aif.ru counter
25

"Небо ошибок не прощает"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. Аргументы и факты - Тверь 07/12/2011

Валерий Лихачёв о катастрофах, лётчиках и вседозволенности

"Сейчас даже в авиации всё решают не способности, а деньги. Любой желающий может купить себе вертолёт и полететь куда хочет, не задумываясь о последствиях", - считает Валерий Лихачёв, лётчик с тридцатилетним стажем.

Он не раз бывал в горячих точках, спасал людей и выполнял миротворческие миссии ООН. А в прошлом году за блестящую спасательную операцию американского вертолёта "Чинук", совершившего вынужденную посадку в Афганистане, Лихачёву вручили орден Дружбы. За храбрость и профессионализм пилоту прислал благодарственное письмо президент США Барак Обама. В преддверии международного дня гражданской авиации мы побеседовали с легендарным лётчиком о проблемах нашей авиации и узнали о том, каково это - большую часть жизни находиться между небом и землёй.

За штурвалом - случайные люди

- В последнее время участились случаи падения частных самолётов и вертолётов. Буквально пару недель назад в нашем регионе разбился вертолёт с пилотом, на поиски которого было брошено более 600 человек. В прошлом году в районе деревни Юрьевское разбился спортивный самолёт, который зашёл на посадку мимо полосы, погибли двое. Как вы считаете, в чём причина подобных трагедий и можно ли их избежать?

- К сожалению, законы воздушного пространства очень суровы, они не прощают ошибок, оплошностей, невнимательности и тем более незнания. А незнающих у нас большинство, и в этом беда. Моё личное убеждение - в авиации не должно быть случайных людей, но ведь именно такие сейчас всё больше садятся за штурвал. Среди состоятельных бизнесменов и депутатов бытует мнение, что летать из города в город они могут так же просто, как ездить на своих джипах. Результат этому - страшные трагедии и сломанные судьбы. Люди никак не возьмут в толк, что в руках неопытного пилота даже самый элементарный в управлении аппарат может стать машиной смерти. Совершать полёты может не каждый, это талант вкупе со знаниями. А сейчас пошла мода: у богатых - свои игрушки, в том числе самолёты и вертолёты. Раньше система таких полётов была разрешительная - чтобы подняться в воздух, я должен был подать заявку, оповестить средства ПВО, иметь при себе сертификаты и множество документации, летательный аппарат обязан был соответствовать всем нормам, иначе не дадут разрешения. А сейчас система стала уведомительная - поставил в известность соответствующие органы и полетел. А как полетел - это уже история умалчивает!

К сожалению, ослаблен контроль со стороны государства, и это порождает вседозволенность. Необходимо создать сильную, неподкупную организацию, которая стала бы контролировать каждый вылет. Чтобы человеку, который только научился штурвал в руках держать, не пришла в голову идея слетать на Камчатку. Это, кстати, касается не только частников, вообще всей российской авиации не помешал бы сильный контролирующий орган, благодаря которому в небо выпускались бы только исправные машины и профессиональные пилоты. А в случае нарушения накладывались бы огромные денежные штрафы и давались бы реальные тюремные сроки! Думаю, это снизило бы число катастроф.

"Держим марку"

- Сейчас в России началась мода на всё западное. Наши милиционеры уже стали полицейскими, изменилась система образования, а что происходит в авиации?

- В нашей авиации тоже идёт слепое подражание Западу, и особенно меня беспокоит сокращение количества членов экипажа. Два лётчика на огромный самолёт, где 200 - 300 пассажиров - куда это годится? Раньше команда состояла из 5 - 6 человек, каждый занимался своим делом, и в случае чего специалисты могли оперативно сработать и избежать катастрофы. Теперь же рисков гораздо больше. Вспомнить хотя бы историю двухлетней давности, когда американский "Боинг" упал в океан. Искали судно долго, совсем недавно подняли со дна. А вышла трагедия совершенно случайно. Командир экипажа ушёл в туалет, а самолёт поставил на автопилот, который, видимо, отказал. Оказалось, что второй пилот не знает, как управлять самолётом в горизонтальном полёте, хотя это умеет любой наш курсант после 15 - 20 часов налёта. Настолько низкая квалификация.

Была бы команда больше, а подготовка лучше, трагедии можно было бы избежать!

Так зачем нам перенимать то, что в корне неверно? Я уже молчу про сокращение лётных учебных заведений в стране! Где теперь готовить специалистов? Зато открылись кустарные курсы для любителей, желающих научиться пилотированию на частных самолётах. Пока ещё наши лётчики считаются одними из лучших, нас с радостью зовут работать за границу, хотят сотрудничать. А МИ 26 до сих пор является предметом нашей гордости и зависти иностранцев, хотя он создан был ещё в Советском Союзе. Мы ещё держим марку, но что будет дальше и кто придёт на смену, я говорить не берусь.

- Раньше в России, в том числе в нашей области, люди из отдалённых посёлков могли на вертолётах добраться до областного центра, это было в порядке вещей. Сейчас же малая авиация переживает упадок. Почему так произошло и можно ли как-то изменить ситуацию?

- В СССР все небольшие населенные пункты имели свои маленькие аэродромы, была налажена и скоординирована связь между ними. Было в пять раз больше аэродромов, чем сейчас. Но из-за нежелания государства содержать и финансировать эти объекты они начали закрываться, а глубинка, лишившись сообщения, стала пустеть. Я считаю, что очень важно возродить малую авиацию, но это прежде всего задача государства. Пусть на эти перевозки привлекают частные компании, но дадут им не только права, но и обязанности. Чтобы не было так, как порой бывает - на билет в один конец надо полгода копить.

- Часто к нам в редакцию обращаются горожане, высказывая свои опасения по поводу самолётов, которые создают сильный шум, когда летят на посадку в Мигалово. Есть ли возможность что-то предпринять?

- Дело в том, что когда строился этот аэропорт, город был намного меньше, поэтому самолёты никому не мешали. А чтобы теперь перенести аэродром, необходимы немалые средства, к тому же это военный объект, который не так просто переместить. Поэтому решать проблемы должны власти и Министерство обороны.

Отбор упрощён

- Каждый мальчишка когда-то мечтал стать лётчиком, но удавалось это лишь единицам. Какими качествами надо обладать, чтобы стать пилотом?

- Стать лётчиком может не каждый, как не каждый может быть художником или скульптором. У меня есть любимая поговорка - выбирают по здоровью, а спрашивают по уму. Она в нашем деле всегда актуальна. Безусловно, пилот должен быть здоровым, как космонавт, но для успеха в профессии важны всё-таки личные способности, а самое главное - предрасположенность к полётам. Нужно быть смелым, точным, чётким, выдерживать перегрузки и быть способным в трудной ситуации не подвергаться панике, а чётко выполнять свои задачи. Когда я поступал в авиационное училище, помимо всех физических нормативов мы проходили строгий психологический отбор, где выявлялось, кто может сесть за штурвал, а кто нет. Сейчас к такому отбору стали подходить проще. Я считаю, это большой промах. Во времена моей молодости очень хорошо работала организация ДОСААФ. Если кто-либо хотел научиться пилотировать, приходили сначала туда. А инструкторы-профессионалы уже решали: кто годен для истребителей, кого лучше на вертолёт, а кому о самолётах надо забыть навсегда.

Нельзя забывать, что лётчик - это спортсмен, он должен постоянно тренироваться, работать над собой. Во всём мире считается, что для поддержания уровня пилота он должен летать 250 часов в год. А чтобы совершенствоваться - и того больше.

- Вы очень много времени проводите в командировках, бываете в горячих точках. Не было желания найти более спокойную работу?

- Риск есть всегда, но пока что нашему экипажу везло, под обстрел мы не попадали. Я вообще очень люблю свою работу, пусть даже моя профессия считается опасной. Люблю вспоминать поездки в Африку с миротворческой миссией ООН. Видели бы вы лица детей, которые ждут самолёт из России, зная, что мы везём воду и пропитание! Мне сын иногда говорит, мол, на пенсии уже, сиди дома, с внуками. Я даже пробовал оставить полёты, заняться бизнесом. Но ничего у меня не вышло, для этого надо быть пронырливым... А в авиации фальши нет, тут всё как на ладони. Если чего-то не знаешь или делаешь спустя рукава - аукнется в небе. Поэтому мы с коллегами на работе прекрасно друг друга понимаем и небо, которое однажды полюбили, уже променять ни на что не сможем!

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах