«Это своё, родное». Зачем дачники возрождают под Тверью заброшенные церкви

Вознесенская церковь в деревне Дубровка Бологовского округа. © / Евгений Чайкун "Вконтакте" / Из личного архива

В деревнях Верхневолжья – бум на возрождение церквей. Дачники и местные жители расчищают и обустраивают руины, участвуют в богослужениях на открытом воздухе, делают благотворительные взносы.

   
   

Зачем? Неужели так сложно ездить на службы в города и крупные посёлки? Издание tver.aif.ru искало ответ на этот вопрос.

Здесь служили новомученики

Служила людям верой и правдой, в 1930-е годы была закрыта, постепенно ветшала, теперь находится в плачевном состоянии либо вовсе остались одни руины. Истории большинства деревенских церквей Тверской области похожи.

В некоторых сёлах репрессировали либо расстреляли священников, ныне прославленных Русской православной церковью в лике святых. Например, таковы судьбы диакона из села Матино Кашинского округа Алексия Ильинского, священника из деревни Лосево Кимрского округа Николая Морковина, настоятеля храма деревни Стоянцы Старицкого округа Василия Никольского…

Их помнят и почитают как новомучеников. Так, в Матино на месте разрушенного Никольского храма, где служил Алексий Ильинский, установили Поклонный крест, с молебна возле него этим летом начали День деревни. В Лосево, где жил Николай Морковин, каждый год на лодках по реке Медведице приплывает молодёжь из местного православного клуба. В прошлом году здесь после 90 лет запустения совершили первую литургию в храме Преображения Господня.

Впервые за 88 лет прошло богослужение и в разрушенной Вознесенской церкви деревни Дубровка Бологовского округа. В 1937 году тройка НКВД приговорила к расстрелу её протоиерея Алексия Успенского и старосту прихода Василия Шикалова.

В разрушенной церкви в Дубровке впервые за 88 лет прошло богослужение. Фото: Из личного архива/ Евгений Чайкун "ВКонтакте"

«Храм в очень плохом состоянии. Его восстановление оценивается примерно в 200 млн рублей, и я понимаю, что собрать такую сумму вряд ли возможно. Так что я не хочу даже начинать собирать пожертвования, но хочу попросить вас о другом: помолитесь, дорогие мои, Богу о восстановлении храма Вознесения Господня. Я на личном опыте знаю, что молитва действенна, особенно когда молится много людей», – с такими словами обратился к прихожанам настоятель храма Евгений Чайкун.

   
   

Началась приходская жизнь и на руинах храма Петра и Павла в селе Петровское Калининского округа. Увидеть, сколь величественной была эта церковь, можно на картине Константина Юона «Сельский праздник. Тверская губерния. 1910 г.», хранящейся в Третьяковской галерее. Молебны в Петровском этим летом стали совершать каждую неделю, хотя полное восстановление такого храма потянет разве что олигарх.

Руины храма в селе Петровское Калининского округа. Фото: Тверская епархия

«На службы подтягиваются также жители соседних деревень. Люди проявляют активность: спиливают деревья, выросшие внутри храма, расчищают территорию, убирают мусор. Почему? Церковь, где молились их предки, местные жители воспринимают как нечто своё, родное. Многие в молодости танцевали на дискотеках в клубе, располагавшемся на месте храма святых апостолов. Возможно, теперь стыдно, что вот так жили, – объясняет настоятель храма Евгений Башкеев. – Чтобы богослужения продолжались в холодное время года, мы собираем средства на строительство деревянной церкви возле остатков большого храма.

Где взять деньги? Варианты есть. Например, строит же бизнес у нас турбазы. Если бы построили на один домик меньше, но зато подарили бы людям храм, каким бы хорошим стало такое дело!»

Фрагмент картины К. Юона "Сельский праздник. Тверская губерния. 1910 г." 

Возрождение церквей в данном приходе уже несколько лет также идёт в деревнях Лебедево и Котельниково. В этом помогают местная птицефабрика, благотворительные фонды и, конечно же, сами жители. В октябре 110-летие со дня основания храма Рождества Пресвятой Богородицы в Лебедево отметили несколькими замечательными событиями.

Во-первых, купола и кресты к этой дате удалось вернуть не только храму-юбиляру, но и церкви Казанской иконы Божией Матери в Котельниково. Во-вторых, в культурно-досуговом центре села Рязаново прошёл праздничный концерт. Наконец, буквально накануне праздника кто-то бросил в кружку для пожертвований 100 тысяч рублей, что существенно сократило долг на оплату труда мастеров.

Едут даже из Африки

Интерес к реставрации русских церквей настолько велик, что этим летом в Старицкий округ приезжали даже волонтёры из Африки. Вместе с россиянами они расчищали руины Богоявленского храма деревни Глебово. «Я приехал обучаться в Московском физико-техническом институте, имел очень небольшое представление о русской культуре. Присоединился к реставрационным поездкам, потому что считал, что это прекрасная возможность её изучить», – поделился участник стройотряда русско-китайского культурного центра «Жар-птица» Кевин Эванс из Нигерии.

В прошлом году студенты из Сирии, Египта и Нигерии возрождали церковь Спаса Нерукотворного Образа в селе Орехово Ржевского округа. А потрудиться при ремонте Покровской церкви села Поведь Торжокского района приезжали паломники из города Екатеринодара Краснодарского края. Сто лет назад здесь жили их предки, а интерес к своим родословным сейчас очень высок.

Глядя на то, что у людей при виде руин не опускаются руки, действительно верится в чудо. В рукотворное чудо, которое совершается упорством, терпением и молитвой. Восстановили же из руин Казанский храм 1766 года постройки в деревне Малышково Кимрского округа! Правда, работы здесь длились 16 лет – с 2008 года.

Волонтёры в деревне Глебово. Фото: Тверская епархия

Конечно, мало построить церкви, в них надо ещё и ходить, служить. Но там, где храмы годами возрождают сами прихожане, проблем с этим, похоже, не будет.

Компетентно

Директор центра по сохранению заброшенных церквей «Сельская церковь» Инна Лобачёва:

– Тверская область – лидер по заброшенным сельским храмам, здесь очень много работы. И её драйвером, как ни странно, зачастую становятся дачники. Они едут в провинцию за русской идентичностью и духовной подпиткой, хотят, чтобы в их деревне был батюшка и колокольный звон, и готовы участвовать в этом материально.

Если говорить о храме как о хозяйственном объекте, то перед началом работ всегда уточняют его имущественный статус, а также является ли он объектом культурного наследия (ОКН). Чаще всего у заброшенных храмов право собственности не определено. При его оформлении на ОКН новый собственник получает охранное обязательство, которое обязывает содержать памятник в надлежащем состоянии. Все работы на ОКН (консервационные, противоаварийные, ремонтно-реставрационные) будет необходимо согласовывать с региональным органом охраны объектов культурного наследия.

Стоимость реставрации зависит от состояния памятника, объёма и сложности предстоящих работ. Разработка проекта консервации, с которой зачастую начинается спасение храма, обычно оценивается в 1-2 млн рублей, проект реставрации может стоить и от 10 миллионов. Как правило, проектирование составляет порядка 10-15% от стоимости производства работ.

Таким образом, восстановление церквей  – сложный и дорогостоящий процесс. Но я знаю множество примеров их спасения, когда при этом на селе возрождается духовная жизнь, появляется община, люди искренне и бескорыстно занимаются храмом, молятся и всё складывается наилучшим образом.

В Тверской области такие инициативы и мероприятия активно поддерживает Общественная палата, Тверское отделение ВООПИиК и художественное училище им. Венецианова. Выездные художественные практики и волонтёрские субботники остаются в памяти студентов, помогают им узнать родной край, оценить масштаб и уникальность культурного наследия региона.

Казанский храм в деревне Малышково Кимрского округа восстановлен. Фото: Тверская епархия