Другого такого нет. Священник из Городни исповедовал многих известных людей

Алексей Злобин / Из личного архива

«Напишите обязательно про нашего батюшку Алексея. Другого такого точно нигде нет!» – так встретили журналиста «АиФ в Твери» в церкви Рождества Богородицы села Городня Конаковского района. И правда: уникальных событий как в судьбе настоятеля храма протоиерея Алексея Злобина, так и в истории церкви, где он служит уже 46 лет, очень много.

   
   

Этот храм – самый древний в Верхневолжье. Именно сюда в 2005 году на рождественскую службу приезжал Президент России Владимир Путин. А Алексей Злобин – единственный в стране действующий священник, который был депутатом Верховного Совета РСФСР во время расстрела Белого дома в 1993-м. В этом году батюшке исполнилось 85 лет. Из них 65 он посвятил служению церкви, за что его наградили орденом святителя Иннокентия первой степени.

В подарок – гимназия

Елена Семко, «АиФ Тверь»: Отец Алексей, мы беседуем с вами в уютной православной гимназии села Городня. Вы создали её с нуля. От желающих здесь учиться нет отбоя. Как вам это удалось?

Настоятель храма Рождества Богородицы села Городня, протоиерей Алексей Злобин: Я очень хотел, чтобы детишки, обучаясь обычным наукам, могли постигать и основы православия. Поэтому в середине 90-х вместе с двумя помощницами начали заниматься с детьми в обычной сторожке. А затем, в 1989-м, меня пригласили для проведения большого Крестного хода по Волге, Днепру и Западной Двине. За лето мы прошли путь от истока Волги до Чёрного моря и всю Белоруссию. И участники этого события, в том числе владелец теплохода – предприниматель Александр Миронов, предложили исполнить любое моё желание. Я и попросил помочь построить православную школу.

Землю под сгоревшим сельским клубом помог получить тогдашний губернатор Тверской области Владимир Платов. И случилось чудо: всего за два года гимназия была построена. Огромную роль в этом сыграли имя и забота Сергея Степашина, в то время председателя Счётной палаты. Мы получили двухэтажное просторное здание с современными кабинетами, спортивным и актовым залами, столовой. Учениками первых пяти классов стали как раз те дети, с которыми мы занимались в церковной сторожке. Сейчас в гимназии обучается 162 ученика. Сложилась особая атмосфера. Дети получают хорошее общее образование. Ни один год не обходится без медалистов. Сожалею только, что мы не можем принять всех желающих.

– Храм Рождества Богородицы ХIV века вы тоже отреставрировали. Кто помог тогда?

– Писатель Борис Полевой. Он очень любил наш храм и договорился, чтобы на его возрождение выделили деньги из Фонда мира. Когда в 1974 году я приехал служить в Городню из села Красное Торжокского района, в церковь даже заходить было опасно: она могла рухнуть в любой момент. Арку, например, подпирал берёзовый столб. За десять лет храм восстановили с Божьей помощью и участием реставраторов. Перебрали всё до последнего камня. Нужно было ещё отреставрировать старинный иконостас с 300-летними иконами. Я каждую возил в Москву известным реставраторам – супругам Брягиным и их дочери. Над одной особо уникальной иконой, где изображены все святые, они работали год.

   
   
Фото: Из личного архива/ Алексей Злобин

Позже к храму построили мостик, я посадил дубки, которые уже более 50 лет радуют глаз. У нас здесь такая красота! Храм стоит на высоком берегу Волги, кругом восхитительная природа в любое время года. Летом по Волге ходят суда. Туристы едут со всей России. Много известных людей приезжает. Бывал здесь часто литератор Владимир Солоухин, писали свои картины именитые художники. На 600-летие храма сюда приезжал патриарх Алексий II.

– Наверное, людям приятно осознавать, что в этом храме отстоял рождественскую службу Владимир Путин. Вы с ним тогда пообщались?

– Да, я вёл эту службу. Собственно говоря, он знал меня как депутата Верховного Совета, в 2001 году в Кремле вручал мне орден Почёта. После службы президент общался с жителями. В тот момент я и попросил его, чтобы в Городне сделали сельский клуб взамен сгоревшего. Он живо откликнулся на эту просьбу и быстро организовал строительство.

Выполняя обет

– Как вообще получилось, что вас избрали народным депутатом Верховного Совета? Это настолько необычно для священнослужителя, да ещё в те времена…

– Да, действительно, священников в высшем законодательном органе того времени было лишь четверо. В 1990 году мне предложила баллотироваться инициативная группа работников Редкинского опытного завода. И уже через несколько месяцев я стал депутатом, а затем и секретарём комитета по свободе совести, вероисповедания, милосердию и благотворительности.

Когда в 1993 году Борис Ельцин своим указом прекратил деятельность Верховного Совета, вокруг Белого дома создалась опасная ситуация. На улице перед зданием собрались огромные толпы, одних только омоновцев было 20 тысяч, слышались выстрелы. Из стоящей машины на всю площадь звучало «Путана, путана». Было страшно. Из епархии нам доставили все необходимое для литургии. Через громкоговоритель я попросил тишины, сказал, что будет совершена служба. Через минуту толпа умолкла, выключили музыку. Литургия шла три часа, потом я зачитал письмо Патриарха. И всё это время на площади было тихо. Затем депутаты один за другим стали подходить ко мне: одни просили их окрестить, другие – исповедовать и причастить. Никто не знал, сколько кому жить осталось. Когда на следующий день буквально за час до расстрела Белого дома нас вывели на улицу, мы дали обет: построить храм в честь святителя Николая.

– Обет выполнили?

– Всё в процессе. Под новый храм много лет назад выделили полгектара земли на Соминке, близ Тверского государственного университета. Сделали фундамент, на освящение которого приезжали более ста бывших депутатов Верховного Совета России. Проект церкви давно готов. Но потом с оформлением участка возникли большие сложности, из-за чего мы потеряли десять лет. Сейчас всё улажено, в следующем году думаю непременно начать строительство. За три–пять лет, надеюсь, управимся. Лишь бы Бог меня к себе раньше не забрал.

– Сложностей вы не боитесь. Храм Архангела Михаила в селе Красное Торжокского района реставрировали тоже вы. Каково было служить в советское время, в эпоху атеизма?

– Служили мы так же, как и сейчас. Но священникам регулярно поступали предложения от силовых структур. Меня, например, не раз пытались отправить на работу за границу. Я каждый раз отказывался. Чудо, что из-за этих отказов не последовало наказание! Впрочем, с чудесной Божьей помощью я сталкивался в жизни не раз.

Фото: Из личного архива/ Алексей Злобин

Звёздное небо

– Как вы, человек из обычной советской семьи, пришли к вере?

– Когда отец в войну ушёл на фронт, мне исполнилось шесть лет. Я был старшим из четырёх ребятишек и рано взял ответственность за семью на себя. Запасал дрова, пас корову, совсем юным стал задумываться о серьёзных вещах.

Верующей у меня была бабушка, хотя она и знала всего одну молитву. Жили мы в Сибири, в городе, который тогда назывался Сталинском. Так получилось, что я стал общаться с одним священником, которого, по окончании срока, отпустили на поселение из лагеря. Он мне рассказывал про церковь, а я слушал, буквально открыв рот. Запомнились его рассказы и бабушкина молитва, звучащая под ярким звёздным сибирским небом. Окончив школу, я твёрдо решил поступать в духовную семинарию, но признаться родне в этом не посмел. Сказал, что еду учиться на инженера, и отправился в столицу.

– И как устроились?

– Тоже чудом. Оказалось, что только для того, чтобы подать заявление в семинарию, нужна кипа справок. Документов у меня не хватало, знаний маловато, денег лишь пять рублей, и жить негде. Хорошо, что в поезде, в котором несколько суток добирался из Сибири в Москву, один из пассажиров дал мне свой адрес в Подмосковье. Я к нему приехал, и он меня приютил. В местном храме познакомился с учительницей – удивительной женщиной, которая пригласила к себе пожить и обучала старославянскому языку. Ну не чудо ли? Клавдия Ивановна за меня похлопотала, дала рекомендацию. И я поступил в семинарию, хотя со всего СССР туда принимали лишь по 40 человек в год, а из России - только 10.

Железная свадьба

– С матушкой Любовью Ильиничной вы отпраздновали железную свадьбу: 65 лет совместной жизни! Как начиналась ваша любовь?

– Мы вместе учились в школе, сидели за одной партой в старших классах. Затем она поступила в вуз в Ленинград, а я в семинарию в Москву. Ездил к ней в гости, каждый день писал письма, она каждый раз отвечала. Потом встал вопрос ребром: или идти в армию, или стать священником, жениться. Люба согласилась выйти за меня замуж. Сначала меня отправили в церковь в Тверь, затем в село Красное. Там ребятишки у нас стали рождаться один за другим: шесть детей за девять лет! Так всю жизнь вместе в заботах и прожили. А если обижались – так разве что на полчаса, не больше. Однажды матушка в пылу ссоры сахар мне на голову высыпала. Молодые были, горячие. Но потом притёрлись. Теперь у нас уже двенадцать внуков и одиннадцать правнуков.

Фото: Из личного архива/ Алексей Злобин

– Отец Алексей, в свои 85 лет вы такой энергичный и жизнерадостный человек! В чём секрет?

– Ну а что ж делать-то? Надо жить! (Смеётся.) На самом деле, наверное, нужно всегда быть занятым, трудиться. Чувство юмора, смех, труд и упорство очень помогают по жизни, я так думаю.

От редакции: Еженедельник «АиФ в Твери» благодарит за содействие в подготовке данного интервью депутата Совета депутатов Городенского сельского поселения Романа Щеглова.

Факт

По инициативе Алексея Злобина в Тверском государственном университете в 1998 году была открыта кафедра теологии.

Досье

Протоиерей Алексей Злобин.

Родился 21 марта 1935 года. Окончил Московскую духовную семинарию, затем академию. С 1955 по 1974 гг. – настоятель храма Михаила Архангела в селе Красное Торжокского района, с 1974 года – настоятель церкви Рождества Богородицы в селе Городня-на-Волге Конаковского района. С 1990 по 1993 гг. – народный депутат Верховного Совета РСФСР. Награждён орденами преподобного Сергия Радонежского, святителя Макария, святителя Иннокентия и другими. Почётный гражданин Тверской области.

Фото: Из личного архива/ Алексей Злобин