Освободить Зубцов! Солдаты сражались за каждый метр земли

Одно из самых величественных мест Зубцова – Московская гора. Сверху открывается вид на место, где сливаются Волга и Вазуза. А рядом расположен большой мемориальный комплекс павшим воинам. Трагизм этого места буквально пронизывает... © / welcomtver.ru / Из личного архива

Одно из самых величественных мест Зубцова – Московская гора. Сверху открывается вид на место, где сливаются Волга и Вазуза. А рядом расположен большой мемориальный комплекс павшим воинам. Трагизм этого места буквально пронизывает...

   
   

Зубцовский край с лихвой познал тяготы Великой Отечественной войны. Чтобы освободить город от немцев, здесь сражались за каждый дом, за каждый метр, за каждый клочок земли. Шли ожесточённые бои, гибли тысячи людей. Битва была стратегически важной: она не позволила врагу перекинуть дополнительные силы под Сталинград. Сегодня Зубцов носит почётное звание «Город воинской доблести». В год 75-летия Великой Победы важно помнить о проявленных здесь стойкости и героизме.

Полтора года под фашистским игом

Война накрыла Зубцовский район стремительно. В сентябре 41-го начались первые бомбёжки, а 11 октября немцы вошли в город и практически за несколько дней оккупировали весь район. Жёсткий фашистский режим стал большим испытанием и трагедией. За это время нацисты сожгли 116 деревень, уничтожили 49 школ. На каторжные работы угнали свыше 3500 человек. Две тысячи мирных жителей умерли от голода, ещё несколько тысяч погибли, многие были замучены и расстреляны.

Жуткие цифры, страшные судьбы! 

Жители Зубцова и Зубцовского района внесли неоценимый вклад в борьбу с фашистскими захватчиками. Когда немцы оккупировали город, в районе сформировали подпольные и партизанские отряды. Ржевско-Вяземский выступ, куда входила и зубцовская земля, был важной точкой для немцев. Они воспринимали эти места как трамплин для похода на Москву. Советским войскам было важно укрепиться на берегах Волги и Вазузы, чтобы сковать силы противника. Вгрызание в немецкий фронт было изнурительным. Ценой собственных жизней солдаты бились за каждый клочок земли. За сутки проходили не более одного-двух километров. Город освободили 23 августа 1942 года в ходе Ржевско-Сычёвской операции, но бои рядом с ним продолжались вплоть до весны 1943 года. Погибших было так много, что ещё долго на полях, в лесах и оврагах оставались незахороненными тысячи тел солдат. Освобождённый Зубцов был буквально стёрт с лица земли. Потери были велики с обеих сторон.

Вернуть имена героям

Поиск павших солдат продолжается до сих пор. Вот уже много лет на территории Зубцовского района проходит «Вахта Памяти». Она объединяет поисковые отряды из разных городов России. За это время найдены и захоронены 15 029 солдат, 1035 героям вернули имена. Это не какие-то сухие цифры, за каждой из них – судьба солдата. 

Ещё три-четыре года назад поисковики обнаружили рядом с болотом в нескольких километрах от деревни Веригино обломки самолёта. Но вытащить его сразу не могли: то не было нужной техники, то погода не подходила для работ на болоте. Наконец, в прошлом году поисковики подняли обломки штурмовика. На одном из фрагментов краской были написаны бортовые номера, по которым удалось установить имя лётчика.

Фото: Из личного архива/ Владимир Стрельников

За штурвалом в 1942 году был 30-летний старший лейтенант Алексей Борисоглебский, уроженец Пензенской области. Но что удивительно: примерно в то же время на границе Тверской и Смоленской областей был найден ещё один самолёт, за штурвалом которого был всё тот же Борисоглебский. Оказалось, в августе 42-го он вылетел на боевое задание, на обратном пути был подбит. Однако тяжело раненный лётчик смог дотянуть машину до своей территории и спустя несколько дней совсем обессиленным вернулся в часть. Через месяц, после госпиталя, он снова отправился в небо, откуда уже не вернулся. Последний полёт штурмана был над зубцовской землёй.

   
   
В прошлом году поисковики подняли из болота самолёт, который был подбит в 42-м. За штурвалом тогда находился лётчик-герой Алексей Борисоглебский. Фото: Из личного архива/ Владимир Стрельников

Останки Борисоглебского захоронили в Погорелом Городище на аллее лётчиков, здесь же ему установлен памятник. Сегодня в городе и районе чтят память обо всех защитниках родины, проводят большую работу по благоустройству воинских захоронений.

