Путешествовать и получать за это деньги – не работа ли мечты?! Александр Еликов из Твери сделал туризм своей профессией. За его плечами – миллионы километров по бездорожью.
Он исколесил на автомобиле всю страну вдоль и поперёк, покорил Арктику, первым в истории доехал до мыса Челюскина на легковом автомобиле и поставил немало других рекордов, а теперь помогает туристам посетить самые красивые места России.
Заглянуть за горизонт
Екатерина Евсеева, tver.aif.ru: Александр, ради путешествий вы даже уволились из «Газпрома». А с чего началась любовь к странствиям?
Александр Еликов: Я всегда говорю, что путешественниками не становятся, а рождаются. Ещё в садике родители моих сверстников запрещали своим детям дружить со мной, потому что я постоянно всех куда-то уводил на прогулке. Сколько себя помню, мне всегда было интересно заглянуть за горизонт: что находится за пределами садика, дома, города, региона... Долгие годы туризм воспринимался как хобби, теперь я работаю путешественником.
Что касается «Газпрома», я там действительно отработал около 20 лет. Когда решил уйти, многие меня не поняли. Ведь всё было хорошо: отличная зарплата, уверенность в завтрашнем дне. Но любовь к путешествиям оказалась сильнее.
– Вы организуете авторские экспедиции на Русский Север и в другие уголки страны. Что двигает людьми, которые отправляются в столь необычные туры?
– В такие поездки едут обычные офисные сотрудники, которые просто хотят увидеть страну, получить яркие впечатления, удивиться и узнать что-то новое. Мы заранее проговариваем возможные сложности, обсуждаем нюансы. Например, поездка в Арктику каждый раз как лотерея. Тут не может быть никакого графика, всё зависит от погоды. Туры могут длиться целый месяц и требуют сплочённости команды. Впрочем, на моей памяти был только один случай, когда люди чуть не сошли с ума от условий Арктики, им даже вызывали вертолёт. Но это было давно, когда я туризмом ещё не занимался профессионально. Просто есть такое понятие, как усталость от холода. Это психологическое состояние. Сначала появляется раздражение, оттого что всё время мороз и снег, потом возникают апатия и даже психоз. Не все могут с этим справиться.
Счастье не в прописке
– Какие места вас особенно впечатлили в путешествиях, а какие, возможно, разочаровали?
– Даже самые заброшенные и забытые уголки, где люди живут на грани нищеты и в тяжёлых условиях, находят отклик в сердце. Они приземляют. Здесь ты начинаешь понимать, насколько твои хотелки, человека из средней полосы страны, никчёмны по сравнению с тем, как живут в других регионах. Но что удивительно: сами люди в этих местах счастливы и открыты. В такие моменты я вспоминаю жителей Твери, от которых часто можно слышать, как всё плохо в родном городе. Но знаете, Тверской регион вполне привлекателен. С тем, как живут в Тыве и по каким дорогам ездят в Костромской области, Тверь даже не сравнится. Вот там реально проблемы!
Что касается любимых мест, есть в России две точки, куда я постоянно возвращаюсь. Первая – север полуострова Таймыр, где никогда не было населённых пунктов. Там как в космосе! Вторая – гора Рагдан в Дагестане, самая южная точка России. Эти виды – сумасшествие какое-то! Едешь и не можешь прийти в себя от пейзажей, за каждым поворотом – невероятная красота.
– Кажется, вы видели в России уже всё. Что сегодня ищете в путешествиях?
– Каждый раз отправляясь в поездку, стараюсь увидеть что-то новое в этой местности. Да и невозможно всё сразу посмотреть. Вот я сам из Твери, но я же не видел всю Тверскую область. Да, был во всех районных центрах, но, если начать досконально копать историю каждого населённого пункта, окажется, что вообще ничего не знаю. И это мы говорим только о Тверской области. А представьте всю Россию! Наша страна настолько огромная, так богата историей и необычными местами, что целой жизни не хватит, чтобы всё посмотреть. Но самое главное во всех поездках – люди. Жители Крайнего Севера, например, очень гостеприимны и открыты. Ты можешь приехать в деревушку, где нет никаких магазинов, и спросить, где можно поблизости купить хлеб. Первый же человек побежит домой (а там хлеб сами пекут), вынесет самую свежую, лучшую буханку и не возьмёт денег. Эту черту даже нельзя назвать гостеприимностью. Это что-то большее. И таких примеров много.
«В меня стреляли, отбирали деньги»
– Внешняя обстановка добавила популярности внутреннему туризму в России. Но соответствует ли инфраструктура?
– Если сравнивать с 90-ми, когда я начинал путешествовать, то мы ушли куда-то в будущее. Есть интернет, мобильная связь, навигаторы. На трассах полно мест, где можно заночевать, поесть, просто отдохнуть. За последние годы лучше стали и дороги, по крайней мере федеральные точно. Но при этом надо понимать: чем больше ты хочешь увидеть и чем дальше забираешься, тем меньше там условий. Отдалённые уголки до сих пор не заточены на туризм. Но это закономерно. Никто не станет строить гостиницы, кафе и прочее, пока не будет постоянного потока. В той же Териберке, где сейчас нет отбоя от туристов, ещё лет семь назад даже в туалет негде было сходить, не то что поесть. Это было заброшенное село с нулевой инфраструктурой. Но поехал турист – и сразу пришёл бизнес. Поэтому одна из моих задач – помогать людям видеть самые прекрасные уголки нашей страны. Чем больше людей туда поедет, тем быстрее там всё возникнет.
– Насколько безопасен сегодня самостоятельный туризм?
– Знаете, я начал путешествовать ещё в 90-е. В те годы несколько раз можно было нарваться на бандитов, пока едешь из одного города в другой. В меня много раз стреляли, отбирали деньги, пытались подрезать на машине, приставляли пистолет к виску на МКАДе, хотели напасть на окружной в Твери... Страшные времена были. Помню, как всякий раз, подъезжая к заправке, блокировал двери и смотрел, что за машины рядом, какие номера, как смотрят люди. Только после этого принимал решение: выйти и заправиться или уехать. Ночевали около постов ГАИ или в хороших гостиницах с охраняемыми стоянками. Сегодня мы можем комфортно ехать, ночевать хоть в машине и знать, что никто не нападёт. Да что там: мы сегодня ходим с дорогими телефонами по 100 тысяч и даже не думаем, что у нас их могут вырвать из рук.
– Как семья относится к долгому отсутствию дома?
– На самом деле я сейчас дома нахожусь даже больше, чем во времена работы в «Газпроме». Приезжаю из экспедиции – и абсолютно свободный человек. Я вижу, как растут мои дети: мы вместе завтракаем, я провожаю в школу, встречаю... А раньше папа всегда был на работе.
– Говорят, путешествия делают человека счастливее. Согласны?
– Конечно! Хотя бы потому, что каждый человек мечтает об отдыхе. Всякий раз, отправляясь в поездку, ты исполняешь своё маленькое желание.