Победить разруху. Жители Пено стараются сделать жизнь посёлка комфортной

Александр Ветковский / Из личного архива

Предприниматель-управдом Александр Ветковский – уважаемый человек в посёлке Пено. Бывший безработный, он взял в управление почти все поселковые многоквартирные дома.

   
   

В прошлом году возглавляемая им управляющая организация в составе всего пяти человек заняла второе место в федеральном конкурсе «Супердомоуправ» в номинации «Управляющие компании», обойдя сотни аналогичных структур со всей страны. На этот рынок Александр Ветковский пришёл в кризисном 2008 году. Как он сам говорит, кризис – всегда большая проблема, но для открытия своего дела часто является хорошей стартовой площадкой.

С людьми нужно разговаривать

Денис Кузнецов,  tver.aif.ru: Александр Васильевич, за какие заслуги вашу управляющую компанию так высоко отметили на конкурсе? Чем она лучше других?

Александр Ветковский: Мы смогли не просто управлять старыми двух- и трёхэтажными домами, в которых печное отопление и туалет находился на улице, но ещё и организовать жильцов на участие в содержании своего дома. В итоге многие начали самостоятельно повышать степень благоустройства домов. В частности, провели в квартиры газ, водопровод и канализацию.

– Почему вы взялись за непростое дело – содержание и ремонт жилых домов?

– В 2008 году случился всемирный экономический кризис, всё резко поменялось: частично встало производство, замерли стройки, сократились рабочие места. В таком монорайцентре, как Пено с тремя тысячами человек населения, это было особенно заметно. Многие оказались без работы, и я тоже. Начал думать, как дальше содержать семью и дом. В тот период радикально поменялось законодательство: жильцы многоквартирных домов должны были впервые выбрать способ управления своими домами. Но попытки нашей администрации добиться этого результата не принесли: пеновцы просто не понимали сути реформы, не знали, чего от них хотят.

Как бывший работник ЖКХ и строитель многоквартирных домов в Пено, я понимал, что именно нужно делать, поэтому принял решение заняться управлением и содержанием жилого фонда. Вдвоём с товарищем мы обошли каждую квартиру, переговорили с собственниками. За чашкой чая люди задавали десятки вопросов: как мы собираемся работать, что намерены делать, на какие средства будем оказывать услуги и в чём польза от нашей деятельности жильцам многоквартирных домов. В глазах одних были непонимание и скепсис, в некоторые квартиры мы приходили не раз. А в глазах других – заинтересованность, одобрение и согласие. В итоге под наше управление перешло 27 многоквартирных домов, это практически весь малоэтажный жилой фонд посёлка.

   
   
Фото: Из личного архива/ Александр Ветковский

Не замечать обыденного

– Очень часто УК ругают: то снег не убран, то подъезд. Как сделать так, чтобы управляющая компания действительно работала?

– Не ругает только ленивый. В те годы на управляющие организации обрушилась волна общественной критики, дескать, «все они тунеядцы, только собирают деньги и ничего не делают». Но мы выстояли, потому что честно работали. Прежде чем начать, обследовали каждый дом от подвала до чердака: нужно было понять, какие системы требуют первоочередного вмешательства. Висящие на одной петле без ручек подъездные двери, обшарпанные стены, ветхая электропроводка, разбитые стёкла, проржавевшие трубы – всё это требовало ремонта или замены. Начали с дверей: поменяли их на металлические. Затем заменили электропроводку. И так шаг за шагом возвращали домам «товарный вид» и работоспособную «начинку». Вместе с жильцами искали приемлемые решения, чтобы не вводить людей в дополнительные траты. Например, люди согласились самостоятельно проводить уборку в подъездах. Сказали, что им это нетрудно, поскольку так было и раньше, до нашего прихода.

– У вас в УК действует программа «Хочу жить лучше». В чём её суть?

– «Хочу жить лучше» – это, скорее, принцип, которого мы придерживаемся: работать так, чтобы каждый житель дома не замечал обыденного. Вода есть, лампочка горит, дверь закрывается – так и должно быть. А если вдруг что-то сломается или пропадёт, люди должны знать, куда обратиться, кто покрасит им потолки и стены, поменяет разбитые стёкла и ветхие трубы, вкрутит лампочку в подъезде, в конце концов.

– Каковы ваши приоритеты в расходовании денег, которых, как известно, не хватает всегда?

– Практически все деньги, которые жильцы платят по строке «содержание дома», расходуются на обеспечение бесперебойной работы систем жизнеобеспечения. Жильцы видят, за что они платят, собираемость платежей за услуги ЖКХ на протяжении многих лет составляет у нас 96%.

– Каково сейчас состояние многоквартирных домов в Пено?

– Жилфонд здесь в основном постройки 60–70-х годов прошлого века, здания двухэтажные, кирпичные без наружной отделки. Степень благоустройства у них разная: от туалета на улице или выгребной ямы, не подключённой к канализации, до домов с индивидуальным газовым отоплением.

– Недавно общественники подсчитали: на ремонт только одной кровли придётся 30 лет собирать деньги всем посёлком. У вас 27 кровель. Как удаётся работать в столь сложных условиях?

– Без участия наших домов в Программе капремонта и переселения из аварийного и ветхого жилого фонда мы не справились бы. Поэтому попасть туда стало первоочередной задачей. Пришлось выполнять массу условий Фонда содействия реформированию ЖКХ: искать собственников квартир (некоторые давно живут за пределами России), убеждать других, что «ренессанс возможен».

И это случилось: первые четыре дома были включены в эту программу. Кому-то тогда заменили кровлю, кому-то утеплили фасад. Следующим этапом стало расселение 16 аварийных домов – все их жильцы постепенно получили ключи от новых квартир, для этого было построено пять многоквартирных домов. Другим нашим приоритетом стало участие в региональной программе капремонта за счёт средств собственников, накапливаемых у регионального оператора.

В общий «котёл»

– А как вы оцениваете эту программу капремонта?

– Для посёлков с малоэтажными домами на 8–16 квартир способ накопления денег на капремонт в виде ежемесячной абонентской платы в общий региональный «котёл» наиболее приемлем, так как из такого источника можно получить больше средств и не копить деньги десятилетиями на спецсчёте. С того момента, как региональный оператор приступил к сбору взносов на капремонт, у нас каждый год ремонтируется по одному многоквартирному дому. Три уже привели в порядок, ещё три – в процессе. Темпы и сроки окончания работ могли бы быть и лучшими, но жизнь вносит свои коррективы. Например, резкое подорожание цен на стройматериалы в 2021 году поставило строителей, выигравших контракты на проведение работ в Пено, в очень сложное положение. Некоторые оказались неспособны вести работы или бросили их из-за недостатка средств.

– Насколько дорого очищать крыши от снега и льда? Как бороться с этой проблемой?

– Убирать снег с крыш надо, но возможности управляющей организации в таких посёлках, как Пено, сильно ограничены. Если делать это профессионально, то надо вызывать альпинистов, обеспечивать безопасность рабочих на крыше, не причиняя ущерба самой крыше. А если работать ломами и кувалдами, а то и отбойными молотками, то от крыши ничего не останется. Уборка снега и сбивание сосулек съедает значительную долю платежей жильцов. Кроме того, потом нужно будет ремонтировать пробоины в крыше, а это снова расходы. В результате, когда придёт время готовить дома к очередной зиме, денег на счёте не окажется: всё ушло на борьбу с сосульками. И так повторяется из года в год. Ведь что такое сосульки? Это потери тепла через чердачные перекрытия. И победить это явление можно, если ещё на стадии проектирования исключить потери тепла за счёт энергосберегающих материалов. А при капремонте кровель необходимо учитывать это обстоятельство.

В ярких красках

– Много ли препятствий пришлось преодолеть на пути к модернизации домов и дворов?

– Препятствия возникают тогда, когда в результате местных выборов меняется власть, которая стремится сломать то, что уже наработано и функционирует хорошо. Что касается «ценовой политики» подрядчиков, то, работая с ними напрямую, мы находим приемлемые и выгодные для обоих условия расчётов. Лишних денег у нас нет.

– Что вам хотелось бы сделать в ближайшие годы?

– Очень хочу привести в порядок все дома, что находятся под нашим управлением, чтобы они радовали глаз. Энергоэффективные и красивые цветовые решения фасадов изменят серый облик всего посёлка. Это работа не только управляющей организации, но и всех ветвей власти. Нужно делать так, чтобы программы были доступны для малообеспеченных районов и люди продолжать в них участвовать.

– Что пожелаете другим управляющим компаниям Тверской области?

– Если берётесь за управление домами – будьте профессионалами. И никогда не набирайте себе сотрудников, «высиживающих» рабочее время.

Досье

Александр Ветковский. Родился 24 ноября 1953 года. После окончания школы служил во флоте. Частный предприниматель. Неоднократно отмечен премией губернатора Тверской области в номинации «Лучший работник в сфере управления жилищным фондом Тверской области».