Жалкое зрелище. После диких туристов Тверская область погрязла в мусоре

Яна Субботко / АиФ в Твери

Лето подходит к концу, и популярные места отдыха в Верхневолжье после наплыва туристов представляют собой жалкое зрелище. Оно и понятно: ценники на турбазах и в глэмпингах кусаются, поэтому многие предпочитают отдыхать «дикарями». Как результат – вновь горы мусора и импровизированные туалеты на берегах водоёмов и в заповедных лесах.

   
   

Ни контейнера, ни туалета

В купальный сезон особой популярностью пользуются берега рек и озёр, куда устремляются туристы не только из Тверской области, но и из соседних регионов. «Традиционный наплыв отдыхающих у нас наблюдается на водоёмах в Конаковском, Кимрском и Калязинском районах, а также на Рыбинском водохранилище в Весьегонском муниципальном округе, где тоже много желающих отдохнуть и порыбачить. Нельзя забывать и про озеро Селигер, сюда приезжает покупаться большое количество людей», – отмечает руководитель Тверского инспекторского отделения ГИМС МЧС России по Тверской области Сергей Шлыков.

Вот только берега тут не оборудованы ни туалетами, ни местами для сбора мусора. На том же Селигере сосновый бор у воды обвешан простынями и плёнкой, с помощью которых туристы сделали себе импровизированные санузлы. Вокруг разбросаны отходы. Те, кто приезжает на озеро следом, вынуждены либо отдыхать среди помойки, либо искать ещё незагаженный участок. Постепенно весь берег превращается в одну сплошную свалку. А ведь рядом – красивейшее озеро и одна из туристических жемчужин региона Нило-Столобенская пустынь.

«Жаль, что в таком популярном месте отдыха процветает именно «дикий» туризм. Нужны оборудованные площадки. Не обязательно это должны быть глэмпинги, которые могут оказаться не всем по карману. Но стоит предусмотреть хотя бы туалет, душ, место для сбора мусора, – говорит доцент кафедры туризма и природопользования факультета географии и геоэкологии Тверского госуниверситета Елена Пушай. – Этот вопрос особенно сложный на такой территории, как Селигер, где огромный наплыв людей. Здесь нужна целевая программа, чёткие финансовые расчёты. Организация цивилизованного отдыха, естественно, стоит определённых денег. Когда люди едут в путешествие, они закладывают средства на такие расходы. И конечно, нужно работать с местным населением. Следует учитывать мнение людей: как они относятся к такой серьёзной рекреационной нагрузке на своей территории».

Так, в своё время из-за несогласия местных жителей и отсутствия заинтересованности у властей экологам не удалось добиться того, чтобы на территории Селигера создали национальный парк. Люди подумали, что им полностью закроют сюда доступ, хотя это было не так. «Эта история длится с 1980-х годов. Населению толком не объяснили, что это не запрет на использование природных территорий, а регулируемый туризм. В национальном парке существует зонирование: есть особо охраняемые участки, но есть и места, на которых разрешены природопользование и туризм. Такое зонирование стало бы идеальным решением для организации цивилизованного отдыха на берегах многих водоёмов Верхневолжья», – объясняет Елена Станиславовна.

Конечно, нельзя снимать ответственность за халатное отношение к природе и с самих отдыхающих. Кто мешает им вывезти после себя весь мусор? Ведь большинство туристов приезжают в палаточные лагеря на личном транспорте. «Нельзя ни в коем случае закапывать в землю отходы, даже пищевые. Да, органический мусор довольно быстро разлагается. Но большую роль тут играет плотность размещения туристов. Если на берегу стоит 10 палаток и все, кто в них живёт, просто закопают свой мусор, то будет очень большая нагрузка на природу», – предупреждает Елена Пушай.

Опыт прошлых лет

Субботники, если они являются разовой акцией, тут мало чем помогут. Нужны долгосрочные проекты, которые бы несли в том числе и образовательную составляющую. Так, около 20 лет назад в Осташкове регулярно проходил лагерь «Чистый Селигер». Он объединял городскую и областную администрации, учащихся средних специальных учебных заведений, общественников, военных, турклубы, представителей экологического центра при госуниверситете. Ежегодно около 120 человек в течение десяти дней жили на берегу озера и убирали окружающую территорию, а также беседовали с туристами о том, как правильно вести себя на природе.

   
   

Остаётся надеяться, что постепенно в регионе обратят внимание на проблему зонирования и оборудования мест для отдыха, а также на создание новых экологических троп и образовательных проектов, а масштабное открытие кемпингов и глэмпингов приведёт к тому, что цены на отдых в них станут доступнее. Пока же жителям и гостям Верхневолжья по-прежнему приходится выбирать: отдать пять тысяч рублей за сутки, чтобы пожить в палатке в оборудованном кемпинге, или поехать на природу дикарём – туда, где нет возможности даже цивилизованно сходить в туалет.

Кстати

В течение 10 лет в регионе существовала экологическая тропа к истоку реки Волги. Туристы по деревянным настилам гуляли среди уникального природного ландшафта. Был также проект организации аналогичной тропы и на острове Хачин. Однако все эти идеи без должной поддержки канули в небытие.