Недоступная среда. В Твери не увидишь незрячих людей, но они есть

Владимир Поляков играет в настольный теннис. © / Елена Тихонова / АиФ

В Тверской области почти не увидишь людей с белой тростью. Не потому, что инвалидов по зрению у нас нет. Просто выйти на улицу - для них проблема. Закройте глаза и перейдите дорогу. Согласитесь, страшно даже пошевелиться и сделать первый шаг в темноту.

   
   

13 ноября отмечался Всемирный день слепых. Корреспондент «АиФ Тверь» встретилась с педагогом Тверской коррекционной школы для слепых и слабовидящих детей Владимиром Поляковым. Несмотря на полную потерю зрения, он - мастер спорта, отец двоих сыновей и безудержный оптимист.

Сам справится!

Елена Тихонова, «АиФ Тверь»: Владимир, как вам удаётся сохранить жизнерадостность?

Владимир Поляков. Фото: АиФ/ Елена Тихонова

Владимир Поляков: Мой характер - во многом заслуга родителей. До пяти лет я видел, что такое солнце и каким бывает осенний лес. Проблемы появились в три годика. Началась катаракта, которая перешла в глаукому. Сделали операцию, после чего я полностью ослеп. Родители мужественно восприняли мою слепоту. Они позволили мне жить обычной пацанской жизнью: ходить с друзьями в лес, на ночную рыбалку, гонять в футбол. Помню, на машинных камерах поплыли на другой берег озера, а это километра два. Ну и шороху  навели: нас весь посёлок встречал! И родители с ремнями.

Сегодня я стараюсь донести до людей, что слепые могут жить полноценной жизнью. Но прислушиваются единицы. А ведь, окружая детей гиперопекой, мамы и папы укрепляют в них чувство неполноценности. Не понимаю, зачем застёгивать пуговки девятикласснику. Он вполне справится сам. Хочется сказать взрослым: не мешайте жить своим детям.

- Высшее образование далось с боем?

- Я окончил школу с медалью и подал документы на педагогический факультет Тверского госуниверситета. Сдал профильный экзамен на 5, и вуаля: Поляков - студент. Мне повезло: я оказался на одном курсе со слабовидящим другом. Жили с ним в комнате, вместе ходили на занятия. Одному было бы куда тяжелее. Эта проблема не решена до сих пор: незрячим непросто обходиться без посторонней помощи. А желающие оказывать её находятся редко.

   
   

Сейчас я преподаю труд, информатику, музыку, географию для незрячих детей: слепой слепого лучше поймёт. Например, на уроках труда мне проще объяснить, как работать с рубанком или пилой. Вернулся тут с соревнований из Чехии. Детям на тактильной карте решил показать, что это за страна. Её, оказывается, подушечкой пальца закрыть можно. А Россия, она вон какая - в двух ладонях не помещается!

Досье
Владимир Поляков родился в 1978 году в Бологое. Окончил школу с золотой медалью и педагогический факультет Тверского госуниверситета с красным дипломом. С 2006 года преподаёт в специальной школе для слепых и слабовидящих детей. Женат, двое детей.

Работа? Нет её!

- Вы нашли себя в педагогике. А как живут другие инвалиды по зрению? Где мог бы применяться их труд?

- Да много где. Например, за компьютером. Для этого нужна лишь программа, которая озвучивает информацию на мониторе. Другое дело, что инвалиды никому не нужны, потому что это постоянные больничные, дополнительные отпуска. Государство утвердило квоты для работодателей: на сто сотрудников - один с ограниченными возможностями здоровья. Но фирмам проще заплатить штраф, чем выполнять это требование. В советское время в регионе работало три предприятия для слепых. Эти организации получали дотации, и люди были заняты. Сейчас же, например, в Вышнем Волочке в подобной фирме работают «полтора человека» на полставки и получают 5 тысяч рублей.

Мне повезло. После педфака меня позвала на работу директор школы. Иначе вернулся бы в родное Бологое и просидел всю жизнь дома. Только в Твери и Калининском районе живут 150 инвалидов по зрению в возрасте до 40 лет. Мы приглашаем их на разные мероприятия. Думаете, приходят? Заставить выйти инвалида из дома может только работа. Но её нет.

- Насколько сложно приходится на улицах, в супермаркетах?

- Супермаркеты для инвалидов не приспособлены, до администратора зала не докричишься. Спасают оставшиеся единичные магазинчики с продавцами. Программа «Доступная среда», по сути, ничего не изменила. Например, системы автоматического информирования пассажиров есть далеко не во всех автобусах и троллейбусах. Отдельная тема - тактильная плитка на перекрёстках. Незрячих даже не спросили, нужна ли она. Кто-то за нас решил, что это архиважный момент. Плитку укладывали, по всей видимости, второпях, на неподготовленное покрытие. В итоге шоркаешь сколько угодно ногами и не понимаешь, что это: указатели-пупырышки или неровности асфальта? В некоторых местах умудрились перепутать направление. Ведь для укладчиков эти полоски - просто узор. Никто им не объяснил, что для слепых рельеф - указатели. Мы уже привыкли: если плитка «говорит» идти направо, значит, надо налево. Иначе можно оказаться под колёсами машины. Лучше бы средства направили на чистку тротуаров! Их поребрики для нас служат направляющими. Но зимой они оказываются под снегом. В итоге несчастных случаев предостаточно. Недавно в Вышнем Волочке незрячий упал в открытый люк. Я всем говорю в школе: есть возможность кого-то взять с собой сопровождающим - берите, незачем рисковать.

Вертимся как можем

- Можно ли вернуть зрение и какую помощь оказывают слепым?

- Человек, потерявший зрение, лишается его навсегда. Медицина здесь бессильна. Единственная помощь от государства - пособие по инвалидности до 14 тысяч рублей и индивидуальная программа реабилитации, которая в теории очень даже неплоха. В ней есть, например, такие пункты, как реабилитация средствами физкультуры и спорта или через культурные мероприятия. Реально же незрячий получает трость и плеер для прослушивания аудиокниг, который давно уже не нужен. Сегодня у всех есть смартфоны, на них мы устанавливаем доступ к онлайн-библиотеке для слепых. Более того, качество плееров оставляет желать лучшего. Я всем советую от них отказываться и брать деньги.

Фото: АиФ/ Елена Тихонова

- Считается, спорт - удел физически здоровых людей. Вы сломали этот стереотип, став первым мастером спорта России по настольному теннису для слепых не только в Тверской области, но и в стране.

- Настольный теннис повышает двигательную активность людей с нарушением зрения, так как играют в него «на слух». Поэтому в своё время в школе поставили самодельный теннисный стол. А потом ещё сделали спортплощадку, после чего попросили отчитаться о спортивных успехах. Вот и пришлось мне ехать на чемпионат России. Понравилось, начал готовиться к международным соревнованиям. В августе этого года на чемпионате Европы в Польше среди 32 участников я занял 11-е место в личном зачёте. Это лучший результат для России. 17 ноября в Италии начнётся турнир «топ-твелв», встретятся двенадцать лучших спортсменов мира.

Я же в рейтинге 13-й. Чтобы продвинуться в мастерстве, нужен профессиональный стол - наш коллеги из Прибалтики назвали «дровами». Но хороший инвентарь школе не по карману: с учётом доставки и растаможки получается 300 тысяч рублей. Ищем спонсоров. Поездка на состязание - вообще дело не простое. Палки в колёса вставляют даже страховщики. По условиям соревнований, все спортсмены должны иметь страховку. А слепым отказывают. Так и говорят: «Инвалидов не страхуем». Вертимся как можем, чтобы достойно представить страну на мировых первенствах.

Встречают по голосу

- У вас есть семья, подрастают сыновья. Как вы поняли, что девушка, которая оказалась рядом, - ваша судьба?

- Применительно к слепым перефразирую пословицу: «Встречают по голосу, провожают по уму». По голосу можно многое сказать о человеке: он располагает к себе навсегда либо моментально отталкивает. Так произошло и с будущей женой. Ещё студенткой филфака она предложила мне помощь в написании научных статей. Спустя два года мы поженились. Представьте: она меня видит, а я её слышу и чувствую! Семья для меня - на первом месте. С сыновьями много времени проводим на площадке: летом играем в футбол, зимой катаемся на коньках. Люди удивляются, как я двигаюсь по льду вслепую. Но у нас некоторые органы чувств более развиты, чем у зрячих. Среди них - слух. Для ориентировки я использую эхолокацию: примерно так же, как ею пользуются животные вроде летучих мышей или дельфинов. Человек способен научиться распознавать звуковые волны, отражённые, например, стенами домов, определять положение и размер объектов. Я слышу падение листьев на землю, шаги отражаются эхом от разных предметов, я знаю, где бордюр или оградительная лента. Кажется невероятным, но с такими умениями можно многое, даже кататься на велосипеде или роликах. А вы говорите: человек с ограниченными возможностями!