Примерное время чтения: 5 минут
121

Космические первопроходцы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. Аргументы и факты - Тверь 06/04/2011

бок о бок работали с нашим земляком Валентином Сергеевичем

Тверичанин Валентин Сергеевич по долгу службы общался с Юрием Гагариным, Георгием Гречко, а с Виталием Севастьяновым и вовсе дружил. В преддверии 50-летия первого полёта в космос Валентин Николаевич поделился с читателями воспоминаниями о том, какими они были, первые покорители космоса.

Эффект Гагарина-Гленна

В далёком 1963-м молодой Сергеевич был научным сотрудником НИИ-2 и много времени проводил в Центре подготовки космонавтов бок о бок с известными покорителями космоса. Валентин Николаевич оказался в эпицентре научных открытий, которые позже вошли в историю. Так, например, произошло с эффектом Гленна, который мог бы носить совсем иное название.

- После Гагарина и Титова космический полёт совершил американский астронавт Джон Гленн, который впервые заметил из иллюминатора светящиеся частицы в космосе, - рассказывает Сергеевич. - Их назвали "Эффектом Гленна". У нас появилось опасение, что эти частицы могут стать помехами спутникам, поэтому было решено дать задание экипажу космического корабля "Восход" изучить явление. Но наблюдать за эффектом с американским названием кому-то из командования показалось непатриотичным. Гагарин ведь был первый, кто отправился в космос, и наверняка он тоже видел эти мерцания. Поэтому решили назвать это явление эффектом Гагарина-Гленна. И вот я с бумагами отправился к Юрию Гагарину, чтобы тот засвидетельствовал сей факт. Гагарин же рассмеялся: "Да не видел я ничего подобного, иллюминатор у меня был маленький!" И разом вычеркнул своё имя из "открывателей". Тогда я впервые узнал, насколько скромным, без капли тщеславия, может быть такой непростой человек.

О скромности ходили легенды

О скромности Юрия Гагарина вообще ходили легенды. Он никогда не пользовался своим авторитетом и громким именем. Большинство товарищей и старших по званию называли Гагарина просто Юра. Валентин Николаевич частенько вспоминает, как жили герои, покорившие космос. Они не купались в роскоши, не ездили на дорогих машинах, а за продуктами шли в маленький магазинчик в Центре подготовки космонавтов.

- В этот магазин ходили мы, научные сотрудники, там же делали покупки и Валя Гагарина, и Терешкова. Гагарин очень сокрушался, что не может жить как обычный советский человек. Не раз жаловался: "Даже в детский мир дочке за подарками съездить не могу, люди узнают, обступают, неудобно очень". Простой и трудолюбивой была и первая женщина-космонавт Валя Терешкова. Когда Терешкова вышла замуж за Андриана Николаева и у них родилась дочь, семья жила в малюсенькой квартирке. Даже гостей негде было рассадить. Государство всё-таки пошло навстречу семейной паре и выделило рядышком с их квартирой ещё одну - двухкомнатную. Николаев прорубил в стене проход, и так из "двушки" их жильё превратилось в четырехкомнатные "апартаменты". Я часто останавливался у одного знакомого инструктора, который жил напротив Валентины, и каждый раз, выходя на балкон, он кричал: "Гляди, опять Терешкова пелёнки развешивает!"

Муха - космонавт

Космонавты, даже самые именитые, не страдали звёздной болезнью и были не прочь пошутить. Например, Виталий Севастьянов, с которым у Сергеевича сложились дружеские отношения, был тот ещё весельчак и часто развлекал Центр управления полётами. Мало кто знает, что вместе с ним путешествие в открытый космос совершила... муха. А дело было так. В одном из полётов Севастьянова медики решили провести эксперимент. Вместе с космонавтами они поместили на борт мух-дрозофил, чтобы отследить генетические изменения, вызванные нахождением в космосе. Дрозофилы из-за своего короткого жизненного цикла позволяли это сделать.

- Но в космосе мухи передохли, непонятно от чего. Осталась лишь одна дрозофила. Ребята назвали её Нюшка, - смеётся Валентин Николаевич. - Она стала любимицей экипажа. Муха долго летала и поражала всех своей живучестью. Но в конце концов и она окочурилась. Космонавты устроили Нюшке пышные похороны, репортаж о которых передавался по радиосвязи в Центр управления полётами. Когда вернулись на землю, муха вдруг ожила. Оказалось, что на орбите она впала в анабиоз. Вдобавок выяснилось, что не Нюшка это была вовсе, а Нюш. Вот так на просторах космоса побывала и вернулась живой муха-астронавт.

А ещё Сергеевич помнит забавную историю, которую бурно обсуждал один из отделов Центра подготовки космонавтов. Однажды Гагарин отправился на Кубу, где встречался с местной молодёжью, и там его окружили охотники за автографами. Одна юная кубинка, расстегнув блузку, потребовала, чтобы Юрий расписался прямо у неё на груди. А уж расписался или нет - об этом история умалчивает.

Были у космонавтов и далеко не весёлые моменты, о которых старались не говорить. Например, как после месяца нахождения в космическом корабле ноги буквально отказывались ходить по земле.

- В своём первом полёте Гречко так увлёкся наблюдениями оптических явлений в атмосфере, что перестал заниматься физкультурой. Мышцы на ногах сильно ослабли, и по возвращении астронавт еле передвигался.

Умалчивали и о сильных перегрузках во время прохождения центрифуги. Но космонавты осознанно шли на любой риск - настолько велика была вера в важность их миссии. И сейчас, видя, как развивается космическое дело, как появляются новые спутники, мы с благодарностью вспоминаем тех "первых", без которых это было бы невозможно!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах