aif.ru counter
25.05.2011 00:00
35

Жизнь под парусами

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21. Аргументы и факты - Тверь 25/05/2011

Уже полвека капитан Владимир Абросов покоряет моря и реки

Как только с Волги сходит лёд, капитан Абросов спешит подготовить яхту к очередному сезону. Уже полвека он не расстаётся с парусами и при каждом удобном случае уходит в большое плавание. Балтика, Онежское озеро, Белое море -те немногие места, куда доходил Владимир на парусах.

Яхта - это страсть

Будучи мальчишкой, Владимир, гуляя по Старому волжскому мосту, увидел такую картину, что дар речи потерял: под белоснежными парусами, рассекая водную гладь, шла по течению яхта. Зрелище запало в душу так, что парусники для Абросова стали страстью всей его жизни. Сначала это были небольшие судна, на которых будущий капитан не только катался для души, но и участвовал в соревнованиях. Ну а потом, во времена дефолта, посчастливилось морскому волку выкупить яхту покрупнее в личное пользование.

- В то время состояние экономики было настолько плачевным, что за сумму, которая была у меня на руках, мне предлагали двухпалубный пассажирский пароход и даже самолёт ИЛ-76. Но я выбрал яхту и ни разу об этом не пожалел.

Кто-то называет яхты в честь возлюбленных, а у Абросова на это свой взгляд. Судно своё он назвал "Поиск", впрочем, для него это слово скорее кредо жизни.

Яхта со своим капитаном прошла не одну сотню тысяч километров, вместе с экипажем куда только они ни заплывали.

- Больше всего люблю поездки на Онежское озеро или на Белое море, - признается капитан. - Завораживают меня тамошние виды. Красиво, спокойно, для души наслаждение. Во времена молодости ходили мы наобум. Хорошую карту достать было сложно, брали что есть. Тяжело, но зато как захватывает. Сейчас уже тебе и навигация, и датчики всякие. А я до сих пор скорость яхты могу на глаз определить.

Иногда родные говорят: ну чего тебе не сидится на месте, уже на пенсию вышел, пора и честь знать. А я и сам не знаю, чего меня тянет. Живу я так. Был у меня один знакомый, пытался яхтенным спортом заниматься. И в конце концов выдал такую фразу: умный не станет, а глупый не сможет... Видимо, я где-то посередине, - смеётся Абросов.

Лодырей - за борт

В путешествие Владимир уходит не один, а с командой. На борт старается брать людей надёжных, дисциплинированных и трудолюбивых. Не каждый человек подходит для того, чтобы пойти в многодневное открытое плавание.

- Настоящая сущность людей проявляется на третий день нахождения на яхте, - говорит Абросов. - Бывает, человек весь из себя положительный, а возьмёшь его в плавание, и только рот открываешь от удивления - как, оказывается, люди хорошо под масками скрываются! У нас на яхте маскараду не место, тут вещи серьёзные происходят. Здесь каждый работает на команду, и от этой работы зависят жизни. Как раз тот случай, когда "я" - последняя буква в алфавите. Если кто-то из экипажа ведёт себя неподобающим образом, нарушает порядок, употребляет спиртное и на замечания не реагирует, причаливаю к берегу и высаживаю. Не могут на воде, пусть ходят пешком.

Чтобы стать членом экипажа, надо пройти ритуал посвящения. Капитан на ухо говорит новое имя, которое ты держишь в тайне, и потом в неожиданный для тебя момент тебя выкидывают за борт. И пока ты там барахтаешься, капитан читает специальную молитву.

У яхтсменов есть много суеверий и примет. Так, например, если чайка садится на воду - к хорошему плаванию, а если по песку ходит - к неудаче. На борту никогда не чокаются. Вот уже на протяжении долгих лет, если кто чокнется, то обязательно потеряет мачту. Кстати, существует поверье: с какой стороны эту самую мачту потереть водкой - оттуда ветер и подует. А ещё есть одно место, которое очень не любят наши моряки, - это Рыбинское водохранилище. С чудесами, которые там происходят, не раз сталкивался и Абросов.

- В 12 часов ночи начинает бушевать сильный ветер, причём происходит это всегда. Некоторые говорят, что виной всему целая деревня, затопленная при строительстве водохранилища. Ребята, кто нырял там, как-то наткнулись даже на кладбище.

Как ни странно, но к главному суеверию моряков - женщина на корабле к беде - яхтсмены не прислушиваются. Всё больше им нравится переиначивать фразу: женщина на корабле - к еде! Дам на судно берут с удовольствием, те заведуют хозяйственной частью: готовят на камбузе еду, убирают, моют посуду.

Свадьбы на палубе

Когда находишься в открытом море, проще всего начать чудить. Казалось бы, кто тебя остановит? Закон остался там, на берегу. Но не тут-то было. На борту яхты капитан и есть закон. Провинившегося члена экипажа он вправе арестовать, а по прибытии на берег отвести в полицию. Ну а если члены команды решат пожениться, капитан без труда осуществит бракосочетание.

- У нас есть судовой журнал, в котором можно расписать молодоженов. Когда причалим на берег, с этим документом пара отправится в загс и там им быстренько поставят штамп в паспорте.

Звание главного на корабле при всех полномочиях несёт серьёзную ответственность. Если что-то случилось в пути, то виноват капитан. А если судно начнёт тонуть, то обязанность главного - спасти всех, даже ценой собственной жизни.

- Чтобы стать капитаном, надо проплыть не одну тысячу километров, пройти специально созданную комиссию, и только тогда тебе выпадет честь быть главным на судне. Случайные люди в парусный спорт не приходят, а если и приходят, то надолго не остаются. Мне вот повезло - я полвека уже занимаюсь любимым делом. И радует, что много наших тверских ребят начинают к парусному спорту проявлять интерес. В яхт-клубе "Афанасий Никитин", где я состою, занимается много детей разного возраста, а областные власти недавно нам подарили новые тренировочные судна. Так что пока силы есть, плавать буду на "Поиске" в поисках приключений. А если кто хочет, милости прошу на борт!

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество