение - в Бобачёвском бору, раз в месяц каждый класс отправлял группу, чтобы привести его в порядок. Летом подкрашивали, траву подрезали, зимой очищали от снега дорожки - к любому захоронению можно было пройти, когда угодно. Это воспринималось не как досадная обязаловка, наоборот - попасть в группу было почётно, это право нужно было заслужить! Если ты нахватал двоек или хулиганил, тебя наказывали исключением из неё.

РАСТИМ ТУНЕЯДЦЕВ!

-Нынешним школьникам такое, наверное, представить трудно. Что нужно сделать, чтобы память о подвиге наших предков не угасала?

-Изменить законодательство. Современные законы не позволяют привлекать детей к труду. Ухаживать за памятником - это "эксплуатация несовершеннолетнего", как же можно такое допустить! Вот дети и вырастают к 18 годам тунеядцами, не знающими физической работы, не сделавшими ничего для других.

Хоть что-то о войне знает примерно половина школьников. Я с ними часто встречаюсь и вижу: ребята помнят основные даты, но бывает всякое - и с вой.ной 1812 путают, и не понимают разницу между Великой Отечественной и Второй мировой. Кто-то на вопрос, где закончилась война, ответил: в Москве, на Красной площади. Сейчас у нас часто говорят о патриотическом воспитании, но в этом слишком много показухи. В понимании многих свежепоявившихся "общественников" патриотизм - это красивые слова, которые ребята перепишут в тетрадки и выучат, чтобы выступить на мероприятии. Но настоящие патриоты воспитываются не на словах.

-В поисковые отряды школьников берут?

-Теперь по закону несовершеннолетних нельзя допускать на работы с останками. Но когда мы устраиваем в школах Уроки мужества, рассказываем о поисковой работе, видим: у ребят горят глаза, им интересно! Мы уже третий год в июле организуем учебную Вахту памяти, лагерь, где дети живут по законам поискового отряда: ходят в караулы, готовят еду на полевой кухне, живут в палатках. Приключений хватает: "Зарница", полосы препятствий, переправы через реки. Показываем и настоящую поисковую работу, возим на раскопки.

В этом году в урочище Клепенино Ржевского района мы подняли останки сорока двух солдат и пустили ребят просеивать песок, когда уже ничего опасного в захоронении точно не осталось. 12-летняя девочка нашла солдатский медальон, который можно было прочитать! Она была просто счастлива. За найденный медальон положена награда - "наркомовские" сто грамм. Пришлось заменить их на 250 граммов - банку сгущёнки, которую мы ей вручили перед всем отрядом. Медальон оказался красноармейца Дмитрия Лаптева из Тамбовской области, сейчас мы ищем его родных.

-В следующем году Россия будет отмечать 70-летие Великой Победы. Что этот день значит для вас?

-Мне кажется, дата 70-летия Победы станет последним рубежом воспоминания для нашего поколения. Уйдём мы, и те, кто нас сменит, ещё будут соблюдать традиции, хранить память, но уже не с таким энтузиазмом. Дети, которые растут сейчас, возможно, ни о чём уже помнить не будут. А помнить надо. Человек должен знать свою историю, какой бы она ни была. Она не может быть полностью хорошей или плохой, в ней всё смешано, всё рядом. Но если не помнить о прошлом, невозможно двигаться дальше.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах