«Жизнь удалась, если ты, просыпаясь утром, не знаешь, где проведёшь ночь», - считает Артём Стружинский из Весьегонска Тверской области. Он может отправиться в любую точку планеты без гроша в кармане, заранее купленных билетов и чемодана. Рекомендовать такой отдых другим Артём не рискует, а вот рассказать о нём - пожалуйста!
Таёжный вояж
Дмитрий Бойков, «АиФ в Твери»: Артём, как ты решился на такие путешествия?
Артём Стружинский: В маленьком провинциальном городке сложно реализовать себя и найти приличную работу, поэтому последние несколько лет я живу в Москве. Работа прозаичная - поставляю станки для государственных нужд. Путешествия автостопом помогают встряхнуться. Самым интересным и протяжённым стал путь от Магадана до Владивостока, а это четыре тысячи километров. До Магадана добрался на самолёте, оттуда с небольшим рюкзаком пустился по трассе «Колыма». В своё время её рекордными темпами строили заключённые. Регион очень сложный: зимой температура опускается до -60, летом бывает до +40. Много зэков умерло на этой стройке, поэтому трассу называют «дорогой на костях».
- Где понравилось больше всего, а какой город разочаровал?
- Самый депрессивный город, что я видел, - Воркута. За десять лет он потерял половину населения. Заброшены целые районы. Окна на центральных улицах заколочены досками, нет ни одного сетевого магазина. Последняя новостройка - 1994 года. Город заключён в кольцо шахт и связан с миром только железной дорогой для вывоза угля. Близ Воркуты ничего не растёт, все продукты привозные и низкого качества. Плюс ко всему - суровый климат. Ездил туда в августе, было около нуля.
Одним из самых красивых городов мира считаю Владивосток. Он чем-то напоминает Сан-Франциско: здесь также есть свой «океан» - Амурский и Уссурийский заливы, есть прекрасные старые здания, улицы с подъёмами и спусками и, конечно, уникальный Восточный мост через пролив Босфор. У этого города однозначно есть собственное лицо, а у его жителей - особенная культура. Недаром во Владивостоке появилась группа «Мумий Тролль», её не мог породить промышленный Урал. Очень понравилась Пермь: памятники архитектуры в хорошем состоянии, вдоль Камы - широкие улицы. Гостиницы там почти не простаивают. Один из любимых городов - Великий Устюг. Он сохранил самобытный колорит уездного северного города. Этот колорит проявляется прежде всего в укладе устюжской жизни - неторопливой и размеренной.
- Как выстраиваешь маршруты?
- Отмечаю на карте отрезок, который можно проехать автостопом, и стараюсь его изучить. Расписываю время, чтобы не пришлось ночевать на трассе. За сутки могу преодолеть километров шестьсот. К концу дня всегда должен добираться до жилых районов. В перспективе хочу подробнее изучить Дальний Восток, а также проехать из Амурской области вглубь Хабаровского края. Там почти нет цивилизации и безумно красивая природа. Что касается вещей, я не везу с собой спички, ножи, спальники, а еду с глупой надеждой, что всё будет хорошо. Беру только сменную одежду, запасную обувь и мобильный телефон. Пока мне везло: не было проблем ни с едой, ни с ночлегом. Езжу всегда один, группой - сложнее. Как правило, в попутках не бывает двух мест: только на одного. Но если кто-то захочет ко мне присоединиться, буду только рад.
- Я бы не рискнул взять в машину незнакомого человека с трассы. А кто берёт?
- В Центральной России в основном люди, которые едут на казённых машинах: коммунальщики, кабельщики, дальнобойщики. Они с удовольствием подвезут, ведь вместе в дороге веселее. На Дальнем Востоке расстояния большие, многие преодолевают их по своим нуждам на личном транспорте. Часто добирался до места на крутых автомобилях: BMW, Infiniti.
Автостоп позволяет прочувствовать людей, живущих в той или иной местности. Очень отзывчивый народ в Магаданской области: там тебе всегда придут на выручку. Машина остановится, даже если её не тормозишь. Водители непременно спросят, как здесь оказался, не попал ли в неприятную ситуацию. Однако тут и в Якутии дороги пустые, автомобиля можно прождать полсуток.
Тяжело путешествовать в Подмосковье. Несмотря на огромное количество транспорта, никто не останавливается.
Дёшево и интересно
- Денег на такие путешествия уходит много?
- Автостоп - самый дешёвый способ посмотреть мир. Средства нужны в основном на то, чтобы купить билеты до города, из которого стартуешь, и из финальной точки - до дома. Дальше уходит не более тысячи рублей в день на еду и ночлег. Гостиницы в дальних регионах, как правило, недорогие. Водителям не плачу никогда. Несмотря на неудобства, у такого вида путешествий есть преимущества. Автостоп позволяет увидеть места, которые невозможно открыть, путешествуя на транспорте. Если, например, отправиться на поезде в Сыктывкар, а затем в Пермь, увидишь лишь два этих города. Чем живут люди между ними - не поймёшь. Но главное - свобода. Ты ни к чему не привязан, сам себе туроператор и турагентство. Приобретаешь умение с лёгкостью относиться к жизненным неурядицам. На самом деле многое в этом мире требует именно такого отношения. Но рекомендовать данный вид путешествий другим я не буду - всё-таки гарантии безопасности нет!
Центр притяжения
- Чего не хватает нашей стране для развития туризма?
- Россия - потрясающая страна! У нас есть сказочный Алтай, неповторимая Карелия, фантастической красоты Байкал, наконец, Селигер. Много всего есть и маленьких, мало кому известных городах и селах. Нужно элементарно информировать людей. Должны быть группы в интернете, где рассказывают как, куда и почём можно доехать, справочные материалы с информацией о достопримечательностях. Мне хотелось бы объехать все районы Тверской области и узнать, чем каждый из них привлекателен. Узнать для себя, какие там городские фестивали, церкви и монастыри, может быть, интересные промышленные здания. Даже самое маленькое место может стать центром притяжения. И там встречаются необыкновенные люди, которые дают понять, что путешествия по родной стране - это возможность найти новых друзей, окунуться в атмосферу их жизни, почувствовать дух свободы и счастье от созерцания необъятных красот нашей родины.