aif.ru counter
19

В споре с непогодой

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. Аргументы и факты - Тверь 29/01/2014

"Алло! У меня нет света!" - такой звонок приходилось делать каждому из нас. Мы ждём, что электроэнергию подключат как можно быстрее, и энергетики принимаются за работу.

Нынешняя зима преподнесла сюрпризы. Сразу на несколько районов Верхневолжья в декабре обрушились ледяные дожди, мокрый снег и сильный ветер. Циклон оставил без света десятки населённых пунктов. Эта холодная пора для сотрудников филиала ОАО "МРСКЦентра" - "Тверьэнерго" стала по-настоящему "горячей".

Переход через "ноль"

Думаете, что сильный мороз - это проблемная погода для энергетиков? Оказывается, нет! К авариям приводят прежде всего сильный ветер и переходы температуры с плюсовой на минусовую и обратно. Ветер валит деревья на провода и опоры линий электропередачи, а при переходе "через ноль" мокрый снег налипает на линии, мгновенно образуя наледь. Провода обрываются, и населённые пункты остаются без света.

Именно таким выдался период с 26 ноября по 12 декабря. Циклон прошёлся по семи районам, особенно сложная ситуация сложилась в Калязинском и Кимрском районах. Несмотря на то, что в этом году тверские энергетики расчистили бо.лее 4400 га просек - это самый большой объём среди регионов центра России, свыше трети от объема, выполненного в 11 областях, - падения деревьев на провода избежать не удалось. Линии электропередачи в Верхневолжье прокладывались в 60- 70-е годы, в основном по лесам и болотам. Учитывая огромную территорию Тверской области, объём работ стал поистине колоссальным.

"При штормовом ветре деревья склоняются на линии в виде "удочек" и как бы создают "шатёр", - рассказывает Евгений ВРАЗОВ, заместитель главного инженера - начальник управления распределительных сетей. - При сильных порывах ветра и под тяжестью наледи они обрушиваются на провода, и происходит это сразу в нескольких местах. Пока бригады ликвидируют один разрыв провода, появляется другой. Тут уж не до отдыха!"

Шутка ли: в декабре в филиале работало около 200 бригад, общей численностью около 700 человек. Из них 33 бригады привлекли из соседних филиалов компании - Орла, Брянска, Тамбова, Смоленска, а также из дочерних компаний ОАО "Россети". Они трудились круглые сутки, в сложных условиях, в любую погоду. "МРСК Центра" ещё раз доказала, что она - единая компания, одна команда, где взаимовыручка - не пустое слово.

Не остались в стороне и энергетики некоторых других предприятий и организаций. А в сложных ситуациях искать повреждения на сетях отправлялись лесники, местные жители, члены Обществ охотников и рыболовов... Конечно, им проводили необходимый инструктаж.

"Мы очень благодарны всем, кто помогал нам устранять аварии в короткие сроки: коллегам-энергетикам, Правительству Тверской области, МЧС, главам районных администраций, и конечно, жителям", -говорит Андрей ПОЛЯКОВ, заместитель генерального директора - директор филиала ОАО "МРСК Центра" -"Тверьэнерго".

В те декабрьские недели в филиале отложили все плановые работы. Бригады работали с восьмичасовым перерывом на сон - и снова в леса и поля: искать, где произошло повреждение, и устранять его. Обед - в полевых условиях. Уехать в выходные далеко от дома нельзя: на работу могут вызвать в любой момент.

Без отдыха и сна

В таком же режиме работал и "мозговой центр" компании - диспетчеры. Они не имеют права сдать смену, пока не отправят бригады на местность и не локализуют аварию. Если рабочий день заканчивается в 20.00, а в 19.50. поступил сигнал об аварии, об уходе домой не может быть речи. 15 диспетчеров Центра управления сетями и диспетчеры каждого района электросетей распределяют бригады и направляют в труднодоступные места высокопроходимую технику.