Будто вчера было

В деталях всё о войне помнят те, кто её пережил: как сражались до победного, как погибали товарищи, как ждали дома родные, как не было детства…

Владислав Константинович Лощагин был старшим ребёнком в семье. Когда началась война, ему исполнилось пять лет. Хоть он и был маленьким, хорошо помнит, как в Погорелом Городище появились немцы. Они тут же поселились в домах сельчан, отобрали у местных жителей продукты и скот. Наступили голодные времена. На всю жизнь Владислав Константинович запомнил, как пошёл с сумкой просить милостыню. На другой стороне дороги сидел немецкий офицер и играл на губной гармошке, возле него расшаркивался старичок и просил милостыню. Когда офицеру надоело это, он достал револьвер и застрелил старика. Маленький Владислав, увидев это, бежал без оглядки.

Во время бомбёжки при освобождении Погорелого Городища Владиславу оторвало ноги. Несмотря на то, что передвигаться приходилось на коленках, он помногу трудился дома. Мог и картошку накопать, и принести дров в дом, и накормить скотину. После войны Владислав Константинович не опустил руки и в 1955 году поступил в Московскую ветеринарную академию, которую закончил с отличием. Какое-то время был главным зоотехником производственного управления сельского хозяйства Зубцовского района. Потом окончил аспирантуру Московской ветеринарной академии и много ещё где успел поработать на руководящих должностях. Сегодня у Владислава Константиновича есть хобби – писать стихи. Он издал уже два сборника своих произведений. «Не ходил я с винтовкой в атаку, И рейхстаг с автоматом не брал, Но и я к той войне причастен. С малолетства калекой стал», – строки из его стихотворения. Сколько раз Владислав Константинович пытался вычеркнуть те воспоминания. Не смог. Помнит всё, будто было вчера…

Василия Васильевича Павлова подростком в 43-м году военкомат отправил учиться разминировать снаряды. Через месяц вместе с другими мальчишками он уже взялся за щупы. Мин в округе было множество. Василий приспособился так: нашёл одну мину, открутил взрыватель, от неё пять шагов отсчитал – и точно: здесь следующая мина лежит. И так до конца поля. Однажды старший лейтенант сказал своим подопечным, что нужно зацепить противопехотные мины с двух сторон «кошками» и подорвать. План сработал: 99 мин взорвалось. Стали искать сотую. Старлей, понимая, насколько это опасно, взялся за щуп сам, ткнул его в землю – и мина выпрыгнула. Умер он сразу. Так четыре года ребята зачищали от мин берега рек, а затем и колхозные поля до Ржевского и Сычёвского районов.
Александра Михайловна Кукушкина подростком ушла на фронт в банно-прачечный отряд при 10-й армии и прошла с ним до конца войны. Она следовала за военными, обеспечивая бойцов всем необходимым для быта. Дошла до Латвии. «Когда мы ехали на подводе, из всех орудий начали стрелять в воздух и кричать. Мы поняли, что закончилась война», – вспоминает Александра Михайловна. Она имеет множество наград, в том числе медаль Георгия Жукова, знак «Фронтовик 1941–1945» и другие.

Свидетелей тех лет с каждым годом остаётся всё меньше. Но их всегда навещают местная администрация и подрастающее поколение. Чтобы поблагодарить и услышать из первых уст, какой ценой досталась Победа.

Имена некоторых славных уроженцев края носят улицы Зубцова. Например, в честь Героя Советского Союза Николая Ивановича Черкасова названа средняя школа в Погорелом Городище. Улица Пани Зиматовой увековечила память партизанки-разведчицы. Молодая девушка погибла за родину. Ей было всего 22. Ещё одна улица носит имя Николая Кузьмича Зверева, который воевал в артиллерийском противотанковом полку.

Стоявшим насмерть

А там, где сливаются Вазуза и Волга, возвышается Московская гора. Вечный покой здесь обрели около 15 тысяч защитников Отечества. Среди них нет ни одного неизвестного солдата. Хоронить воинов здесь начали вскоре после освобождения города от нацистов – в сентябре 1942-го. Впоследствии сюда перенесли захоронения военных лет из деревень Зубцовского и Погорело-Городищенского районов. Сам мемориал из бетона, гранита и мрамора создали к 9 мая 1978 года. Сегодня сюда приезжают люди из всех уголков России и из других стран, чтобы отдать дань памяти героям. «Стоявшим насмерть во имя жизни» – одна из надписей монумента.

Несколько лет назад в селе Погорелое Городище открыли ещё один знаковый мемориал – «Стена памяти». На плитах выгравированы имена 1800 жителей, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны. 

Кстати
В 2014 году в нескольких километрах от Зубцова в урочище Пищалино поисковики подняли останки 53 местных жителей, зверски казнённых фашистами.
В деревне Веригино располагается одно из самых крупных воинских захоронений России, созданных поисковыми отрядами. В нём покоится более 10 тысяч советских солдат и офицеров, павших за защиту Отечества в годы Великой Отечественной войны, торжественно захороненных в результате проведения полевых поисковых работ. 

Страницы тех лет и героизм бойцов в Зубцовском районе никогда не забудут. Слишком высокую цену край заплатил за свободу.