На прошлой неделе Тверь потрясла новость - в региональной столице упразднят... трамваи. Ставку будут делать на другие виды общественного транспорта.
Дело на миллиард
Как поясняют в администрации, всё дело в кризисной ситуации, сложившейся в муниципальном предприятии "Городской электротранспорт". Чтобы поддержать его на плаву, только до конца 2014 года необходима субсидия на 200 млн рублей. Из них около 100 млн - задолженность во внебюджетные фонды, 60 млн необходимо будет оплатить за электроэнергию и порядка 35 млн нужно на зарплату сотрудников предприятия.
Но эти цифры не так страшны, как суммы, необходимые для ремонта путей и подвижного состава. По данным администрации, только чтобы привести в порядок маршрут N 5, нужны вложения в объеме около 900 млн рублей - на ремонт путей, не считая стоимости покупки новых трамваев. "Очевидно, что такие затраты несоизмеримы с потенциалом городской казны и возможны лишь при условии переноса средств с других, не менее значимых статей бюджета. Как результат - город не сможет ремонтировать дороги в необходимых объемах, строить детские сады, благоустраивать территорию", - говорится в сообщении пресс-службы администрации. Поэтому ставку решили сделать на автобусы и троллейбусы.
Конечно, остаться без ремонта дорог или благоустроенной детской площадки не хочется никому, а денег на всё в бюджете не хватает уже много лет. Но почему "крайним" должен оказаться именно трамвай? Ведь у него при разумном использовании не меньше преимуществ перед другими видами общественного транспорта. "Себестоимость одной поездки в трамвае ниже, чем у троллейбуса, это подтверждают расчёты, - рассказывает Александр ЕГОРОВ, руководитель общественной организации "Лаборатория Удобный город". - Кроме того, трамвай занимает меньше места на дороге: ширина проезжей части для него по ГОСТу должна быть около 6,7 м, для автобуса это 7-8 метров. Это упрощает создание выделенной полосы движения для трамвая. Ведь другому общественному транспорту будут всегда мешать машины, которые, ввиду отсутствия цивилизованных парковок, наши горожане оставляют в правом ряду. А трамвай можно сделать независимым от автомобильного движения и пробок".
Поперёк дороги
Пока о "выделенке" для трамваев даже говорить не приходится. То, что в европейских странах или в Москве уже считается нормой, для наших горожан - сказка. И трамваю, без того не самому быстрому, постоянно мешают двигаться вставшие на путях автомобили. Я сама была свидетелем удивительной беспечности, граничащей с хамством: на трамвайных рельсах перед светофором на площади Терешковой неизвестный водитель попросту оставил небольшой фургончик, раскрашенный во все цвета радуги. И... ушёл. Автомобили без труда объезжали бесхозную машину, а вот трамваю пришлось сделать остановку. Кончилось тем, что пассажиры вышли и перенесли фургончик, припарковав его у обочины "в ручном режиме". А сколько раз из-за вставшего поперёк путей автомобиля с одним-двумя пассажирами десятки людей в трамвае вынуждены были ждать?
У жителей к трамваям отношение неоднозначное. Кто-то отмечает: от них много шума, а толку мало, только стёкла в домах дребезжат, когда состав проходит мимо. Но есть и другие мнения. "Это не из-за трамвая как такового, это потому, что очень старые составы ездят по очень изношенным рельсам, - считает Илья ЧАЛОВ, житель Твери. - Если, например, в доме протекает канализация со всеми вытекающими отсюда последствиями, вы же не скажете, что канализация виновата и её надо убрать. Вы скажете, что нужно поменять трубы. А если сейчас убрать трамвай с тверских улиц - его будет уже не восстановить". "Терять трамвай нам нельзя, - уверен и Александр Егоров. - Исследования показывают, что по двум главным городским направлениям - от вокзала в Заволжье и из Пролетарки в центр - максимальный пассажиропоток способны обслуживать не троллейбусы или автобусы, а именно они".
Но, увы, трамвай ходит по рельсам и не сможет объехать тех, кто встал у него поперёк дороги.