aif.ru counter
25

Артерии жизни - это дороги

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. Аргументы и факты - Тверь 30/06/2010

Тромбы на них - это ямы и ухабы, а плохими лекарями становятся нерадивые подрядчики

Дороги, которые вечно "гуляют", ямы и ухабы... Как это надоело нам всем, живущим в этой стране! Кажется, что нашей "дорожной беде" не видно конца и края; недаром фраза Николая Гоголя "В России две беды: дороги и дураки" стала крылатой ещё в прошлом столетии.

Почему так сложилось, и реально ли что-то исправить? "АиФ в Твери" начинает серию журналистских расследований, посвящённых проблемам дорог и транспортных маршрутов. Наш корреспондент разбирался, почему мы не смогли сохранить дорожную сеть в нормальном, приемлемом состоянии, и вот что из этого получилось.

Виновато... советское рвение?

Масштабное строительство дорог развернулось в Тверской области в 60 - 80-е годы. Может, поэтому люди старшего поколения вспоминают "застой" как великое благо? Дороги-то строились, не то, что в "лихие" 90-е! Правда, народ уже основательно подзабыл, что большие пространства усиленно асфальтировали, потому что до этого дорог было так мало, что добраться до сотен населённых пунктов было весьма и весьма проблематично.

И теперь, наряду с гордостью за развитую дорожную сеть, мы пожинаем "горькие плоды" такого размаха. Тверской регион имеет самую протяжённую дорожную сеть в Центральном федеральном округе (15 337 км). В подавляющем большинстве других областей дорог в 2 раза меньше, а то и в 3-5 раз! Содержание такого количества дорог требует столько денег, что их постоянно катастрофически не хватает. Это ж сколько обочин надо укрепить, мелких недостатков устранить, кустарников вдоль дорог вырубить! Сегодня на статью "содержание дорог" в Верхневолжье выделяется 800 - 900 млн руб. в год. Цифра грандиозная, но, если пересчитать её на километры, то арифметика получается вовсе не утешительная: 58600 руб. на километр в год, или 4 800 руб. на километр в месяц. Это очень мало! При нынешних ценах на такие деньги можно отремонтировать примерно по 10 метров из каждого километра дороги. Но отнюдь не тысячу!

С ремонтами вообще вышла особая печальная история. Оказалось, что все эти годы, лет 30 - 40, дороги ремонтировались лишь на 10 - 15% от потребности, а межремонтные сроки постоянно нарушались. И вот теперь мы имеем повреждения, накопленные, как снежный ком, исправить которые в одночасье невозможно никакими ни силами, ни средствами. "А теперь-то межремонтные сроки соблюдаются?" - такой вопрос вызвал у дорожников только горькую усмешку. "Всё это бесполезно, - ответил Церен Церенов, начальник Департамента транспорта и связи Тверской области. - Когда всё настолько запущено, нам остаётся поддерживать дороги не в хорошем, а в проезжем состоянии: за счёт постоянной подсыпки грунта, ямочного ремонта. Если бы дороги береглись с самого начала, то сейчас денег хватало бы на нормальные ремонты отдельных участков, как это и должно быть. А мы вынуждены распределять выделенные средства на все 15 тысяч км дорог. И по сути локальный по ГОСТу ямочный ремонт стал повсеместным, то есть вместо того, чтобы обувь отремонтировать, мы её начищаем гуталином".

Болезнь проворонили. Как теперь лечить?

С дорогами получилась такая же ситуация, что и, например, с экологией. Сначала не берегли, загрязняли реки и воздух, а теперь одумались, да поправить содеянное уже крайне сложно. Взять хотя бы ситуацию с большегрузным транспортом, который десятки лет курсирует по нашей области. Что стоило взять его под контроль с самого начала? Разве не знали, что сорок лет назад дороги строились с расчетной нагрузкой не более 8 тонн? Но этим вопросом никто не занимался, и по нашим дорогам благополучно ездили машины 60 тонн весом. Общий износ, да ещё и такие громадные перегрузки, придали процессу разрушения стремительный характер.

Первый передвижной пункт весового контроля, на котором определяется вес большегрузных машин, в Тверской области заработал только в апреле этого года, и перевозчики стали, наконец, доплачивать за провоз груза, превышающего норму. Обманул - рискуешь заплатить штраф вплоть до 500 тыс. рублей. Но пока доходы от этого более чем скромные: 400-500 тыс. руб. в месяц.

Когда вводились сезонные ограничения на проезд большегрузов, поступления сразу выросли до 13 млн рублей. На вопрос, почему бы ограничения не сделать постоянными, а средства от них не направить на восстановление разрушенных дорог, начальник управления дорожного хозяйства Департамента транспорта и связи Тверской области Андрей Рассказов ответил так: "Собранные в этом случае 130 - 150 млн руб. - это мизер для нас, а проблем с такими ограничениями может быть очень много. В конечном счёте, свои расходы перевозчики переложат на потребителей, а значит, вырастут цены на товары и услуги". В общем, опять дороги оказались в загоне: на налоги, значит, отчислять бизнесу надо, на пенсии - надо, а дорожная отрасль как-нибудь обойдётся...

Ещё один важный вопрос: а кто у нас вообще отвечает за сохранение дорог, иногда и вовсе не имеет ответа. Десятки километров дорог в регионе не числятся ни на чьём балансе, а значит, следить за их состоянием... никто не должен. Как тут не вспомнить: "всё вокруг колхозное, всё вокруг моё". Только вот "колхозное" нынче превратилось в "бесхозное", и лишь недавно была разработана методика, как такие дороги включать в перечень объектов, за которые отвечает конкретное муниципальное образование.

Слово "отвечает" здесь - ключевое, потому что на самом деле брать на себя ответственность за такую провальную и хлопотную сферу, как сохранение дорог и мостов, никому не хочется. Вот недавно: два моста в регионе обрушились, а отвечать некому! Покуда будет так, нас не спасёт никакое финансирование (хотя оно, в любом случае, должно быть больше).

Да ладно ещё горе-подрядчики или местные власти, а то ведь даже крупные компании - нефтяные и атомные - дорогу разрушат, а исправлять не хотят! В Андреапольском, Бельском, Нелидовском и Западнодвинском районах настоящей бедой стало прошлогоднее строительство Балтийской трубопроводной системы (БТС-2), а в Удомельском и Бологовском - западной эвакуационной автодороги Калининской АЭС. Ни нефтяники, ни атомщики о жителях Тверской глубинки не позаботились, и их, похоже, нисколько не волновало, что из-за их бурной деятельности в населённые пункты не могли попасть ни скорая помощь, ни пожарные машины, ни школьные автобусы. Если могущественные компании, бизнесмены, которые занимаются грузоперевозками, да и население в целом будут так и дальше относится к сохранению дорожной сети, то страшно представить, с чем же мы в итоге останемся.

И все расходы - на наши плечи

Удивляет и то, что с экранов телевизоров нам всё время говорят о модернизации страны, о важности развития социальных отраслей, таких как образование и здравоохранение. Но что может развиваться в стране, где дороги покрыты ямами, а вопросы их ремонта и сохранения полностью отданы регионам и муниципалитетам? Ведь проблема-то не только тверская, дороги запущены практически по всей России! Почему бы на их восстановление не направить в регионы такие же колоссальные суммы, как, к примеру, на капитальный ремонт многоквартирных домов? Неужели ждать, что всё решится само собой, или уповать на то, что региональные бюджеты "потянут" решение этой масштабной и сложнейшей проблемы? Пока всё обстоит именно так.

Раньше федеральный бюджет хоть что-то нам выделял на дорожную отрасль. Хотя из 1,8 млрд рублей, израсходованных в прошлом году, 1,5 млрд были нашими, региональными. А теперь вообще все расходы легли на плечи региона. И взять столько денег, сколько нужно на реальное приведение всех дорог в порядок, просто неоткуда. Да, в 2010 году областной бюджет выделил на ремонт и содержание дорог на 600 млн. рублей больше, но, исходя из реальных потребностей, это капля в море. Не спасает и высокая собираемость транспортного налога - около 90%, потому что область и так уже ежегодно выделяет на дороги в 4 раза больше средств, чем собирается налога. Ведь Верхневожье - это не Москва или Московская область, где ездят миллионы крутых иномарок, с которых собирают по 30 - 50 тыс. рублей!

"В регионе практически полностью разрушены свыше 1080 км дорог с асфальтобетонным покрытием, и ориентировочная стоимость их восстановления составляет 4,4 млрд руб., - сообщил Анатолий Цуканов, директор ГУ "Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области". - Ещё 2,3 млрд руб. нужно для восстановления гравийных автодорог. Эффект будет, только если эти средства вложить разом, так как с каждым годом разрушения нарастают". Выходит, у нас есть два варианта: ждать, когда наш регион станет так сказочно богат, что мы действительно своими силами отремонтируем все дороги. А пока этого не произошло, решено использовать второй вариант: рационально распределить имеющиеся в наличии скудные средства и жестко следить за качеством ремонта.

Впрочем, второй вариант не так уж и плох. Ведь, если не сделать дорожную отрасль прозрачной, не поставить ремонты под личную, персональную ответственность чиновников и подрядчиков, не наладить систему, при которой любой гражданин может сфотографировать, как асфальт кидается в лужи, и прислать эту фотографию в департамент транспорта и связи, да так, чтобы на этот факт обязаны были отреагировать, не имеет большого смысла и деньги тратить. Глядишь, наладим систему, а потом, когда средств станет больше, расходоваться они начнут гораздо эффективнее.

Наши дороги станут не хуже московских?

С этого года в регионе воплощается принципиально новая идея: мы впервые отказались от строительства новых дорог ради сохранения существующих. Да, конечно, иметь замечательную асфальтовую дорогу к родной деревне мечтают все сельские жители. Но правда жизни такова, что строить и дальше дороги к каждому, даже самому маленькому селу, не представляется возможным. Решено каждый год делать новые дороги максимум для четырёх населённых пунктов, где проживают не менее 50 человек, и на этом остановиться. За счёт нового подхода к расходованию средств в этом году на ремонт дорог направят 800 млн. рублей, а не 233 млн. рублей, как это было в 2009 году. А значит, мы сможем отремонтировать не 10 км региональных дорог, а более 100 км. Причём основные силы и средства будут сосредоточены на опорной сети, то есть дорогах, связывающих Тверь с районными центрами и райцентры между собой. Они важнее.

С каждым годом на ремонт опорной сети планируется выделять всё больше и больше средств, чтобы за пять лет отремонтировать все важнейшие дороги, то есть более 1000 км наших главных дорог будут не хуже московских. А обрастут ли отремонтированные дороги привычными "заплатками", или всё-таки у нас есть шанс научиться беречь то, что сделано, мы попытаемся разобраться в нашей следующей публикации, посвящённой дорожной отрасли. О том, как теперь будут контролироваться подрядчики и за что конкретно будут отвечать муниципалитеты, читайте в ближайших номерах "АиФ в Твери".

Уважаемые читатели! Ждём ваших мнений о публикации и пожеланий по адресу: 17008, Тверь, ул. Озёрная, 11а, тел.: (4822) 33-92-80.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах