История в объективе. Какой была Тверь сто лет назад

Фотоателье Ивана Тачалова на пересечении улиц Трёхсвятской и Новоторжской. © / Иван Тачалов / Из архива

Его фотографии знало полстраны, а он сам всегда был в гуще исторических событий. Например, в 1915 году Ивану Тачалову доверили снимать приезд императора Николая II в Тверь. Сегодня его кадры – фотоистория столицы Верхневолжья.

   
   
Иван Тачалов Фото: Из архива/ Иван Тачалов

В наши дни память о знаменитом тверском фотографе хранит его правнучка Виктория Бурмистрова-Тачалова.

Поиск с нуля

Екатерина Евсеева, «АиФ в Твери»: Виктория, вы издали книгу про своего прадеда, создали большой фотоархив. Насколько я знаю, поиски начинались практически с нуля…

Виктория Бурмистрова-Тачалова: Действительно, началось всё с двух старинных снимков, которые я однажды увидела в бабушкином альбоме. Моё внимание привлекли изящные надписи «Тачалов Тверь». По фотографическим бланкам, которые, как правило, служили визитной карточкой мастера, я узнала, что Иван Тачалов работал в фотоателье на пересечении улиц Трёхсвятской и Новоторжской. При этом никаких воспоминаний о прадеде не сохранилось. Дедушка по линии отца рано умер, а бабушка, ей сейчас 95 лет, говорит, что судьбу родственников мужа в семье обсуждать было не принято. Предполагаю, что они подверглись репрессиям из-за происхождения. Прадед Иван Александрович, как позже выяснилось, был из семьи священнослужителей.

Я стала исследовать историю нашего рода. Часть информации удалось получить из тверского архива, куда я отправляла запросы. Но особенно мне помогли статьи тверского краеведа, филокартиста Александра Семёнова. Собранный мною сегодня фотоархив – это около сотни видовых открыток, сделанных по снимкам Ивана Тачалова (особенно широкую известность приобрели открытки с видами набережной, Соборной и Судебной площадей), и ещё более сотни фотографий, созданных в его фотоателье. Иван Александрович сделал множество портретных и семейных снимков, изготавливал выпускные альбомы учебных заведений, фотографировал важные события: приезд императора в столицу Верхневолжья в 1915 году, годовщину революции в 1918-м, первый рейс первого автобуса в Твери в 1923 году и т.д. Его работы – фотоальбом истории города.

На поиск информации у меня ушло около четырёх лет. В августе 2018 года я впервые приехала в Тверь, чтобы увидеть дом, где работал прадедушка. И вот в прошлом году была издана моя книга.

– Что оказалось наиболее сложным?

   
   

– Многие фотографии прадедушки находятся в частных коллекциях, я их выкупала на аукционах, что потребовало финансовых затрат. Кроме того, такое увлечение занимает много времени. Целый год я писала книгу каждый день, меньше времени уделяла семье. Но родные меня поддерживали.

Спасо-Преображенский собор и Императорский дворец. Фото: Из архива/ Иван Тачалов

Узнала по открыткам

– Вы живете в Москве. С какими чувствами приезжаете в Тверь?

– Моё знакомство с ней началось с видовых дореволюционных открыток. Сегодня я очень люблю приезжать сюда, просто даже прогуляться по Трёхсвятской, пройти по набережной. Испытываю чувство умиротворения. Тверь меня вдохновляет.

– Какой вы открыли для себя наш город по снимкам прадедушки?

– Я смотрю на него сквозь призму времени. Когда проезжаю мимо гимназии № 6 – для меня это в первую очередь Коммерческое женское училище со старинной фотографии; детская областная больница в моём восприятии – Женское епархиальное училище. Гуляя в городском саду, узнаю места, запечатлённые прадедом. Но самое дорогое для меня место – тот самый дом на пересечении Трёхсвятской и Новоторжской, где жил и работал Иван Тачалов. Каждый раз, приезжая, захожу в кафе, которое сейчас расположено там на первом этаже. Мысленно рисую старинное фотоателье, представляю, как люди поднимались на второй этаж, как их встречал мой прадед, как они обсуждали предстоящую съёмку.

В своей книге я постаралась передать атмосферу тех лет. В ней представлены 69 видовых снимков, к каждому есть небольшое описание. Например, интересна судьба открытки «Тверская мастерская дамского комитета во Дворце», изданная в 1914-1915 годах. На ней – Тронный зал Императорского дворца с мраморными колоннами, каминами в торцевых стенах, золочёными люстрами и канделябрами на стенах. Во время Великой Отечественной войны туда попал снаряд, интерьер затем восстанавливали по фото прадеда. Сохранилось оно, по данным краеведа Семёнова, благодаря тому, что такую открытку отправила в действующую армию в феврале 1915 года дочь последнего тверского губернатора Николая фон Бюнтинга.

Необычна фотооткрытка «Солнечное затмение луною, видимое в Твери 4 апреля 1912 г.». Газеты тогда сообщали: «Сегодня благодаря чрезвычайно ясной погоде и безоблачному небу Москва любовалась картиной солнечного затмения. Улицы и площади были усыпаны тысячами любопытных». В Петербурге это астрономическое явление снимал известный фотограф Карл Булла, в Твери – Иван Тачалов.

Тронула меня и история фотографии, на которой запечатлён мальчик, а на оборотной стороне подпись: Нил Николаевич Дюков. Сын священника, будущий выпускник Тверского духовного училища. На снимке это беззаботный ребёнок, который не знает, какая горькая судьба ему уготована. В 1937 году Дюкова арестовали, и больше его никто не видел. Спустя 20 лет его дочерей вызвали в Ржевское управление КГБ, познакомили с документами и рассказали, что Нил Дюков был расстрелян за антисоветскую агитацию, а в 1956 году реабилитирован.

Я часто выкладываю фотографии прадедушки в соцсети. Люди узнают на них своих родных, пишут мне. За каждым таким снимком – целая эпоха и судьбы народа.

Вид на Волгу и Тверцу (вместо Речного вокзала – Отрочь монастырь). Фото: Из архива/ Иван Тачалов

Найдите зацепки

– Сохранились ли воспоминания прадедушки о приезде императора в Тверь?

– Нет. Да и в документах Государственного архива Тверской области есть только информация о том, что Иван Тачалов снимал данное событие. Но сами фотографии ещё предстоит отыскать, чем я сейчас и занимаюсь.

– В последние годы вырос интерес к генеалогии. Почему так важно знать свой род?

– Через изучение истории своей семьи приходит понимание себя: почему ты такая, какие черты передались от предков. Начинаешь ощущать себя частью того самого семейного древа, что даёт дополнительную силу, энергию. Моя жизнь стала намного интереснее, да и сама семья больше сплотилась.

– Посоветуйте, с чего начать новичкам, желающим «вырастить» семейное древо?

– С беседы с самыми старшими членами семьи. Подготовьте вопросы, уточните имена и фамилии родных, место и год рождения и т.д. Обязательно записывайте ответы. Желательно сделать видео или аудиозапись, чтобы не упустить важные моменты. Получив первые зацепки, можно уже обращаться в архивы или ЗАГСы тех мест, где жили предки, найти метрические книги. Можно пообщаться с краеведами, посмотреть в соцсетях группы по генеалогии. Я уже не говорю про специалистов, которые проводят платные исследования.

Тверская мастерская дамского комитета в Императорском дворце. Фото: Из архива/ Иван Тачалов

В планах – музей

– Как сделать так, чтобы о творчестве Ивана Тачалова узнало больше людей?

– С момента выхода книги удалось провести несколько выставок работ прадеда и, словно на машине времени, перенести их гостей в атмосферу старой Твери. Периодически также провожу встречи с людьми, интересующимися старинной фотографией, краеведением, генеалогией. В планах – установить мемориальную доску на дом, где около четверти века жил и работал Иван Александрович. И моя самая большая мечта – на втором этаже этого дома открыть музей, где воссоздать старинный интерьер квартиры-фотостудии, представить оригиналы фото, архивные документы. История Твери и тверской фотографии откроется посетителям музея через объектив мастера светописи Ивана Тачалова. Уверена, Музей-фотосалон Ивана Тачалова на Трёхсвятской может стать таким же популярным местом, как Музей-фотосалон Карла Буллы в Санкт-Петербурге.

Я продолжаю собирать сведения о судьбе прадеда. К сожалению, до сих пор неизвестно, где и как закончился его жизненный путь. В 1927 году Ивана Александровича признали лишенцем за то, что он использовал наёмный труд (имелись в виду работники в фотоателье), а в 1929-м его ателье национализировали. В тот период он вынужден был заниматься фотосъёмкой на улице, стал выездным фотографом. Через два года уехал в Ленинград, а с 1933 года сведения о нём обрываются. Мне предстоит поработать с петербургскими архивами, чтобы возродить память о мастере светописи Иване Тачалове.

Досье

Виктория Бурмистрова-Тачалова.

Родилась в 1981 г. в Москве. Окончила Московский педагогический госуниверситет им. Ленина по специальности «Дефектолог, логопед». Работает по профессии. Автор книги «Тверь начала ХХ века в объективе фотографа на открытках, фотографиях и в архивных документах». В 2022 г. получила за неё диплом «Открытие года» Тверской областной библиотеки им. Горького.