Примерное время чтения: 6 минут
69

К прогрессу - с божьей помощью

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. Аргументы и факты - Тверь 02/03/2011

Матушка Ольга взялась возродить тверскую глубинку

До села Труженик Максатихинского района даже на "уазике" добраться было непросто: извилистую дорогу занесло снегом. Но оно того стоило. Ведь венцом путешествия был удивительный Николо-Теребенский монастырь. Интересен он не только своей историей, но и нынешней настоятельницей - матушкой Ольгой, которая в одиночку решила возродить сельское хозяйство и спасти русскую глубинку от пьянства и вымирания.

"Быть тебе игуменьей"

- Места у нас красивые, вот, посмотрите, - добродушно улыбаясь, матушка достаёт свой новенький ноутбук и начинает открывать один за другим файл с фотографиями. - Нынче время такое, надо в ногу с миром идти, позволить себе только молиться и больше ничего не делать - большая роскошь для монаха, - смеётся женщина, приметив мой удивлённый взгляд.

А как не удивиться при виде такого контраста: полуразрушенный старинный монастырь, большая белёная печка в келье, стопка дров, кочерга в золе, а рядышком - чудо современной техники - двухъядерный ноутбук.

Однако ещё более удивительна история жизни самой матушки Ольги. В миру её звали Татьяной, женщина она была обеспеченная и уважаемая. Работала аудитором, имела хороший достаток и частенько путешествовала по заграницам. Дожив до 52 лет, Татьяна совершила несколько паломничеств и решила посвятить свою жизнь Богу: приняла монашеский постриг, получила новое имя Ольга, а через некоторое время была направлена в Николо-Теребенский монастырь настоятельницей. Так, совершенно одна, с божьей помощью, матушка должна была поднимать некогда разрушенное войной и революцией место.

- Если бы пять лет назад кто-то сказал, что деревня да запах коровника станет мне милее любимых французских духов, которыми я всю жизнь пользовалась, покатилась бы со смеху! - говорит настоятельница. - В Бога я всегда веровала, но то, что стану матушкой, и во сне не снилось. Разве что, бывало, поспорим с тётей моей на духовную тему, я так ловко мысль заверну, что она только головой покачает и скажет: "Эх, Таня, быть тебе игуменьей". Вот уж, тётка, как в воду глядела.

Кузькины дети

Не ведала тогда матушка Ольга, что станет не просто игуменьей, а настоятельницей и прогрессивным хозяйственником. Что забудет "Шанель" и Варшаву и захочет ферму открыть современную, компьютеризированную, да спасать жителей близлежащих деревень от пьянства. И начнётся всё это с двух коров.

- Подарили мне как-то на годовщину пострига деньги. Батюшки, думаю, да зачем они мне. И тут вдруг из соседнего села предложили купить двух тёлок. Я и согласилась, чем плохо своё молочко иметь? Купила коровок, загнала в сарай, а потом села возле них и чуть ли не плачу. Бурёнки дородные, хорошие, вот только доить-то я не умею, городская всё-таки. К счастью, гостила у нас в монастыре женщина, она и показала, как коровок доить. Пришлось самой управляться с животными. Начала читать литературу, спрашивать старожилов, что да как. Хорошо, что добрые люди нашлись, помогали.

У местных жителей на тот момент тоже коровы были, паслись они через речку от матушкиных. Сельчане животину свою собирались на мясо сдать. Чтобы спасти деревенских коров от бойни, матушка Ольга прикупила бычка по имени Кузьма. Местным предложила его для вязки, но те решили твёрдо: коровы нам больше не нужны, сдадим на убой. И быть бы посему, если бы не Кузя. Переплыл он через речку и покрыл всех сельских тёлочек. Хозяевам стало жалко беременных тёлок, решили оставить. Так вот монастырский бык спас не один десяток коров. А про Кузькиных детей до сих пор байки травят.

"Хай-тэк" ферма

С тех пор прошло около четырёх лет, благодаря Кузьме монастырская ферма разрослась. В ней уже 11 коров, больше полсотни кур, лошадь, был даже осёл - местная достопримечательность, возили на нём дрова. Недавно нашёлся меценат, который помог монастырю вернуть некогда отошедшие колхозу 640 гектаров земли. Теперь на этой территории монахини выращивают картошку, капусту, свеклу, редьку и другие овощи. Есть свои парники.

Сейчас в мыслях у настоятельницы расширить хозяйство, построить ферму как минимум на 200 голов. Но не обычную, а суперсовременную, на западный манер. Чтобы посмотреть на такую и перенять опыт, игуменья недавно съездила в Лапландию.

- Условия там схожи с нашими, также морозно, - рассказывает матушка. - Когда приехала к фермерам, поразилась, насколько у них всё отлажено. Запаха неприятного нет, коровки все чистенькие и дают по 50 литров молока. Каждый клочок земли используется, возделывается и приносит пользу. Земля у них не пустует, как в наших глубинках. Очень горько осознавать, что, имея такие угодья, мы не может возродить сельское хозяйство. В Лапландии удивились, когда узнали, что мы наших коров сеном кормим. Там сено очень дороге, мало кто может себе позволить, поэтому коровам дают специальные корма.

В планах сыродельня и пекарня

Кроме фермы, собирается игуменья возродить в монастыре и сыроварню. Ведь Николо-Теребенский монастырь испокон веков славился своими сырами. За них в 1857 году на ярмарке в Париже даже получили золотые медали.

- Сыродельня - моя мечта. Хочу, чтобы тоже была на современный лад построена. А ещё надеюсь пекарню открыть небольшую. Хлеб должен быть свой. Собираюсь также заняться производством восковых свечей.

Идей у матушки много, и силы на их воплощение тоже есть, и это несмотря на то, что четыре года назад попала она под колёса фуры, едва выжила и теперь с трудом передвигается. Но хозяйство своё она бросать не собирается, ведь делает всё это не для себя, а для деревенских жителей. Они на доброту отвечают тем же. Некоторые, зная, как тяжело монастырским справляться по хозяйству, иду пешком пять километров, чтобы помочь. Денег за работу не берут. Им достаточно доброго слова да наваристых щей. Таких вкусных, как в монастыре, во всей округе не сыщешь.

- Если наладить производство да ферму открыть, то местные смогут работать, а не пьянствовать, иметь достойную зарплату и жить по-человечески, трудясь на земле. Хочу, чтобы у каждого была своя машина, дом, и обязательно джакузи, - смеётся игуменья. Вот тогда-то я буду счастлива!

Досье

Матушка Ольга, в миру Татьяна Назмитудинова. По профессии - бухгалтер-аудитор. 8 лет назад приняла постриг. В 2004 году назначена настоятельницей Николо-Теребенского монастыря.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах