«Парижские» тайны. Режиссёр народного театра раскрыл творческие секреты

Народный театр «Париж» / Из архива

В праздничные дни артисты тверского народного театра «Париж» разыграют на сцене ДК «Химволокно» новогоднюю психологическую комедию «Загадай желание» (12+), а ближе к концу января – зимнюю сказку для взрослых «Пока она умирала» (12+), сюжет которой перекликается с двумя знаменитыми новогодними кинолентами: «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (12+), только без бани, и «Приходи на меня посмотреть» (12+).

   
   

Постановки «парижан» – не профессиональных артистов, а обычных людей – собирают аншлаги. Как такое возможно? Об этом и многом другом мы спросили режиссёра этого театра Юлию Тюсову. Сегодня она гость «АиФ в Твери».

Фото: фото из личного архива/ Юлия Тюсова

Без «скамейки запасных»

Денис Кузнецов, tver.aif.ru: Юлия Владимировна, ваши артисты – кто они по профессии?

Юлия Тюсова: У нас абсолютно разные люди: ювелир, бухгалтер, банкир, риелтор, медицинский работник, дизайнер, директора крупной IT-компании и студии красоты. После работы все спешат на репетицию, потому что для них это отдушина. Работая с ними, я всякий раз убеждаюсь: талантливый человек талантлив во всём.

– Как вам удалось объединить столь разных и состоявшихся в чём-то другом людей?

– Если подходить к делу с любовью, цель достигается семимильными шагами. На самом деле я только собрала их всех в «Париже», а дальше мы вместе, в сцепке отправились в это длинное творческое путешествие. Вначале называли себя театральной командой, сейчас – театральной семьёй. И, как и в любой семье, у нас случаются размолвки, но каждый всё равно готов в любую минуту прийти на помощь.

– Почему «Париж»?

   
   

– Свой путь мы начинали близ самой красивой казармы Морозовского городка, которая называется «Париж». Рядом с ней был театр, построенный для рабочих совладелицей «Тверской мануфактуры» Варварой Морозовой, – первый народный театр Твери. Впоследствии, чтобы спасти здание от разрушения, там сделали спорткомплекс. Наша мечта – воссоздать театр, назвав его «Париж». Но одним такие расходы не по силам, поэтому стали искать другое помещение. В прошлом году начинали репетировать во Дворце культуры «Пролетарка», а в нынешнем сезоне обосновались в ДК «Химволокно».

– В каких жанрах предпочитаете ставить спектакли и почему?

– Мы совершенствуем актёрские навыки, поэтому берём для постановки абсолютно разные произведения. В репертуаре есть классика, современные комедии, драмы и даже музыкальные спектакли с танцами. Возможно, скоро запоём (смеётся). Я стремлюсь к тому, чтобы в постановках были заняты все, чтобы никто не сидел на «скамейке запасных», поэтому ставлю одновременно несколько спектаклей. Сейчас мы взяли две пьесы, которые репетируем двумя составами артистов. При этом я люблю массовые сцены и получаю удовольствие от масштабных постановок – с музыкой, танцами, световыми эффектами и т.д.

Спектакль "Опасный поворот". Фото: Из архива/ Народный театр "Париж"

– Почему люди идут на спектакли народных театров?

– На мой взгляд, потому, что в них есть живая нота. Наш девиз: искренне и с любовью. Когда мы впервые собрали полный зал, я была немножко в шоке. Сейчас у нас уже есть свои зрители, которые пишут письма и делятся личными открытиями после спектаклей. А недавно у меня впервые в жизни взяли автограф. Зрительница, представившаяся Светланой, сказала, что в будущем продаст его за большие деньги. Ну не знаю, не знаю (улыбается).

Может показаться невероятным, но зрители приезжают даже с Камчатки. Помню письмо с извинениями от камчадалов: «Прилетели из Петропавловска в Москву, но в Тверь добраться не успеваем. Подскажите, когда будет следующий спектакль».

Замахнуться на шекспира

– Приоткройте ближайшие планы...

– В феврале 2024 года «Париж» представит лирическую комедию Валентина Азерникова «Мишель» (16+). В апреле планируем выпустить спектакль по мотивам романа Фредерика Бакмана «Тревожные люди» (16+). Работаем над спектаклем «Цветы для Элджернона» (16+), в основе которого – одноимённый научно-фантастический роман Дэниела Киза о том, насколько опасны игры с разумом. Премьера, скорее всего, пройдёт осенью. В перспективе хотели бы сделать что-то вместе с детьми – воспитанниками театральной студии «ТЮСиК», которую я веду в ДК «Химволокно».

– А не пора ли вашему театру «замахнуться на Вильяма нашего Шекспира»?

– С удовольствием! Но опять же – не в этом сезоне. Я представляю себе спектакли по Шекспиру с шикарными костюмами, соответствующими эпохе, с грандиозными декорациями. Для этого нужны немалые финансовые вложения. А в способностях своих актёров я не сомневаюсь, только фехтование надо подтянуть.

– То есть вы наймёте учителя фехтования?

– Нет, я всё сама (смеётся). Мои наставники – преподаватели Московского государственного института культуры и знаменитого ГИТИСа – научили меня и петь, и танцевать, и фехтовать. Только фехтование это сценическое. Всегда смеюсь, отвечая на вопрос, в чём разница между сценическим и спортивным фехтованием: в первом главное – не попасть, а во втором – попасть.

Спектакль "Пока она умирала". Фото: Из архива/ Народный театр "Париж"

Объять необъятное

– На какие средства существует театр?

– Мы не зависим от государства, но зависим от зрителя. Сначала всё делали своими руками и на собственные средства: декорации, костюмы, реквизит. Сейчас создаём следующий спектакль за счёт денег, заработанных на предыдущем. Я считаю нормальным, когда артисты независимого театра умеют делать всё.

– Подготовка спектакля требует огромного труда и времени. Как ваши актёры находят его, если весь день работают каждый по своей профессии? Например, Анна Коршунова, сыгравшая ключевую роль Татьяны в спектакле «Пока она умирала», – многодетная мать.

– Время действительно невосполнимый резерв, поэтому мы научились его распределять. Анна Коршунова – фантастически талантливый человек с ярким внутренним миром и крутой закалкой. Работает с коронавирусной инфекцией у детей. Она – человек, который готов объять необъятное, и мне думается, что она это делает.

– На гастролях уже бывали?

– Да! Участвовали в фестивале любительских театров в Иваново и взяли там гран-при. Сейчас планируем тур по городам и весям Тверской области – специально для этого расширили репертуар, даже декорации изготовили так, чтобы их можно было легко сложить и погрузить в фургончик.

Чудо на корпоративе

– В спектакле «Пока она умирала» случается чудо: взрослые одинокие люди вдруг обретают друг друга и становятся семьёй. А вы верите в такие чудеса?

– Верила с детства и верю сейчас. Когда я создала детскую театральную студию «Алые паруса», у меня было два девиза: «если душа человека просит чуда, дай его, и тогда новая душа будет у обоих», и «чудеса делаются своими руками».

Как-то в новогоднюю ночь я вела корпоратив и под бой курантов написала на бумажке желание встретить свою вторую половинку именно в такую ночь. В конце приписала: «... и чтоб высокий был». Бумажку, как положено, сожгла... И уже через час познакомилась со своим будущим мужем Антоном Соколовым. Когда он вышел из машины и я увидела, что он высокий, подумала: «Ого! Быстро сработало!» Антон – наш актёр: мы вместе и дома, и в театре.

Дома мы много говорим о театре. Я более эмоциональна, чем муж, который свои эмоции выплёскивает на сцене, и это хорошо. Отношения из-за театра не выясняем, иногда спорим, но всё решают любовь и юмор, а остальное неважно.

Антон Соколов - супруг Юлии Тюсовой - в одной из ролей. Фото: Из архива/ Народный театр "Париж"

– Почему ни кино, ни другие развлечения не отучили людей ходить в театр?

– Только в театре, на мой взгляд, есть настоящая жизнь. Между артистами и зрителями там идёт обмен эмоциями, энергией, который в кино происходить не может, потому что в кино односторонняя связь. А ещё в театре никогда не будет повторения: каждый спектакль, сколько бы раз его ни сыграли, уникален.

– Что пожелаете театралам, зрителям и своему коллективу в новом году?

– Хочу, чтобы в жизни каждого из вас произошло чудо. Верьте в лучшее и держите дверь открытой для волшебства. Ещё мирного неба над головой и крепкого здоровья. И конечно же, всех поздравляю с наступающим Новым годом!

Досье

Юлия Тюсова.

Родилась 11 января 1982 года в Новочеркасске (Ростовская область). Выпускница Российского института театрального искусства «ГИТИС». Режиссёр более 40 спектаклей для взрослых и детей. Замужем, воспитывает дочь Ассоль.

Спектакль "Бог резни". Фото: Из архива/ Народный театр "Париж"