Примерное время чтения: 7 минут
78

Пациент всегда прав,

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. Аргументы и факты - Тверь 27/05/2009

если он знает свои права

В редакцию "АиФ в Твери" продолжают поступать вопросы читателей, касающиеся качества медицинского обслуживания в государственных и муниципальных поликлиниках и больницах. Мы отвечали на них в NN 13, 14, 17, 18 ("В борьбе за лечение можно и здоровье потерять") и N 20 ("Дороже здоровья только лечение, если не знать свои права").

На ваши звонки и письма отвечает начальник отдела защиты прав застрахованных тверского филиала медицинской страховой компании "Макс-М" Владимир Макаров. Именно в этой компании застраховано около 65 % населения нашего региона.

Сначала лечение, потом - договор

- При приёме в стационар меня попросили подписать договор, в котором содержался длинный текст. Мне было очень плохо, и я подписал, не читая, - лишь бы начать лечиться. Разве можно давать документы на подпись людям с высокой температурой или болями?

М. Князев, Тверь

- Описанный случай - грубейшее нарушение прав пациента. В первую очередь вам обязаны оказать экстренную медицинскую помощь, а уж потом, возможно, предложить подписать какие-либо документы. В Территориальной программе государственных гарантий оказания медицинской помощи гражданам РФ, проживающим на территории Тверской области, определено, что показаниями для экстренной помощи являются острые и внезапные ухудшения в состоянии здоровья, а именно, высокая температура (38 градусов и выше), острые и внезапные боли любой локализации, судороги, нарушения сердечного ритма, кровотечения, отравления, травмы и некоторые другие состояния.

Договор с медицинским учреждением - это юридический документ, и при его подписании стороны должны быть дееспособными, то есть полностью отдавать себе отчёт в своих действиях. В противном случае договор признаётся ничтожным. Состояние пациента при поступлении в стационар описывается в истории болезни, и впоследствии эти записи могут послужить основанием для признания договора недействительным, если возникнет такая необходимость.

Стоять ли в очереди?

- На нашем участке в детской поликлинике всегда большая очередь. Ждать приёма иногда приходится два часа! При этом на соседнем участке народа обычно нет. Существуют ли нормы ожидания приёма и почему пациенты по участкам распределяются так неравномерно?

М. Нечаева, Тверь

- В Территориальной программе государственных гарантий оказания медицинской помощи гражданам РФ, проживающим на территории Тверской области, вступившей в силу с 1 января 2009 года, впервые определена норма ожидания приёма пациентами, пришедшими к врачу в назначенное время по предварительной записи, и равна она 15 минутам. Если вы ждёте доктора дольше, это считается нарушением со стороны медицинского учреждения (за исключением случаев, когда врач участвует в оказании экстренной помощи другому больному).

Нормы ожидания приёма для пациентов, пришедших к врачу без предварительной записи, не определены, поэтому длинные очереди, к сожалению, существуют. Чаще всего они являются следствием плохой организации работы медицинского учреждения. Если вам жаль тратить время на очередь, вы можете обратиться к заведующему поликлиникой с просьбой, чтобы вас побыстрее принял другой врач.

Полис для уволенных

- Меня сократили с работы, и сразу отобрали полис ОМС. Не успев трудоустроиться, я заболел. Без полиса не приняли в поликлинике, пришлось идти к платному врачу. Почему бы не забирать у человека полис хотя бы через месяц после увольнения, чтобы он успел найти новую работу или встать на учёт в службе занятости?

П. Смирнов, Тверь

- Увольняясь с работы, сотрудник действительно обязан сдать свой полис обязательного медицинского страхования работодателю. Однако это не значит, что он не будет иметь право на бесплатную, качественную и своевременную медицинскую помощь. После увольнения, не медля, следует обратиться в нашу страховую компанию по адресу: пр-т Чайковского, дом 28/2, тел. 43-36-30 (тел. консультативно-диспетчерского центра 8-800-333-7703, круглосуточно, без выходных). Именно "Макс-М" страхует неработающее население Твери, так что мы быстро оформим вам полис.

Если вы заболели, не успев получить полис ОМС, и вам требуется лечение в стационаре, объясните врачам сложившуюся ситуацию. Сам пациент или, по его просьбе, сотрудник лечебного учреждения могут проконсультироваться в нашей страховой компании по выше указанным телефонам. Вам объяснят, как получить бесплатную медицинскую помощь на законном основании.

Лекарства - за счёт пациента

- Если я покупаю в аптеке лекарства, прописанные лечащим врачом, и при этом лечусь амбулаторно, могу ли я вернуть за них деньги?

К. Трубников, Торопец

- В соответствии с Территориальной программой государственных гарантий оказания медицинской помощи гражданам РФ, проживающим на территории Тверской области, приобретение лекарств при амбулаторном лечении осуществляется за счёт средств пациента (за исключением лекарственного обеспечения лиц, имеющих льготы, установленные законодательством, и лекарственного обеспечения экстренной, неотложной медицинской помощи, оказываемой в амбулаторно-поликлинических учреждениях и на дому).

Деньги, потраченные на приобретение лекарств при амбулаторном лечении, не возвращаются.

Врача до вечера ждут

- У ребёнка была высокая температура. Вызвала врача утром, он пришёл в пять часов вечера. Правомерно ли это?

М. Козлова, Тверь

- В Территориальной программе государственных гарантий оказания медицинской помощи гражданам РФ, проживающим на территории Тверской области, сказано, что "медицинская помощь на дому оказывается в день поступления вызова в соответствии с режимом работы амбулаторно-поликлинического учреждения". Время ожидания врача не должно превышать 3 часов при обслуживании детей первого года жизни, а у детей медико-биологического риска вызов должен быть обслужен в течение одного часа с момента поступления. Если ваш ребёнок не относится ни к той, ни к другой категории пациентов, то ваши права не были нарушены.

Сложившаяся ситуация, скорее всего, обусловлена либо нехваткой педиатров в поликлинике, либо плохой организацией работы медицинского учреждения. Со стороны работников регистратуры было бы этично предупредить вас, что врача сегодня придётся ждать долго.

Навещаешь больного? Отпрашивайся!

- Моего отца положили в больницу. Навестить его и отнести передачу можно только в рабочее время, до 18 часов, что очень неудобно. Неужели нельзя продлить часы посещения хотя бы до восьми вечера, ведь стационар работает круглосуточно?

А. Дробинина, Тверь

- Режим работы медицинского учреждения определяется главным врачом и утверждается Департаментом здравоохранения администрации города Твери. Он оформляется в виде приложения к договору на оказание лечебно-профилактической помощи, заключаемому со страховыми компаниями, и зависит от распорядка дня, установленного в медицинском учреждении. Режим работы должен быть доведён до сведения пациентов и их посетителей (как правило, он вывешивается на видном месте).

Если у вас есть конкретные предложения по изменению часов посещения больных, вы можете обратиться к главному врачу медучреждения и написать заявление на его имя. Однако он не обязан идти вам навстречу, а значит, вам придётся подстраиваться под режим работы медицинского учреждения.

Уважаемые читатели! Если у вас есть жалобы на качество медицинского обслуживания или вопросы, связанные с защитой прав пациента, звоните к нам в редакцию по тел. (4822) 33-92-80 или пишите по адресу: 170008, Тверь, ул. Озёрная, 11а, редакция газеты "АиФ в Твери". Мы адресуем их компетентным специалистам и постараемся на них ответить. Вопросы принимаются от жителей Твери и всех районов Верхневолжья!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах