Примерное время чтения: 9 минут
100

Двухколёсная свобода

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. Аргументы и факты - Тверь 25/06/2014

Станет ли Тверь когда-нибудь "велосипедным городом"?

В этом году вступили в силу изменения в правилах дорожного движения, касающиеся велосипедистов. Теперь в России могут создаваться не только велодорожки, но и выделенные полосы для движения велосипедов. Но "могут" не значит "будут": в Твери этого бонуса неизвестно, когда ждать. При этом обязанностей и ограничений для тех, кто предпочитает двухколёсный транспорт, стало больше.

Хорошая физическая форма, свежий воздух, экономия на бензине - преимуществ у тех, кто предпочитает передвигаться на велосипеде, очень много. Но в Твери езда на нём - сплошной риск, и решаются на неё отъявленные смельчаки. Наш корреспондент убедилась в этом сама, проехав по городу с Артёмом ДЕЕВЫМ, участником клуба "ВелоТверь".

Игра "сели-встали"

Сначала Артём проводит короткий инструктаж: ехать по краю дороги, при повороте обозначать свой манёвр, подняв левую или правую руку под прямым углом к телу. Трамвайные рельсы переезжать так, чтоб колесо шло перпендикулярно рельсу, иначе, если угол будет острым, можно упасть.

Правила дорожного движения в последние годы менялись, по-разному определяя зону, которую велосипедист может занимать на проезжей части. Сначала это был "метр от правого края дороги", затем формулировка изменилась на "как можно правее", а теперь нужно передвигаться "по правому краю проезжей части", если нет велодорожек и полос для велосипедистов. Однако велосипедисты предпочитают по-прежнему ориентироваться на "метровую зону".

- Соблюдать её удаётся далеко не всегда, - признаётся Артём. - По краям дорог - сплошь ямы или припаркованные автомобили. По правилам, если я не могу двигаться по правому краю или обочине, я должен ехать по тротуару. Но что получится, если из-за каждой ямы я буду перелезать бордюр или ограждение, чтоб оказаться на тротуаре, а потом опять возвращаться на дорогу? Поэтому препятствия объезжаем. Главное - подать знак автомобилистам и обязательно оглянуться, проверить движение сзади. Ведь водители могут не заметить твоего жеста.

Мы с Артёмом выехали в воскресенье утром. Даже на полупустой улице Орджоникидзе мы едва не попали в аварию. Мирно двигались по правому краю, как вдруг припаркованное в "кармане" авто решило выехать. Водитель тронулся прямо перед нами. Артёму пришлось резко затормозить, а я, чтобы избежать столкновения, вынуждена была объехать его слева по проезжей части. Хорошо, что сзади в этот момент никто не ехал на скорости!

- На дороге надо быть готовым ко всему, - вздохнул Артём. - Я однажды ехал возле драмтеатра на скорости 30 км/ч, справа тротуар, слева машины в пробке. Вдруг у одной из них открылась правая дверь - пассажир решил выйти! Я врезался в ребро двери. К счастью, отделался испугом, но дверь покорёжил сильно.

Передвижение велосипедиста по городу - задача с несколькими неизвестными. На перекрёстке мы не имеем права повернуть налево, если движение идёт в несколько полос или придётся пересекать трамвайные пути. Нужно спешиваться и переходить по "зебре". В итоге езда по центру города превращается в игру "встали-сели".

- А просто по тротуару нам нельзя?

- Можно только в двух случаях: либо когда больше ехать негде, либо если мы сопровождаем ребёнка до 7 лет.

- На самом деле манёврам учишься, причём быстро, - объяснил Артём. - Подавляющее большинство водителей объезжают велосипедистов. Но, пока нет опыта, тревожно ощущать рядом столько автомобилей, сложно понять дистанцию. Главное, чтобы все участники движения вели себя адекватно и уважали друг друга.

С уверенным проводником и я через какое-то время перестаю бояться. Тем более что удовольствия поездка приносит гораздо больше. Велосипедист может выбирать не кратчайший,а интересный путь. С Зелёного проезда мы сворачиваем во дворы, затем уезжаем в Бобачёвскую рощу...

- Опытный велосипедист может из конца в конец проехать только по дворам и паркам,- улыбается Артём. - Раньше я ездил только на автомобиле. Всё, что видел - работу, дом и машину. Четыре года назад сел ный: когда в городе появятся на велосипед, и всё изменилось. Потерял 25 кг, но главное - жить начал. Ощущать мир вокруг, замечать погоду... Я ведь до этого даже не знал, что луна и солнце могут одновременно на небе быть, - не замечал! Теперь езжу на велосипеде и на работу, и по делам, и с сыном, ему 6 лет, катаюсь.

В этом году в Твери приняли долгожданную концепцию развития велосипедного движения. Активисты велодвижения, которым наконец-то удалось достучаться до городских властей, работали над ней несколько лет.

- Концепция выводит из тени и закрепляет положение велосипедиста в Твери, - считает Ольга ДУВАНОВА, представитель общественной организации "ВелоТверь". - Она ставит вопросы, и мы ждём их решения.

Вопросов немало. Главный: когда в городе появятся велодорожки и, во что ещё труднее поверить, выделенные полосы? Пока Тверь может похвастаться лишь одной велодорожкой - у областного перинатального центра. Беда и с велопарковками: приедешь в супермаркет, на почту или в больницу, а велосипед пристегнуть негде. Беспокоят "двухколёсных" участников движения и проблемы, знакомые автомобилистам: ямы на дорогах, лихачи-маршрутчики...

Велосипедисты также хотели бы детального разъяснения новых правил дорожного движения от Госавтоинспекции. Водители, которых теперь обязали пропускать велосипедистов на поворотах, говорят, что неплохо было бы закрепить законом для велосипедистов светоотражающую одежду, ведь в сумерках заметить их нелегко. Велосипедисты не против.

КОММЕНТАРИИ

Алексей ШАБАШОВ, председатель Тверской общественной организации "Ассоциация "Здоровые регионы":

- Ещё пять лет назад, по нашим исследованиям, в областной столице насчитывалось 108 тыс. велосипедистов. Около 90% опрошенных горожан выразили желание пересесть на велосипед, если для этого создадут инфраструктуру. Но её нет. На всю Тверь - только одна велосипедная дорожка у областного перинатального центра. А ведь велодорожки - не такое уж затратное для бюджета дело: они узкие, нагрузка на них небольшая, а значит, асфальт будет жить долго. В Набережных Челнах, к примеру, велосипедное движение очень развито, там постоянно появляются новые маршруты. И, если поделить расходную часть их бюджета на число горожан, получится, что живут там намного беднее, чем мы. Разговоры о том, что улицы Твери узкие и велодорожки у нас не сделать, тоже не более чем миф. Почему на улочках Лондона, Хельсинок, Парижа, Манхеттена нашлось место, а у нас нет? Потому что там власти вовремя поняли, что без велосипедистов проблему пассажирского трафика не решить - города встанут.

Мы не говорим о том, что дорожки для велосипедистов должны появиться на каждой улице. Это невозможно, да и не нужно. Нам необходимы веломаршруты, чтобы из "Южного" можно было добраться до "Юности", из Мигалово - до вокзалов и т.д. Тогда мы сможем разгрузить город от пробок и заодно улучшим своё здоровье. У тех, кто каждый день ездит на велосипеде, риск смертности от сердечно-сосудистых заболеваний на 40% ниже, чем у тех, кто выбирает автомобили. Такого результата не даст ни одна таблетка и ни одна медицинская процедура. И, пока наши власти не перейдут от слов к действиям, Тверская область так и будет на позорном первом месте по смертности в ЦФО.

Вадим РЫБАЧУК, заместитель председателя Тверской городской Думы:

- Разговоры о развитии велосипедного движения в нашем городе идут не первый год. Мы давно говорим о необходимости создания в Твери велосипедной инфраструктуры. Но от слов к делу перешли только в этом году. В апреле городская Дума приняла Концепцию развития велодвижения. Сегодня у нас есть документ, позволяющий администрации планировать свою деятельность по созданию в городе велосреды, есть и основания закладывать деньги на данные мероприятия в бюджет.

Принятие этого важного документа постоянно тормозилось, скептиков хватало. Чего только ни говорили: давайте сначала дыры на дорогах залатаем, порядок в ЖКХ наведём, а потом уже о велосипедах думать будем. Такой подход в корне неверный, и откладывать эту тему на потом дальше уже некуда. В этом году на открытие велосезона собрались более тысячи велосипедистов. А значит, для жителей нашего города концепция не просто очередной документ, нам действительно нужно создавать условия для развития здорового образа жизни. Поэтому депутаты поддержали концепцию велодвижения, причем единогласно.

На первом этапе мы совместно с представителями общественности разработаем схему основных велосипедных маршрутов по городу и определим места для парковок. Нашими главными советчиками в этих вопросах станут сами велосипедисты. В дальнейших планах - популяризация велосипеда как средства передвижения и активного отдыха в Твери, просветительская работа с водителями, пешеходами и с велосипедистами по правилам ПДД, организация пунктов велопроката. Надеюсь, что уже этим летом мы получим конкретные результаты.

Юлия МИХАЙЛЮК, тверская велопутешественница:

- Я много путешествую по России: в прошлом году проехала на велосипеде от Твери до Владивостока, в этом сезоне уже побывала в Калмыкии, Грозном, Магасе, Астрахани, Воронеже, Самаре и других городах. Могу сказать, что наша Тверь - далеко не единственный такой "обделённый" город в России. Велодорожек нет практически нигде. Однако я не считаю это препятствием для того, чтобы сесть на велосипед и поехать. Если у вас есть ноги и руки - у вас нет никаких проблем.

Сегодня многие говорят о том, что в Европе велосипедистам повсюду "зелёный свет", а у нас их за людей не считают. Но давайте не будем забывать, что в странах Европы велодвижение начало развиваться несколько десятилетий назад, и наша страна намного больше по площади. Поэтому сделать всё и сразу не получится, и принятая в Твери концепция развития велодвижения не означает, что в ближайшем будущем областная столица станет европейским городом велосипедистов.

Смотрите на вещи реальнее. Хотите, чтобы ваши дети были здоровы? Так подавайте им пример! Крутите педали прямо сейчас, а не ждите, пока в городе появятся специальные пути-дорожки, велопарковки и прочие необходимые для езды на велосипеде вещи. Наше с вами здоровье - в наших руках. Властям до этого дела нет и не будет, ведь велосипедист - это бедствие для экономики. Мы не покупаем автомобилей, не берём на них кредитов, не платим за бензин и автостоянки, практически не покупаем лекарств и не ходим по частным врачам.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах