Она поразила полмира своей энергией и ошеломляющими результатами, работая в восемь раз больше нормы. Когда-то её не хотели брать ткачихой, но именно она стала лучшей в СССР.
19 сентября ушла из жизни Любовь Ивановна Парфёнова — Герой Соцтруда, почётный гражданин Твери. Её сердце остановилось на 93-м году жизни.
«Раз не признают ткачихой, я ею стану»
Любовь Ивановна родом со Смоленщины, из деревни Чадовицы. На её детство пришлись суровые годы войны. Впрочем, и после войны было несладко. Отец с фронта не вернулся, мать одна растила семерых детей. Жили так скромно, что вместо хлеба ели клевер. Вкус настоящей буханки Любовь Ивановна узнала гораздо позже, когда стала жить в Калинине (сейчас Тверь). Причём здесь она оказалась случайно.
Девушка после окончания школы поехала поступать на ткачиху в текстильное училище в Ярцево, что под Смоленском. Кто бы мог подумать, но там будущую лучшую ткачиху страны не приняли. Мол, слишком маленькая и худая, до станка не дотянется.
В итоге девушка поехала в Калинин, поступила в местное училище, а позже устроилась на фабрику «Пролетарка», но, правда, только в запас. «Тогда я и подумала: раз меня не признают ткачихой, то я ею стану», — рассказывала в своё время Любовь Ивановна.
Она действительно работала сверх нормы: вместо 4 станков умудрялась обслуживать 32! Потом, уже на пенсии, вспоминала, что это было своего рода шахматной партией — прежде чем сделать тот или иной ход, нужно всё просчитать наперёд. Но тогда, по молодости, отдавала всю себя работе. При этом она была замужем и растила двух детей. Откуда были силы, сама не знала. Просто говорила, что хотелось работать на совесть. Да и сама фабрика «Пролетарка», где трудилась ткачиха, была образцовой. Это сейчас все знают ивановский текстиль, а тогда легенды слагали про ткани из Калинина. Местная фабрика поставляла продукцию в 21 страну. Быть ткачихой было престижно. А сейчас нет ни почёта этой профессии, ни самой фабрики. Сегодня в Твери на месте легендарного предприятия — торговый центр. Но это, как говорится, уже другая история.
«Говорили, что русские — дьяволы»
А тогда Любовь Ивановна ткала и ткала. Во время «холодной войны» побывала во многих странах мира, передавая свой опыт. Где-то принимали радушно, где-то — с опаской. Но даже в недоброжелательной обстановке ей не раз удавалось разрядить обстановку. Например, в Англии, куда она приехала с группой «Матери за мир», она сплясала танец под песню «Калинка». Да с таким задором, что после этого к ней подошли англичане и сказали: «Нам говорили, что русские — это дьяволы, а вы такие жизнерадостные».
Показала она мастер-класс и кубинке, сплясав чечётку. После этого женщины стали чуть ли не лучшими подругами и ещё долго переписывались. Она видела Фиделя Кастро, общалась с Юрием Гагариным, вместе с Валентиной Терешковой решала вопросы материнства и детства...
«Жена, мать, работница... Как это всё совмещается в одном человеке?!» — удивлялся в своё время посол Чехословакии. А она просто работала и ни разу не пожалела, что все силы отдавала труду. Говорила, что любит работу и по-другому не может.
Звание Героя Социалистического Труда, орден «Знак Почёта», звание «Лучшая ткачиха СССР» — эти и множество других национальных и региональных наград собрались в копилке легендарной женщины.
Преданность делу
Соболезнования в связи с кончиной Любови Парфёновой выразили многие общественные деятели Тверской области, глава Твери, депутаты и губернатор Игорь Руденя. Глава региона подчеркнул её вклад в развитие отечественной промышленности, отметил её энтузиазм и преданность делу. Любовь Ивановна ведь и после выхода на пенсию продолжала активную общественную деятельность, проводила уроки с детьми и всегда говорила, что труд — это самое главное. Что ж, имя Любови Парфёновой действительно навсегда вписано в историю Верхневолжья.