"Под Вышним Волочком есть линия электропередачи, куда можно проехать только на машине с гусеничным ходом, - рассказывает Иван СУХАНОВ, заместитель начальника оперативно-технологической службы. - Когда много снега, электромонтёры, бывает, обследуют линии электропередачи по колено в снегу или на лыжах. Несмотря на очень напряжённую ситуацию в декабре, никто не жаловался, не высказывал претензий о переработке. Все знают, что труд энергетиков -сложный и не всегда комфортный, что у нас не бывает выходных и праздников, что работать приходится и по ночам".

И порой обидно, когда жители упрекают энергетиков в том, что они медленно ликвидируют аварии. "Спите вы там, что ли?" - говорят они. На самом деле ни диспетчерам, ни оперативным бригадам во время массовых отключений не до сна.

Быстрее устранить неполадки удаётся с помощью современных технических средств. В ЦУСе на огромном видеоэкране автоматически отображаются отключения на подстанциях. На подстанциях установлены приборы, которые определяют расстояние до точки короткого замыкания и сокращают "километраж" линий, которые нужно пройти пешком или проехать на высокопроходимой технике.

Огромную роль в скорейшем устранении аварий сыграла и основательная подготовка филиала компании к работе в осенне-зимний период: ремонт подстанций и высоковольтных линий, модернизация оборудования, разработка чёткого плана действий тренировок всего персонала на случай массовых отключений.

В сложных ситуациях населённые пункты подключались к резервным источникам питания. В Калязинском районе есть деревня, где живёт лишь один пожилой мужчина. Когда случилась авария, из-за которой у него погас свет, бригады энергетиков пробирались к месту повреждения четыре дня! Но в первый же день его дом подключили к электроэнергии через дизель-генератор, а районная администрация обеспечила подвоз продуктов питания.

Не обошлось и без казусов. "Привозим на село дизель-генератор, от которого вся деревня получает электроэнергию, пока устраняется сложная авария, - рассказывает Евгений Вразов. - И вдруг нам сообщают, что света там снова нет. Оказывается, местные жители сливают оттуда солярку, фактически оставляя односельчан в темноте! Нам пришлось формировать бригады, которые круглосуточно объезжали деревни, проверяя генераторы. Разве это нормально?"

Что уж говорить, ненормально. Тем более что эти бригады формировались из логистов, экономистов, управленцев филиала. Включать туда электромонтёров было непозволительной роскошью: все они круглосуточно устраняли повреждения на линиях. Филиал компании сделал всё возможное, чтобы в наших домах как можно скорее зажёгся свет.

Что делать, если погас свет?

Если у вас отключили элек.троэнергию, звоните на прямую линию энергетиков "МРСК Центра": 8-800-50-50-115. Звонок бесплатный со всех телефонов: сотовых и домашних. Именно здесь, а не в диспетчерских, принимают сообщения гражданоб авариях. У диспетчеров - другая задача: они распределяют работу бригад и технику.

В Контакт-Центре вас выслушают в любое время суток, запишут сообщение об аварии и сразу передадут сигнал диспетчерам. Многие граждане переживают, что их звонок останется без внимания, и всеми правдами и неправдами "добывают" телефоны диспетчеров своего района, после чего оповещают их об отключении света. Но это - напрасный труд! Сигнал об аварии передаётся незамедлительно, и диспетчеры всегда - в курсе дела. При массовых отключениях энергетики в первую очередь выезжают для устранения неполадок в крупные населенные пункты или туда, где есть, не дай Бог, отключения больниц или роддомов. В это же время формируются множество дополнительных бригад, часто привлекаются силы с соседних районов и регионов. И совсем скоро энергетики приедут в вашу местность! О причинах аварии и, ориентировочно, о сроках её устранения вам также сообщат в Контакт-Центре.

Операторы центра могут принимать звонки 90 абонентов одновременно. Длинные гудки или музыка означают, что абонент находится в очереди. Оператор ответит сразу после того, как закончит разговор с предыдущим клиентом. Дождаться ответа при первом звонке - целесообразней, чем набирать номер несколько раз.

В период массовых аварийных отключений в Контакт-Центр привлекается дополнительный персонал. Так что вам обязательно ответят!

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах