Мужская профессия. Уникальный тверской педагог о современных подростках

Андрей Коряков / Из личного архива

Учитель основ безопасности жизнедеятельности Андрей Коряков – человек, у которого минимум три ипостаси. Его день начинается в шесть утра. После завтрака он вместе с сыном идёт в тверскую гимназию № 12: отец – на свои уроки, сын – на свои. В перерывах решает вопросы как заместитель директора учебного заведения по безопасности. А после обеда он – художественный руководитель и главный режиссёр заслуженного коллектива Тверской области народного театра-студии «Премьер» и уникальной для нашего края школы мюзикла. В девять вечера возвращается домой.
Замкнутый круг? Это как посмотреть. Накануне Дня знаний Андрей Вячеславович рассказал, чем живёт средняя школа в постоянно меняющемся мире.

   
   

Быть или знать?

– Андрей Вячеславович, очевидно, что вы творческий человек. И при этом преподаёте суровый и чёткий предмет, не терпящий экспериментов и самодеятельности. Как удаётся сочетать то и другое?
– Добиться этого можно, если ко всему, чем ты занимаешься, подходить творчески. Всё, что есть сегодня в 12-й гимназии: её победы, кубки и спектакли – стало возможным благодаря творчеству и педагогов, и детей. Кстати, нередко бывает и наоборот: к театральным проектам иногда нужно подходить с точным математическим расчётом, «без самодеятельности».
– Свою карьеру вы начинали как учитель начальной школы, в которой педагог-мужчина – редкость. Почему вы сделали такой выбор и почему потом от него отказались?
– Учитель – это мужская профессия. В дореволюционной системе школьного образования учителей-мужчин было больше, чем учителей-женщин. На ситуацию повлияли войны: много мужчин погибало, их заменяли женщины, а потом, в советское время, традиционно учителями становились женщины. Лично я всегда хотел работать с детьми – ещё с юности, когда был вожатым. Проработал в начальных классах нашей гимназии 15 лет. А ушёл потому, что мне хотелось расти: сложно было год за годом бегать по кругу.
– Современные школьники – какие они? Что их интересует, чем живут?
– По моим наблюдениям, учиться сегодня хотят лишь 20–30% школьников. Они ищут ответы на вопросы, занимаются самостоятельно, им интересен неизвестный или дополнительный материал. Остальные рассуждают так: «Научиться-то надо бы, но прикладывать к этому усилия не хочу».
У меня есть мюзикл «Вам и не снилось» по одноимённой повести Галины Щербаковой о романтических отношениях подростков. Уверен, что большинство читателей «АиФ» видели и снятый по ней фильм. Когда я работал над сценарием, понял, что главная героиня Катя –прообраз многих современных подростков. Учиться ей не хотелось, потому что у неё появился мальчик. Она хотела лишь создать семью, родить детей и этим жить. А муж её будет обеспечивать. Но если в советские годы такая модель поведения даже осуждалась, потому что считалось, что, помимо семьи, должны быть и другие интересы, то теперь приветствуется. Сегодня эта модель – норма.
При отсутствии у ребёнка мотивации к учёбе задача учителя – придумать её, но не факт, что способ «из-под палки» сработает. Однажды я спросил десятиклассника: «Вот ты не знаешь элементарных вещей. Как же ты будешь жить, когда станешь взрослым?» Он ответил: «Не волнуйтесь: я знаю, что будет со мной через год, два, через 10 лет, и уверяю, что буду успешнее вас». Мне действительно встречались дети, которые, не имея мотивации, впоследствии заняли своё место в обществе, стали достаточно успешными. Хотя чаще бывает по-другому.
– А вы сами приветствуете узкую направленность интересов?
– Я считаю, что очень хорошо, когда с человеком можно поговорить на общие темы, а это предполагает разносторонность, широкий кругозор. При выборе чисто узкой модели в жизни поговорить с другими людьми зачастую не о чем. Сегодня многие школьники учат иностранные языки. Это здорово, но вот вопрос: о чём ты будешь разговаривать с иностранцем? Зачем тебе язык, если тебе нечего обсудить с другим человеком?

«Мой предмет – не панацея»

– Сейчас меняется климат, погода становится штормовой, в связи с чем возрастает роль такого предмета, как ОБЖ. Чему будете учить детей помимо обязательной школьной программы?
– Согласен: на вызовы времени мой предмет должен реагировать незамедлительно. Обязательных программ на этот счёт пока нет и в ближайшее время не предвидится, но существующая достаточно вариативна и позволяет преподавать даже курсы выживания в современном мире. Допустим, произошло наводнение в условиях города – я расскажу, как вести себя в такой ситуации. Ведь никто не застрахован от того, что вода не «догонит» тебя, например, во время туристической поездки. Или лесной пожар. Что делать: тушить его или спасать свою жизнь? И куда бежать, если он распространяется со скоростью 60 километров в час? Однако следует понимать, что школьные уроки выживания – не панацея.
Многие считают: пришла пора учить детей защищаться от киберугроз и распознавать мошенников. Но всё-таки этим должны заниматься правоохранительные органы. Если они готовы приходить в школу и об этом рассказывать, я буду только рад. В одиночку учителю не справиться, ведь те же мошеннические схемы меняются постоянно.
– А безопасность личных отношений? Не секрет, что многие старшеклассники проводят ночь вместе, а потом удивляются последствиям…
– То же самое: такие вещи должен преподавать специалист. Вспомните, как в последние годы существования СССР в школах ввели предмет «Этика и психология семейной жизни». Кто только его не преподавал, от физрука до медсестры. В итоге предмет благополучно погиб.
Я считаю, что надо прекратить пропаганду, провоцирующую беспорядочные связи, распущенность и т. д. Посмотрите: львиная доля телерекламы сейчас – с сексуальным подтекстом, потому что другая не работает, человек на неё «не ведётся». А ещё безопасность отношений юношей и девушек серьёзно зависит от нравственных констант, от воспитания. На мой взгляд, сегодня, когда, по разным оценкам, до 60% старшеклассников живут половой жизнью, в рамках школьной программы ОБЖ уместно преподавать курс защиты от венерических заболеваний и СПИДа. Только не в 11-м классе, а гораздо раньше.
– Изменилось ли в целом отношение родителей и детей к вашему предмету, считают ли его по-прежнему второстепенным – по нему ведь даже ЕГЭ сдавать не нужно?
– В реальности мне удаётся переломить тенденцию. Я говорю ученикам: по всем предметам вам поставят оценку экзаменаторы, а по моему предмету её поставит жизнь. Если вы не научитесь правильно питаться, противостоять угрозам, если будете зависимы от табака и алкоголя, то рано или поздно придёт час, когда вы пожалеете об этом. Но будет уже поздно.

О том, что мешает дышать

– Как на обучение влияет коронавирус?
– До 1 января 2022 года в школах Тверской области сохранятся все ограничения, которые были в прошлом году. Это, например, перемены в разное время для разных классов, масочный режим на переменах и другие. Я не врач и не имею права судить, нужно ли это. Думаю, ограничения скоро снимут в связи с тем, что пандемия, надеюсь, пойдёт на спад.
– По интернету ходит грустная шутка: «На работу вышло поколение, покупавшее дипломы, а скоро выйдет и поколение «дистанционщиков». На ваш взгляд, нужна ли дистанционка?
– Это один из способов преподавания, появившийся задолго до пандемии и весьма популярный в мире. Но на качество передачи информации она, безусловно, влияет, так как работает только для мотивированных учеников. Посмотрите один и тот же спектакль в театре и по телевизору: есть разница?
– Поддерживаете ли вы требования обязательной вакцинации учителей?
– Да, если у человека нет ограничений по здоровью. У нас переболели многие педагоги, один скончался, не помогла даже госпитализация в Москву. Сейчас большинство учителей 12-й гимназии вакцинировались.

На большой экран

– Вы пишете сценарии, музыку, ведёте репетиции и прогоны, преподаёте актёрское мастерство, хореографию и вокал детской труппе в 160 человек. В год выпускаете пять-семь премьер. А ваши ученики создают собственные произведения?
– Да, я их к этому стимулирую. Например, даю задание: снять трёхминутный фильм о здоровом образе жизни. Они объединяются в группы и начинают творить. Никогда не сужу строго об их работах, потому что люблю увлечённых людей и считаю, что тягу к любому виду творчества нужно поддерживать. Именно увлечённость двигает нас вперёд.
– Раньше вы готовили ребят и к съёмкам в кино. Продолжаете ли это делать или полностью сосредоточились на театральных и музыкальных постановках?
– У нас учат на артистов-универсалов. Совсем недавно по стриминговому каналу прошёл фильм «Пищеблок», в котором снялось несколько моих ребят. В этом году двое выпускников поступили в актерские вузы. Кино я очень люблю. Оно позволяет отстраниться от действительности и погрузиться в иллюзорный мир.
– Чем, на ваш взгляд, сильна средняя школа в Тверской области, а в чём ей следует «подтянуться»?
– Сильна сохранением и приумножением лучших традиций образования разных эпох. А о недостатках лучше пусть скажут министерские чиновники. Наш регион я искренне считаю жемчужиной России, просто его нужно привести в порядок.
– Что бы вы пожелали коллегам в День знаний?
– Быть постоянно интересными, быть книгой, которую невозможно прочитать до конца. Дети ведь провокаторы: часто сознательно пытаются увести в сторону вопросами, не имеющими отношения к уроку. Надо быть к этому готовым: суметь и ответить, и вернуть их «на грешную землю». Пройти по лезвию ножа. Но прежде всего желаю коллегам здоровья, терпения и творчества. И наконец, постоянного самосовершенствования и поиска: без всего этого не будет профессии «учитель».

Досье

Андрей Коряков.
Родился 23 июля 1970 года в Калинине. Окончил педагогический факультет Тверского государственного факультета. Профессиональный стаж – почти 30 лет. Работает в гимназии № 12 Твери. В 1992 году создал детскую театральную студию «Премьер», выросшую впоследствии в самостоятельный театр, а потом ещё и школу мюзикла. Автор мюзиклов «Карлик-Нос», «Кошкин Дом», «Испытание мага» и других. Снялся более чем в 20 фильмах и сериалах, в том числе «Дети Арбата», «Кадетство», «Частный детектив», «Медвежий угол», «Ранетки».