Примерное время чтения: 6 минут
55

"За деньги - море по колено"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. Аргументы и факты - Тверь 21/09/2011

Аркадий Плесткин о судоходстве, безопасности и регате

Тверичанин Аркадий Плесткин прошёл под парусом всю Волгу вдоль и поперёк, обогнул сотню речек, озёр и водоёмов. И хотя пенсионер уже девятый десяток разменял, якоря бросать не собирается. В свои 84 года он остаётся самым опытным, авторитетным и неутомимым моряком-путешественником в области.

"Снились родина и парусник"

- Доброго здоровьичка, нынче только его за деньги не купишь, - смеётся Аркадий Фёдорович, приглашая в свою мастерскую. Расположена она прямо в квартире, в самой большой из двух комнат. Всю зиму собственными руками мужчина собирает лодки и катера, чтобы в первый летний день отправиться в плавание и вернуться домой с наступлением осени.

Страсть к воде и особенно к парусникам у Плесткина появилась давно, ещё во времена Великой Отечественной. Четырнадцатилетним пацаном немцы угнали его в Германию батрачить на кораблестроительном заводе. С тех самых пор большие суда Аркадий Фёдорович на дух не переносит, зато небольшие парусники - его страсть!

- В Германии я впервые увидел спортивную парусную лодку. Немец, управлявший парусником, ловко выписывал повороты, ловил попутный ветер и мчался во весь дух. В тех серых, тяжёлых лагерных буднях это белоснежное пятно было словно глоток свободы, запала эта красота в душу на всю жизнь. Ночами мне снились родители, родина и парусник. Мечтал: если выживу, обязательно куплю себе такой.

Через три года плена наконец-то объявили: Победа. Аркадия освободили и направили служить в Тверь. Тут, в Верхневолжье, сплошь усеянном реками и озёрами, и обосновался будущий морской волк. Мысль о белых парусах не покидала его ни на минуту, но первый свой "боевой корабль" он не купил, а собрал. Друг Аркадия был отличным лодочным мастером, и под его руководством Плесткин смастерил свою первую лодку.

- Она поплыла! Какая это была радость! Наконец я мог, как тот немец, обуздать волны. Вот тогда пришло понимание, что парусники - это не просто увлечение, это любовь на всю жизнь.

"У матросов поджилки трясутся"

Правда, через пару месяцев первая в жизни самоделка развалилась. Но после неё появилась и вторая, и третья. Сейчас на счету мастера их около двадцати. И все собраны идеально, без малейшего недочёта, по чертежам из журналов. Аркадий ни разу не уходил в плавание на чужом судне, только на своём.

- Мне больше радости доставляет на своих парусниках ходить: тут уж точно уверен в безопасности. У нас очень много отличных мастеров, которыми я восхищаюсь. Но, увы, и жуликов полно. Взять, к примеру, "Булгарию". Большое, серьёзное судно, а утонуло. Горький пример человеческой жадности. Капитан уж точно знал, на чём он плавает. Вот только желание заработать здравый смысл победило. Если честно, у нас не одна "Булгария" на ладан дышала. Я много путешествовал, такого насмотрелся! Половина совковых суден не знали хорошего мастера десятки лет. Даже у матросов поджилки трясутся! Поэтому настоящий капитан ни за какие деньги не выйдет в плавание на аварийном транспорте. Только мало их, настоящих. Сейчас готовь кошелёк, будет тебе и море по колено.

Помнит Аркадий Фёдорович ещё те времена, когда в деревнях каждый уважающий себя мужик лодку имел - до некоторых мест можно было добраться только на ней. Да и мелкие речки и озёра были тогда полноводными, по ним ходили яхты и катера. Сейчас озерца обмелели, а народ пересел на автомобили.

- Помню, чистили устье речек, платины строили, а потом вдруг не нужно никому это стало. Речки заросли и обмелели. Теперь в Твери несколько прогулочных пароходов ходят, катают народ за деньги по одному и тому же маршруту. Автомобили и поезда своей скоростью вытеснили суда. Проще залить в бак бензина и сделать дополнительный крюк, нежели содержать яхту. Мало того, ещё и кучу документов оформить надо. Честным, но бедным бумажная волокита кислород полностью перекрывает: потратишь больше, чем заработаешь. А богатым, но дилетантам-коммерсантам чиновничьи препоны только на руку: заплатил - и плыви себе на все четыре стороны.

"Из-за регаты спать не мог"

Переживает пенсионер не только за культуру плавания, а вернее - её отсутствие, но и за парусный спорт в Твери. Когда в этом году отменили регату - не поверил, думал, пошутили власти. Оказалось - правда.

- Я спать спокойно не мог. Это как же можно было лицо Верхневолжья так уронить? Друзья звонили, тоже в недоумении. Мне горько и обидно, что так произошло. Слышал, отменили её как "туризм не развивающую". Хотел бы я посмотреть на того умника, который такую формулировку выдумал. Туризм речной у нас до регаты на последнем издыхании был, а регата в него жизнь вдохнула, народу собиралось видимо-невидимо. Наконец у нас начали хоть как-то парусный спорт развивать, особенно детско-юношеский. Ребята записывались в секции, было закуплено много лодок-парусников для тренировок. Правда, сейчас их даже ставить некуда, надо решать вопрос с помещением. Надеюсь, чиновники наши одумаются, ведь всё уже на рельсы поставлено, знай только толкай тележку в правильном направлении.

Если бы не возраст, Плесткин и сам бы за дело взялся. Его опыта и знания хватило бы, чтобы и ребят обучать, и "тележку" толкать туда, куда надо. Да только времени не так много осталось, переживает мастер. Но, как истинный моряк, шлюпку свою он не покинет до последнего. Мы вам желаем, Аркадий Фёдорович, долгих лет, полных парусов и семь футов под килем!

Досье

Аркадий Плесткин родился в 1927 году в Ленинградской области. Во время Великой Отечественной войны был угнан в плен и проработал 3 года на кораблестроительном заводе в Германии. В 1947 году переехал в Тверь. Всю жизнь проработал электриком. Собственными руками собрал более 20 парусников и катеров. Вдовец.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах