Примерное время чтения: 8 минут
219

Михаил НЕНЮКОВ: "Мы инвестируем в производство и коллектив"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. Аргументы и факты - Тверь 26/09/2012

О новой продукции, ВТО и... речном транспорте

Тверской вагоностроительный завод вот уже более ста лет является лидером тяжёлого машиностроения нашей страны и градообразующим предприятием Твери.

В этом году на заводе сменился руководитель, что практически совпало с вступлением России в ВТО. Какие перемены происходят на предприятии и что ждёт его в дальнейшем? В преддверии Дня машиностроителя наш корреспондент беседует с Михаилом НЕНЮКОВЫМ, генеральным директором ОАО "Тверской вагоностроительный завод".

- Михаил Юрьевич, прошло 100 дней с момента, когда вы возглавили завод. Что удалось сделать за это время?

- Для меня огромная честь руководить Тверским вагоностроительным заводом - предприятием с вековой историей, известным в России и за рубежом. И я надеюсь, что вся моя деятельность на этом посту будет способствовать развитию предприятия. Мне бы хотелось, чтобы наши дети и внуки гордились Тверским вагоностроительным заводом, так же, как наше поколение сегодня гордится историей ТВЗ и его достижениями.

Сейчас мы очень внимательно относимся к интеграции во Всемирную торговую организацию, стараясь проводить её повсеместно, адаптируя производство к новым реалиям и требованиям. Один из первых акцентов сделали на культуру производства и безопасность труда. Этого требуют от нас время и наши зарубежные партнёры. Я как генеральный директор отвечаю за безопасность своих сотрудников. Те меры, которые мы приняли, просто необходимы. Мы выполнили все европейские требования безопасности и теперь можем смело сотрудничать с международными компаниями и партнёрами.

В целом мы настроены на внедрение инновационных идей и реализацию новых проектов, обеспечивающих диверсификацию производства. В этом году у нас стоит задача по сертификации вагона для международных перевозок габарита RIC. Будем продолжать собирать вагоны метро, сертифицировать и вы.пускать двухэтажные вагоны и другие виды продукции.

Из новаций, которые, вероятно, будут иметь резонанс в городе, отмечу то, что в ближайшее время мы начнём набирать дополнительные заказы на тормозную аппаратуру в литейный цех и набирать туда людей. Мы провели серьёзную реновацию этого цеха, поставили новую печь, будем продолжать модернизацию производства. И для того чтобы инвестиции окупились в течение 7 - 10 лет, цех должен работать хотя бы в две смены, а в идеале круглосуточно.

- Какие меры принимаются на вашем заводе по повышению конкурентоспособности продукции, освоению современных технологий?

- Наше движение в Европу связано с компанией "Siemens" и нашим совместным проектом - вагонами габарита "RIC". Это первый проект, который позволил нам не просто увидеть и понять международные требования к производимой продукции, но и реально поработать в условиях их соблюдения. Развиваясь, в перспективе мы сможем начать сборку аналогичной продукции на своих мощностях, и вагоны, выпускаемые нашим заводом либо при его участии, будут свободно курсировать из России в Европу и обратно. Это очень непросто сделать, но я надеюсь, что перед нами откроются такие возможности.

Реализуемый проект уже позволил трём нашим сварщикам повысить квалификацию в соответствии с европейскими стандартами и пройти соответствующую сертификацию. Чтобы двигаться дальше и производить на нашем заводе кузова вагонов, соответствующие европейским требованиям, нам необходимо не менее 35 сварщиков такой квалификации.

- В какие страны продукция завода идёт сегодня? Возможно ли в будущем конкурировать с ев.ропейскими производителями?

- Наши рынки сбыта сегодня - это Россия и страны СНГ. Что же касается конкуренции, то европейских производителей я склонен позиционировать не как конкурентов, а как партнёров. С европейскими компаниями нужно не конкурировать, а кооперироваться, "рваться" в Европу не за рынком сбыта, а за новыми технологиями. Только с таким подходом у нас есть шанс адаптироваться к совре.менным условиям и выйти на международный рынок. Нам бы хотелось создать приветливое производство, понятное европейским поставщикам и партнёрам, вызывающее у них желание сотрудничать. Наша задача - пройти сертификацию по стандарту "IRIS", чтобы соответствовать высоким требованиям к качеству продукции.

- Вступление России в ВТО - это плюс или минус для вагоно.строительного завода?

- Плюс в том, что будут сниматься ограничения, существовавшие между нами и нашими европейскими партнёрами. Минус - пока мы работаем по российским требованиям и стандартам, возможно, в чём-то устаревшим. Очень хотелось бы, чтобы унификация и гармонизация российских и европейских стандартов шли быстрее, и мы получили возможность использовать для производства нашей продукции сырьё и материалы, которые используют европейцы.

Два этажа прогресса

- В ближайшие месяцы завод приступит к изготовлению двухэтажных вагонов, которые будут возить спортсменов и гостей Олимпиады 2014 года в Сочи. Дело ограничится только этим или такие вагоны войдут в вашу постоянную номенклатуру?

- Проект двухэтажного вагона со спальными местами - это полностью разработка нашего завода. Первый заказ на поставку 50 таких вагонов действительно поступил в рамках подготовки к Олимпиаде. Мы уже приступили к их производству, и в 2013 году они будут переданы заказчику. Сейчас мы также проектируем двухэтажный вагон на локомотивной тяге с местами для сидения. Предполагается, что он будет использоваться для межобластных перевозок на относительно короткие расстояния. Мы уже ведём переговоры о первом заказе на них. Надеюсь, что это направление получит развитие.

- А почему часть производства размещена на территории завода "Центросвармаш"?

- Мы развиваемся, и на наших более чем 90 га нам уже становится тесно. Мы арендовали 40% территории "Центросвармаша" - завода, который, как и ТВЗ, входит в состав Трансмашхол-динга. Очень важно, что, приступая к выпуску двухэтажных вагонов, мы на этих площадях запускаем целую линейку нового оборудования, что позволит производить принципиально новый вид кузова не только для двухэтажных вагонов, но и для широкого спектра другой продукции.

- Обозначились ли контуры производственной программы будущего года и какие вас могут ждать сюрпризы?

- Загрузка следующего года, скорее всего, не будет сильно отличаться от 2012-го. Мы продолжим работать над выпуском вагонов метро, что, кстати, является очень хорошим примером диверсификации производства. Первый раз за многие десятилетия мы получили хороший доход не от нашего основного заказчика, которым является ОАО "РЖД" (или его дочерние компании). Такая адаптация под потребности рынка позволила не только сохранить коллектив, но и организовать в некоторых цехах двухсменную работу и даже со сверхурочными (как, например, в тележечном цехе).

Чтобы получить заказ на пассажирские вагоны локомотивной тяги, мы впервые будем уча.ствовать в открытом конкурсе, как того требует федеральное законодательство. У ТВЗ есть одно огромное преимущество - наш завод очень гибкий, мы принимаем дополнительные заказы в течение года и можем в течение месяца-двух перестроить производство на выпуск другой продукции, что в принципе несвойственно для большинства предприятий тяжёлого машиностроения.

Возродим речной транспорт

- При таких темпах развития крайне важно постоянно повышать квалификацию работников завода. Что делается в этом направлении?

- На нашем заводе работает один из лучших в холдинге Центров обучения сотрудников, лицензированный на подготовку кадров по более чем 40 специальностям. Уникальность нашего Центра ещё и в том, что в нём преподают технологи, конструкторы, производственники нашего завода, которые не оторваны от производства и знают все современные тенденции, владеют практическими навыками. Инвестиции в коллектив будут и в дальнейшем.

- На встрече с губернатором Андреем Шевелёвым вы подняли тему о возрождении в Твери одной из забытых добрых традиций - перевозка пассажиров через Волгу речным трамвайчиком. В чём здесь интерес завода?

- Дело в том, что сейчас в часы пик подъездные пути к нашему заводу буквально блокируются, так как большинство сотрудников приезжают на работу на автомобилях. Мы боремся с этой проблемой, уже создали 1500 парковочных мест, а с 1 октября в эксплуатацию вводится еще одна новая парковка на 355 мест рядом со станцией Дорошиха. Но всё равно стоянок для машин катастрофически не хватает. В 80-е годы речной трамвайчик перевозил пассажиров от завода на противоположный берег Волги, на Серебряковскую пристань. Если возродить его движение, мы сможем сделать ещё одну большую парковку в Пролетарском районе. В период навигации наши работники смогут оставлять там машины и добираться на завод на речном транспорте. Я надеюсь, что это будет стимулировать речное пароходство развивать и другие маршруты уже для всех жителей города. Хорошо, что эта идея нашла поддержку у губернатора.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах